Согласно изменениям в жилищном законодательстве с 2014 года на собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества
Минимальный размер взноса определяется самостоятельно в каждом субъекте Российской Федерации. Указанная обязанность распространяется на всех собственников помещений в многоквартирном доме с момента возникновения права собственности на помещения в нем, за исключением определенных категорий граждан.
Преимущества и недостатки способов формирования фондов капитального ремонта многоквартирных домов
Расходы на капитальный ремонт общего имущества МКД финансируются за счет средств фонда капитального ремонта. Фонд капитального ремонта формируется путем консолидации взносов, уплачиваемых собственниками помещений, а также процентов, которые начисляются за просрочку внесения взносов.
Согласно ч. 1 ст. 174 Жилищного кодекса РФ средства фонда капитального ремонта могут использоваться:
- для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- разработки проектной документации;
- оплаты услуг по строительному контролю;
- погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ;
- для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.
В ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса РФ определены два способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома:
- перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
- перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Указанные способы существенно отличаются друг от друга. Итак, первый способ предусматривает, что собственники помещений в МКД перечисляют взносы на капитальный ремонт на специальный счет в кредитной организации, но при этом из собственности плательщиков уплаченные денежные средства не выбывают. Все обязанности по организации и проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома ложатся на плечи самих собственников.
Средства фонда капитального ремонта всегда доступны для собственников помещений многоквартирного дома. Они могут использоваться ими для проведения работ по капитальному ремонту общего имущества, даже если планируемый региональной программой срок проведения работ ещё не наступил.
Если денежные средства, имеющиеся на специальном счете в банке, недостаточны для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, который был запланирован на ближайшее время, то собственники помещений имеют право привлекать кредиты банка. Затем для погашения кредита используются денежные средства на специальном счете. Следовательно, собственники помещений в МКД, формирующие фонд капитального ремонта на специальном счете, могут не копить денежные средства в течение длительного времени, а получить заемные деньги в необходимом размере в необходимое время.
Также хотелось бы отметить, что на специальном счете накапливаются денежные средства исключительно для проведения капитального ремонта одного конкретного многоквартирного дома, то есть дома, в отношении которого и открыт специальный счет в банке. В силу ч. 8 ст. 170 Жилищного кодекса РФ[4] законом субъекта РФ установлен минимальный размер фонда капитального ремонта в отношении МКД. По его достижении собственники помещений вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением взносов собственников, которые имеют задолженность.
Согласно ч. 2 ст. 175 Жилищного кодекса РФ владельцем специального счета может быть:
- товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах;
- осуществляющий управлением многоквартирным домом жилищный кооператив;
- управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом на основании договора управления.
Собственники помещений многоквартирного дома также вправе принять решение о выборе регионального оператора в качестве владельца специального счета (ч. 3 ст. 175 Жилищного кодекса РФ). Региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда, которое создается субъектом РФ (ст. 178 Жилищного кодекса РФ). Формирование фонда капитального ремонта у регионального оператора означает, что взносы собственником помещений многоквартирного дома перечисляются на счет организации, которая создается субъектом РФ для организации и проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Отличительной чертой данного способа является то, что взносы на капитальный ремонт становятся имуществом регионального оператора, а фонд капитального ремонта формируется в виде обязательственных прав собственников помещений многоквартирного дома в отношении регионального оператора. То есть, собственники помещений имеют полное право требовать от регионального оператора осуществления капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в объеме и сроки, которые определены региональной программой капитального ремонта.
Указанная система финансирования капитального ремонта позволяет при недостаточности денежных средств для осуществления капитального ремонта общего имущества в одном многоквартирном доме, предусмотренного региональной программой, использовать денежные средства на возвратной основе, полученные от собственников других многоквартирных домов, в которых не планируется осуществление капитального ремонта в ближайшее время. Следует отметить, что законом субъекта РФ может быть установлено, что использование средств допускается только при условии, что указанные многоквартирные дома расположены на территории определенного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований согласно ч. 4 ст. 179 Жилищного кодекса РФ.
Указанные способы формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома существенно отличаются друг от друга, что свидетельствует о необходимости тщательного изучения всех преимуществ и недостатков каждого из способов. Изучение плюсов и минусов позволит собственникам помещений многоквартирного дома принять решение о наиболее оптимальном на их взгляд способе формирования фонда капитального ремонта.
Итак, рассмотрев два способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, выделим следующие их преимущества и недостатки:
Преимущества способа формирования фонда капитального ремонта на специальном счете в банке:
- возможность использования денежных средств фонда в отношении капитального ремонта общего имущества исключительно вашего многоквартирного дома (накопление денежных средств на счете одного многоквартирного дома и использование их на ремонт других многоквартирных домов не допускается);
- допустимость самостоятельно контролировать формирование фонда капитального ремонта;
- возможность проведения работ ранее установленного срока в случае накопления необходимой суммы;
- возможность собственникам помещений многоквартирного дома самостоятельно выбрать подрядную организацию для проведения ремонта общего имущества многоквартирного дома, определить сроки выполнения работ, принять работы, а также самостоятельно выбрать кредитную организацию,
- Преимущества и недостатки способов формирования фондов в которой будет открыт счет конкретного многоквартирного дома;
- возможность в любой момент изменить способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома.
Мы полагаем, что наиболее целесообразным впервые выбрать (либо изменить) способ формирования фонда капитального ремонта и перейти от регионального оператора на специальный счет в банке представляется для только введенных в эксплуатацию многоквартирных домов, которые совсем недавно включены в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, срок проведения капитального ремонта которых планируется только через 20-30 лет.
Недостатки формирования фонда капитального ремонта на специальном счете в банке:
- собственники помещений многоквартирного дома самостоятельно несут расходы по содержанию и ведению счета;
- владельцы специального счета самостоятельно взаимодействуют с выбранным банком;
- работа с должниками по оплате взносов ведется собственниками помещений многоквартирного дома.
Преимущества формирование фонда капитального ремонта многоквартирных домов у регионального оператора:
- проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которые остро нуждаются в этом;
- субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах, что непосредственно дает гарантию гражданам на выполнение всех обязательств региональным оператором.
Недостатками способа формирования фонда капитального ремонта у регионального оператора являются:
- решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете вступает в силу через два года после направления региональному оператору решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, если меньший срок не установлен законом субъекта РФ;
- нехватка денежных средств, собираемых региональным оператором для осуществления возложенных на него функций;
- отсутствие у регионального оператора эффективных рычагов воздействия на неплательщиков взносов (возможность взыскания взносов только в судебном порядке);
- проведение капитальных ремонтов многоквартирных домов через 20-30 лет, что вызывает недовольство граждан, поскольку никто не сможет прогнозировать, что будет происходить в стране через 10-15 лет, и сможет ли региональный оператор эффективно действовать все это время;
- отсутствие доверия со стороны общества.
Мы полагаем, что управляющие компании, товарищества собственников жилья и т.п. имеют лучшее представление о том, на какие нужды для дома лучше направить денежные средства. Они делают это быстрее и эффективнее, то есть решают проблемы по мере их возникновения. Мы понимаем, что государство, образовав систему региональных операторов, стремилось решить наболевшие проблемы проведения ремонта общего имущества многоквартирных домов, однако на практике создало несовершенный механизм, который нуждается в значительной законодательной доработке.
Необходимо иметь полную картину того, какие преимущества и недостатки несут в себе рассмотренные способы формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома, несмотря на то, что для каждого собственника помещений многоквартирного дома указанные плюсы и минусы могут представлять различный уровень важности при принятии решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
РАМАЗАНОВА Раисат Магомедкамильевна
магистрант Юридического факультета Дагестанского государственного университета, юрист Ассоциации «КА «Гамидов и партнеры»
АХМЕДОВА Замира Ахмедовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Юридического института Дагестанского государственного университета