Современная российская правовая политика в области жилищных отношений носит, несомненно, патерналистский характер, что отличает Россию от ряда европейских стран.
Это проявляется как в высокой степени опеки со стороны государства (предоставление социального жилья и земельных участков для жилищного строительства, государственное субсидирование ипотечного кредитования, помощь обманутым дольщикам, жесткий жилищный надзор и т. д.), так и в стремлении самих граждан доверять государству устройство собственной жизни, поступаясь иногда некоторыми своими правами и свободами.
О нормативном закреплении ограничений жилищных прав человека
Отчасти данный факт обусловлен высоким статусом конституционного права на жилище и его неприкосновенность, относящегося к основным правам человека и закрепленного целым рядом международных правовых актов. Но сама особенность связана с устойчивостью сформировавшегося правосознания, прежде всего - с государственно-патерналистским комплексом представлений, выработанным привычкой жить в условиях распределительной системы. Патерналистские установки населения и государства в данной сфере приводят, помимо прочего, к особенностям правового инструментария при регулировании жилищных отношений. В частности, к большому количеству ограничений жилищных прав граждан, наличие которых в механизме правового регулирования само по себе не является его отрицательной характеристикой - ограничения необходимы для соблюдения баланса частного с публичным. При том, однако, условии, что такие ограничения являются законными.
Критерий законности ограничений жилищных прав включает в себя, помимо прочего, законность формы - а именно закрепленность нормы, содержащей правовое ограничение, в федеральном законе (п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). П. 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, призванный раскрыть названное положение в его отношении непосредственно к жилищным правам, и в остальном полностью его воспроизводящий, допускает небольшое, но существенное различие в формулировках, устанавливая, что «жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона» (курсив наш - К. Ш.). Буквальное прочтение текста указанной нормы в сравнении с названым положением ст. 55 Конституции Российской Федерации наводит на мысль о том, что законодатель фактически допускает иные формы ограничений жилищных прав, нежели закрепление их в федеральном законе (например, в подзаконном акте), при условии наличия неких установленных законом оснований. И, несмотря на, казалось бы, очевидную неконституционность положения, соответствующая практика в нормотворчестве не редка.
Например, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - «Правила»), устанавливают право (и обязанность) исполнителя коммунальных услуг осуществлять проверку технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, проверку достоверности передаваемых потребителем сведений о приборах учета и их состояния, для чего не чаще чем 1 раз в 3 месяца требовать предоставления доступа в жилое помещение (пп. «б», «г» п. 32, п. 82 Правил) и корреспондирующую обязанность потребителя коммунальных услуг такой доступ предоставить (пп. «е», «ж» п. 34, пп. «б» п. 85 Правил). И если ограничение конституционного права человека на неприкосновенность жилища есть качественное и (или) количественное исключение либо сужение объема и содержания данного права, которое может выражаться, помимо прочего, в установлении запретов, обязанностей, сроков осуществления и иных обременений, то установление обязанности по предоставлению доступа некоему лицу в жилое помещение, безусловно, таковым является. Законно ли такое ограничение?
Верховный Суд Российской Федерации на такой вопрос ответил утвердительно, отметив, что названные положения федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, прав и законных интересов не нарушают. Полагаем, что такой вывод опирается как раз на п. 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации, касающийся ограничения жилищных прав на основании федерального закона, в целях защиты прав и законных интересов других лиц. Но если ограничение основного права установлено подзаконным нормативным актом, конституционно ли такое ограничение?
На этот вопрос утвердительно ответил и Конституционный Суд Российской Федерации, указав, что рассматриваемые положения не предполагают вход работников исполнителя в жилое помещение потребителя без согласия последнего. На наш взгляд, позиция, по меньшей мере, странная, учитывая, что: а) нормативным правовым актом установлена прямая обязанность по предоставлению доступа в помещение (а предоставление доступа предполагает вход в него); б) предусмотрены неблагоприятные финансовые последствия (санкция) за невыполнение такой обязанности, в виде начисления платы за потребляемые коммунальные ресурсы, исходя из нормативов потребления, что в подавляющем большинстве случаев означает дополнительные расходы потребителя; в) указанное, сужая объем и содержание права на неприкосновенность жилища, содержит все признаки ограничения такого права, при этом установленного подзаконным актом, что по форме противоречит прямому требованию Конституции Российской Федерации.
Дополнительного внимания заслуживает позиция о том, что рассматриваемое ограничение является договорным и касается исключительно сторон отношений ресурсоснабжения, в которых потребитель добровольно принимает на себя соответствующие обязательства по договору ресурсоснабжения, в том числе путем совершения конклюдентных действий, а Правила лишь регулируют условия такого договора. Приведенную аргументацию считаем необоснованной по следующим причинам.
По итогам крайней переписи населения Российской Федерации, опубликованным Росстатом, 65 процентов россиян проживают в многоквартирных домах. То есть, обязанность большинства россиян по вступлению в правовые отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг, не зависит от их волеизъявления, и возникает с момента регистрации права собственности или заключения договора найма (п. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации). К данным отношениям не применимы положения гражданского законодательства о свободе договора, они регулируются императивными нормами законодательства, потребители коммунальных услуг не имеют правовой возможности в них не вступать. Более того, право на неприкосновенность жилища, являясь основным правом, неотчуждаемо в силу п. 2 ст. 17 Конституции Российской Федерации, а соглашение сторон договора об отказе от такого права полностью или в части является ничтожным.
Резюмируя вышесказанное, отметим следующее. Российское законодательство содержит ограничения основных прав граждан, установленные с пороком формы закрепления. Данный факт вовсе не свидетельствует о нецелесообразности или несоразмерности таких ограничений. Возвращаясь к рассмотренному в данной статье примеру, полагаем, что доступ к оборудованию, обслуживающему более одного помещения в многоквартирном доме, необходим в целях обеспечения надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в таком доме, а доступ к индивидуальным приборам учета - в целях обеспечения надлежащих расчетов за потребленные коммунальные ресурсы. Тем не менее, юридически такие ограничения являются незаконными, и необходимо провести серьезную законотворческую работу с целью устранения обозначенной проблемы и недопущения дискреционных полномочий иных, кроме федерального законодателя, органов по установлению ограничений основных прав человека.
ШУШПАНОВ Константин Сергеевич
юрист ООО «ЖилСтройКонсалтинг»