Пожалуй, всеми без исключения дореволюционными, советскими и современными учеными признается, что субъективное право собственности, хотя и является наиболее широким, полным правом, в тоже время не может быть безграничным.
Пределы права собственности представляют собой определенные законом, иными нормативными правовыми актами границы осуществления данного права. Применительно к праву собственности на недвижимость, особенно на земельные участки мы можем обнаружить границы этого права в разнообразных правовых актах. Существенную роль среди которых играют те, которые принимаются в целях обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
Первичную и концептуальную основу пределов права собственности составляет содержание ст. 261 ГК РФ, предусматривающей, что собственник земельного участка вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами и не нарушает прав других лиц. Также нельзя не учитывать и п. 1 ст. 263 ГК РФ закрепляющий, что собственник земельного участка может осуществлять его строительные преобразования при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. Как справедливо отмечает Е. А. Суханов, пределы права собственности устанавливаются не только гражданским законодательством, но и нормативными актами публичного права, и в этом отражается ставший объективно необходимым переход от строго индивидуалистического понимания частной собственности, рожденного римским частным правом и присущим европейскому праву до конца XIX в., к поискам баланса частных и публичных интересов, характерным для второй половины XX в. При этом обращает на себя внимание, что градостроительные и строительные нормы и правила содержатся не только в федеральных законах, но и в иных источниках права. Для градостроительной сферы свойственно установление пределов права собственности нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В любом случае, «пределы объективны в том смысле, что они не зависят от воли собственника и иных лиц, а предопределены законом».
Пределы возможностей правообладателя по использованию принадлежащей ему недвижимости установлены правилами землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ - ГрК РФ), а зонирование территорий осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6, 7 ст. 1 ГрК РФ).
Этот вывод подтверждает и содержание подп. 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), поскольку «правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий». Но остановиться только на правилах землепользования и застройки, признав, что это единственный градостроительный инструмент, который законодатель использует для определения пределов права собственности, было бы не правильным. В ст. 2 ГрК РФ закреплено, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются в т.ч. на таких принципах, как обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; а также осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории. Как можно заметить, правила землепользования и застройки (вместе с градостроительным зонированием) занимают центральное, но не первое место в системе градостроительных инструментов, которые обеспечивают как развитие территорий в целом, так и индивидуальное строительство отдельных объектов.
Градостроительный регламент, являющийся частью правил землепользования и застройки и необходимым элементом градостроительного зонирования, определяет правовой режим как земельного участка, так и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительный регламент устанавливается с учетом различных факторов, перечисленных в ч. 2 ст. 36 ГрК РФ, и при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом положений, содержащихся в ст. 34 ГрК РФ. Применительно к теме настоящей статьи наиболее «болезненным» является требование о том, что границы территориальных зон и градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований. Очень часто именно это положение является правовым основанием для отказа судом в требовании правообладателя о признании правил землепользования и застройки (в соответствующей части) недействительными, в связи с тем, что они не позволяют истцу использовать объект недвижимости в соответствии с его ранее установленным (фактическим) использованием. И такое заявление правообладателя не беспочвенно. Пункт 1 ч. 1 ст. 34 и п. 4 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ закрепляют, что границы территориальных зон и градостроительные регламенты должны устанавливаться также и с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования, фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
Анализ судебной практики свидетельствует, что при конфликте фактического использования и запланированного использования (через закрепление функциональных зон и характеристик их развития в документах территориального планирования муниципального образования) приоритет отдается последнему. Иными словами, очевидно, в данном случае публичные интересы превалируют над интересами частными. Для сглаживания последствий для правообладателя недвижимости такого конфликта в ГрК РФ содержатся нормы ч. 8 - 10 ст. 36, согласно которым земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Любые строительные преобразования таких зданий, сооружений должны осуществляться путем приведения этих объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции.
При этом, несоответствие территориальной зоны и градостроительного регламента не только функциональной зоне генерального плана, но и фактическому использованию земельного участка является дополнительным доводом в решении судов о признании в соответствующей части правил землепользования и застройки недействительным.
Формированию судами указанной выше позиции способствует целый ряд норм градостроительного законодательства. Пунктом 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа. Частью 3 ст. 9, ч. 9, 10 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки. Кроме того, из системного толкования положений п. 2, 5, 6, 7, 8 ст. 1, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Первичность генерального плана перед правилами землепользования и застройки подчеркивается в целом ряде решений высших судебных инстанций. Так, по одному из дел, собственник объекта недвижимости оспаривал отказ в приватизации предоставленного ему в аренду земельного участка, поскольку в соответствии с генеральным планом муниципального образования он относится к зоне зеленых насаждений общего пользования. Суды различных инстанций признали такой отказ уполномоченного органа незаконным, поскольку «на земельном участке находится объект недвижимости, принадлежащий обществу, фактическое использование земельного участка соответствует виду его разрешенного использования и перечню разрешенных видов использования, предусмотренных Правилами землепользования и застройки муниципального образования». Между тем, Верховный Суд РФ отменил принятые решения, указав, что «выводы судов о недоказанности отнесения спорного земельного участка к территории общего пользования со ссылкой как на правила землепользования и застройки, так и на его фактическое неиспользование по указанному назначению нельзя признать обоснованными, соответствующими нормам права», и «содержащиеся в них выводы не соответствуют нормам ГрК РФ о первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки» .
Документы территориального планирования, прежде всего, генеральные планы и без относительно правил землепользования и застройки устанавливают пределы права собственности (хотя и косвенно), поскольку они определяют назначение территорий исходя из планов развития территории, например, населенного пункта в целом. Прежде всего, как уже отмечалось, градостроительные регламенты не на все земли, земельные участки распространяются, а для некоторых - и не устанавливаются. В силу ч. 7 ст. 36 ГрК РФ использование таких земельных участков определяется уполномоченными органами в соответствии с федеральными законами. Но не стоит забывать, что в соответствии с ч. 3 ст. 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Документация по планировке территорий (проекты планировки территорий и проекты межевания территорий) подготавливается в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства требуется а) применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, а также б) в указанных в ч. 3 ст. 41 ГрК РФ случаях. Эта документация детализирует территории элементов планировочной структуры, территориальных зон и (или) функциональных зон местного уровня (выделяются элементы планировочной структуры, установливаются границы земельных участков, границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства).
Правовая природа проекта планировки и проекта межевания территорий в законе не определена. Суды по этому вопросу принимают различные решения, также как и в юридической литературе есть разные позиции. Определение правовой природы документации принципиально для ответа на вопрос: может ли она устанавливать пределы права собственности на недвижимость. Президиум ВАС РФ определил, что проект межевания территории является актом публичного органа, который отображает пространственные характеристики образованных в пределах такой территории земельных участков как объектов гражданского оборота и в силу этого данный акт адресован не неопределенному кругу лиц, а лишь тем лицам, которые являются их собственниками или обладают в отношении их иными правами или могут приобрести на них права по основаниям, установленным законом, и по своей юридической природе является ненормативным актом. Документация по планировке содержит информацию технического характера, специфична по ее формированию и пределы права собственности устанавливать не может.
Таким образом, использование земельного участка путем его застройки, возведенных на нем объектов недвижимости, имеет достаточно четко определенные пределы. Устанавливаются пределы права собственности, иных прав на недвижимость не только федеральными законами, но и иными нормативными правовыми актами. Специальными градостроительными инструментами, с помощью которых такие пределы определяются, являются территориальное планирование и градостроительное зонирование. Документы территориального планирования, правила землепользования и застройки закрепляют возможности правообладателей и обязательны на всех стадиях по индивидуальному градостроительному использованию недвижимости (проектирование, строительство, реконструкция, эксплуатация).
БОЛТАНОВА Елена Сергеевна
доктор юридических наук, профессор Юридического института Томского государственного университета, профессор Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, профессор Западно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия, доцент