Подавляющая часть земельного фонда Российской Федерации находится в государственной или муниципальной собственности (92,5%)! Предоставление земельных участков в аренду является основным способом вовлечения земельных участков в оборот.
Фактически правовой механизм предоставления земельных участков под застройку представляет собой способ приватизации земель, в связи с чем на законодательное регулирование указанной сферы накладывается дополнительная ответственность. Правовой режим земель в период осуществления строительства имеет особенности, продиктованные требованиями земельного законодательства, которые заключаются, в частности, в возложении на арендатора определенных обязанностей в период строительства.
В целях обеспечения эффективного использования и предотвращения затягивания сроков строительства Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ, вступившим в законную силу 1 марта 2015 года, были внесены существенные изменения в законодательство Российской Федерации в части порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, их вовлечения в хозяйственный оборот, а также введены новые механизмы обеспечения надлежащего использования земельных участков.
Установление срока договора аренды земельного участка, предназначенного для застройки, как способ обеспечения надлежащего использования земельного участка
Так, законодатель установил конкретные сроки договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Для строительства и реконструкции зданий, сооружений срок договора аренды составляет по общему правилу от 3 до 10 лет, а в случае предоставления земельного участка, основным видом разрешенного использования которого является строительство зданий, сооружений, на аукционе - на срок, превышающий в два раза срок, установленный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в качестве срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства (нормативный срок).
Приказом Минстроя России от 27.02.2015 № 137/пр установлены нормативные сроки выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства в зависимости от площади планируемого объекта капитального строительства с общим сроком от 6 месяцев для объектов площадью до 1 500 м2 и до 54 месяцев для возведения комплекса зданий, с оговоркой, что установленные сроки не применяются в отношении выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурностроительного проектирования и строительства уникальных объектов капитального строительства. То есть максимальный срок предоставления земельного участка, находящегося в публичной собственности, в аренду на торгах может составлять 9 лет. Ранее нормативный срок составлял 5 лет независимо от площади планируемого к строительству объекта, соответственно, срок договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, который заключался по результатам аукциона, составлял 10 лет.
В случае незавершения строительства по истечении срока договора аренды земельного участка, предназначенного для застройки, возможны два варианта развития событий: исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, однократно продлевает срок договора аренды для завершения строительства либо, воспользовавшись правом, предусмотренным ст. 239.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), изымает у собственника объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, на основании решения суда путем продажи с публичных торгов.
По общему правилу арендатор земельного участка, находящегося в публичной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов. Однако для завершения строительства объектов согласно пп. 10 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственникам таких объектов земельный участок предоставляется в аренду без проведения торгов, и что важно - однократно. При этом необходимо выполнение совокупности условий, предусмотренных п. 4 ст. 36.9 ЗК РФ.
Во-первых, заявление о заключении нового договора аренды земельного участка с объектом незавершенного строительства должно быть подано до истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка.
Во-вторых, иные лица не должны обладать исключительным правом на получение такого земельного участка (например, исключительным правом на приобретение земельных участков в собственность или в аренду обладают граждане, юридические лица - собственники зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках).
В-третьих, ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не должен быть расторгнут с арендатором по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (например, по причине использования земельного участка с существенным нарушением условий договора либо в связи с ненадлежащей платежной дисциплиной (неуплата арендных платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором срока) и т.д.), а также по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 42 ЗК РФ (например, при использовании земельного участка не по целевому назначению, порче земель, невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв и т.д.)).
В-четвертых, на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка должны иметься предусмотренные пп. 1-30 п. 2 ст. 36.9 ЗК РФ основания для предоставления земельного участка без проведения торгов.
Президиум Верховного Суда РФ в Обзоре судебной практики № 1 за 2018 г. отдельно обратил внимание на то, что для продления договора должны быть выполнены абсолютно все условия п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ. Между тем, по одному из дел, рассмотренных годом ранее, Верховный суд РФ сделал отступление, допустив продление аренды земельного участка при фактическом отсутствии совокупности всех предусмотренных условий, а именно: строительство объекта на земельном участке не начиналось, были проведены лишь подготовительные мероприятия.
Так, обществу с ограниченной ответственностью был предоставлен земельный участок, находящийся в муниципальной# собственности, в аренду сроком на 5 лет для строительства торгово-развлекательного комплекса. В последствии на основании соглашения права и обязанности по договору аренды им были переданы другому юридическом лицу (новому арендатору). Арендодателем было отказано в продлении договора аренды со ссылкой на отсутствие совокупности условий п. 3 и 4 ст. 39.6 ЗК РФ. Однако Верховный суд РФ встал на сторону арендатора, совершив попытку защиты добросовестного застройщика, указав, что обществом приняты меры, направленные на подготовку к строительству: заключены договор на выполнение инженерно-геодезических изысканий, договор по сбору исходных данных, выполнению проектных работ, прохождению государственной# экспертизы проектной документации, получению разрешения на строительство, кроме того был заключен договор подряда на выполнение изыскательских работ для составления проектной документации и разработки технической документации для объекта, получены условия подключения к системе теплоснабжения, заключен договор на компенсационное озеленение, получено разрешение на строительство. Иными словами, общество осуществляло все возможные действия, хоть и не свидетельствующие о возведении объекта недвижимости, но являющиеся необходимыми для начала строительства комплекса. Кроме того, за счет средств арендатора был осуществлен снос ветхих аварийных строений, обеспечены строительство и ввод в эксплуатацию нового здания администрации муниципального предприятия. Верховный суд РФ отметил, что в данном случае действия сторон необходимо было оценить на предмет добро- совестности.
Позднее в упомянутом обзоре судебной практики, Верховный суд РФ, изменив свою позицию, указал на недопустимость оценки недобросовестности поведения сторон, поскольку такой критерий для продления аренды без торгов не предусмотрен земельным законодательством.
Таким образом, для продления аренды земельного участка путем его получения без проведения торгов необходимо соблюдение всех условий, предусмотренных п. 4 ст. 39.6 ЗК РФ, без оценки поведения сторон на предмет добросовестности.
При рассмотрении вопросов, касающихся возможности продления аренды с целью завершения строительства, особую актуальность приобретает анализ понятия «объект незавершенного строительства», наличие которого является необходимым условием для использования рассмотренной правовой конструкции.
Методические рекомендации по бухгалтерскому учету инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений в сельскохозяйственных организациях к объектам, находящимся в незавершенном строительстве, относят объекты строительство которых продолжается, строительство которых приостановлено, законсервировано или окончательно прекращено, но не списано в установленном порядке, а также находящиеся в эксплуатации, но в отношении которых акты приемки не оформлены в установленном порядке[9]. Однако указанное определение не отражает всю полноту содержания понятия.
Ю. А. Умеренко предлагает в качестве объекта незавершённого строительства рассматривать здание, сооружение со степенью готовность менее 100 процентов. Автор также указывает на необходимость закрепления минимально возможной степени готовности объекта для признания такового объектом незавершенного строительства.
В судебной практике встречается позиция, согласно которой объектом незавершенного строительства может являться как здание, так и строение или сооружение, поскольку указанный правовой термин характеризует не конструктивные особенности объекта недвижимости и функциональные цели его создания (строительства), а сам процесс создания (строительства) объекта недвижимости и отражение поэтапности этого процесса в свойствах создаваемого (строящегося) объекта.
Отсутствие легального определения понятия «объект незавершенного строительства» способствует неопределенности судебной практики по вопросу отнесения того или иного объекта к объекту незавершенного строительства и возможности в связи с этим предоставления земельного участка без проведения торгов для завершения строительства.
Так, арендатору было отказано в заключении договора аренды земельного участка для завершения строительства со ссылкой на отсутствие на земельном участке объекта незавершенного строительства (арендатором был возведен фундамент здания без получения разрешения на строительство). Суды указали, что ссылка на обстоятельство возведения на земельном участке объекта недвижимости в виде фундамента не имеет самостоятельного правового значения, поскольку по смыслу пункта 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» завершение работ по сооружению фундамента имеет юридическое значение для решения вопроса о признании строящегося объекта недвижимой вещью лишь при рассмотрении споров, касающихся правомерно строящихся объектов.
По другому делу суды пришли к выводу о том, что не имеется правовых оснований для признания объектами незавершенного строительства фундаментов жилых домов, поскольку работы по осуществлению фундаментных работы завершены лишь у одного объекта из семи, в связи с чем основания для квалификации этих объектов в качестве самостоятельной недвижимой вещи отсутствуют. В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21 марта 2016 года № 310- ЭС15-6547 по делу № А84-469/2014 суд согласился, что объект незавершенного строительства, на который за ответчиком зарегистрировано право собственности, фактически отсутствует, спорный объект (котлован и свайное поле) не может быть отнесен к объектам недвижимости.
Оставляя за рамками исследования анализ понятия «объект незавершенного строительства», отметим, что в целях обеспечения правовой определенности при рассмотрении аналогичных споров, необходимо на уровне закона закрепление понятия «объект незавершенного строительства».
Второе возможное последствие в случае незавершения строительства в пределах срока договора аренды земельного участка - изъятие объекта незавершенного строительства по решению суда путем продажи с публичных торгов.
Ст. 239.1 ГК РФ, введенная Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ, регулирует порядок отчуждение объекта незавершенного строительства, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, в связи с прекращением действия договора аренды такого земельного участка. Так, в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности и предоставленного по результатам аукциона, объекты незавершенного строительства, расположенные на таком земельном участке, могут быть изъяты у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов. Данное правило также применимо в случае прекращения действия договора аренды земельного участка, заключенного без проведения торгов для завершения строительства объекта незавершенного строительства, если строительство так и не было завершено.
Согласно ч. 11 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» к объекту долевого строительства, строительство которого на день прекращения действия договора аренды земельного участка не завершено, положения статьи ГК РФ устанавливает, что требование о продаже объекта незавершенного строительства с публичных торгов в суд вправе заявить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельным участком, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен этот объект. При этом обязанности заявлять требование о продаже объекта незавершенного строительства закон не закрепляет. Представляется, что в целях более эффективного обеспечения надлежащего использования земельных участков и реализации положений, предусмотренных ст.
В целях недопущения изъятия объекта незавершенного строительства у добросовестного застройщика требование о продаже такого объекта не может быть удовлетворению, в случае если застройщик докажет, что нарушение срока строительства объекта связано с действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления или лиц, осуществляющих эксплуатацию сетей инженернотехнического обеспечения, к которым должен быть подключен (технологически присоединен) объект.
Стоит отметить, что указанные положения применимы к отношениям, возникшим после вступления в силу Федерального закона от 26.03.2014 № 171-ФЗ, т.е. к договорам аренды земельного участка, заключенным после 01 марта 2015 года. В том случае, если на объект незавершенного строительства право собственности было зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок был предоставлен по договору аренды до 1 марта 2015 года, то собственнику указанного объекта незавершенного строительства предоставляется возможность получить такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов. Однако, при условии, что ранее этот земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с таким порядком.
Практическая реализация положений ст. 239.1 ГК РФ возможна не ранее 1 марта 2018 года, при условии, что собственник объекта незавершенного строительства воспользовался правом на заключение договора аренды земельного участка для завершения строительства.
Указанные новеллы отчетливо свидетельствуют об ужесточении подхода законодателя к арендатору земельного участка, находящегося в публичной собственности, и его способности к строительству объекта недвижимости в сроки, обусловленные сроком договора аренды земельного участка.
Без разрешения законодатель оставил вопрос как быть с объектами незавершенного строительства, право собственности на которые не зарегистрировано, срок действия полученного разрешения на строительство истек, а земельный участок был предоставлен по договору аренды, заключенному до 1 марта 2015 года.
Поскольку положения ст. 239.1 ГК РФ не применимы к отношениям, возникшим из договоров аренды земельного участка, заключенных до 1 марта 2015 года, последствием незавершения строительства по истечении срока договора аренды земельного участка может быть возложение на арендатора обязанности освободить земельный участок путем демонтажа и вывоза частей объекта незавершенного строительства. К такому выводу пришел суд по делу А75-6494/2015, обязав общество, нарушившего срок осуществления проектирования и строительства объекта, освободить земельный участок путем демонтажа и вывоза объекта незавершенного строительства, вывоза иного имущества, поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что Общество построило на спорном участке объект капитального строительства представлено не было, право собственности Общества на объект незавершенного строительства не зарегистрировано.
К аналогичному выводу пришел суд при рассмотрении дела по исковому заявлению Администрации к Обществу об обязании освободить земельный участок путем демонтажа находящегося на нем объекта незавершенного строительства и передать его в состоянии и качестве не хуже первоначального в установленный судом срок. Согласно фактическим обстоятельствам дела Обществу в 2008 году был предоставлен земельный участок сроком на 3 года для строительства многоквартирного жилого дома, а также выдано разрешение на строительство сроком до 2011 года. По истечении срока договора аренды был заключен новый договор аренды земельного участка сроком до 2014 года, вновь выдано разрешение на строительство сроком до 2014 года. В 2013 году Общество зарегистрировало право собственности на объект незавершенного строительства - многоквартирный жилой дом степенью готовности 1%. Администрация потребовала освободить арендованный земельный участок, так как строительство на нем не ведется и срок разрешения на строительство истек. Суды указали, что после истечения срока договора аренды возникла обязанность возвратить имущество, предоставленное по договору аренды, ст.
Как показывает судебная практика, единственный способ обеспечить надлежащее использование земельного участка, предназначенного для застройки, в таких случаях - обязать бывшего арендатора освободить земельный участок от объекта незавершенного строительства. При этом наличие зарегистрированного права собственности на объект незавершенного строительства не является препятствием для принятия указанного решения.
Между тем снос объекта незавершенного строительства с высокой степенью готовности зачастую является нецелесообразным и не отвечающим ни интересам застройщика, ни интересам публичной власти. В связи с этим представляется целесообразным распространить правила об отчуждении объекта незавершенного строительства путем продажи с публичных торгов с возложением на нового собственника обязанности по завершению строительства и на объекты, право собственности на которые не зарегистрировано, а земельный участок был предоставлен по договору аренды, заключенному до 1 марта 2015 года.
В заключение отметим, что установление срока договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, и, как следствие, необходимость осуществления строительства объекта в пределах установленного срока в виду возможности наступления неблагоприятных последствий в виде отчуждения объекта незавершенного строительства представляется эффективной мерой экономического стимулирования осуществления застройки земельного участка в оговоренные сроки.
ТЮЛЕНЕВА Ирина Геннадьевна
аспирант кафедры экологического и земельного права Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова