Объекты культурного наследия

Все в чаще в центре внимания общественности и науч­ного сообщества оказываются тревожные высказывания от­носительно проблемы сохранения объектов культурного на­следия народов России.

И основания для тревоги имеются: «реконструкции», приводящие к фактическому «новоделу», уничтожение исторической застройки городов, общая неза­интересованность в сохранении памятников прошлого - эти и другие проблемы обозначаются с «высоких трибун», под­нимаются в СМИ, обсуждаются на научных конференциях. Но, несмотря на определенные проблемы в рассматривае­мой сфере, у государства существуют механизмы по защите, охране и использованию объектов исторического прошлого. Многие из этих механизмов закреплены в земельном законо­дательстве.

Объекты культурного наследия: охрана с точки зрения земельного права

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об объектах культур­ного наследия (памятниках истории и культуры) народов Рос­сийской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ под объектами куль­турного наследия, иначе говоря, под памятниками истории и культуры, понимаются объекты недвижимого имущества и иные объекты и исторически связанные с ними территории, а также произведения изобразительного и декоративно-при­кладного искусства, науки, техники и иные предметы мате­риальной культуры, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропо­логии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Реализация механизмов по сохранению объектов культур­ного и исторического наследия, сохранение и совершенствование государственного управления и контроля названной сферы имеют четкую социальную направленность - значение памятников в жиз­ни каждой страны весьма велико. Во-первых, памятники истории и культуры служат источником знаний для широких масс, позво­ляя им получить наглядное представление об истории, архитек­туре, монументальном искусстве, технике и приемах строитель­ства прошлых лет. Вследствие этого памятники имеют огромное воспитательное значение, очень часто имеющее идеологическую окраску. Во-вторых, памятники являются ценнейшим источни­ком для науки, давая богатейший материал для изучения исто­рии, материальной и духовной культуры прошлого. В-третьих, памятники имеют и экономическое значение, т.к. приносят доход от туристической деятельности в казну государства, субъектов и муниципальных образований.

Большая роль в деле по сохранению объектов культур­ного и исторического наследия принадлежит земельному праву: выделение земель историко-культурного назначе­ния в качестве особого вида земель, имеющих охранитель­ную функцию для объектов культурного значения (ст. 99 от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (далее - ЗК РФ), особый порядок изуче­ния и консервации таких земель, запрещение на них любой хозяйственной деятельности (п. 3 ст. 99 ЗК РФ), установление зон охраны объектов культурного наследия в городской среде и за ее пределами (п. 4 ст. 99 ЗК РФ) и дифференциация та­ких зон для объектов различных видов, что является задачей государственного масштаба (Глава VI. Государственная ох­рана объектов культурного наследия ФЗ «Об объектах куль­турного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»), осуществление государственной охраны особенным образом для различных видов террито­рий и объектов (Глава X.1. Особенности государственной охраны отдельных видов объектов культурного наследия ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»), выделение двух видов особо выдающихся объектов - историко-культурные заповедники (ст. 57) и исторические поселения (ст. 59), так же и иные виды охраны.

Охранительная функция земель историко-культурного на­значения заключается в том, что правовой режим, т.е. особый режим использования и охраны земель историко-культурного назначения обеспечивает охрану и защиту объектов на них рас­положенных. Целью установления специального режима яв­ляется сохранение уникальных научных и культурных свойств ландшафтов и сооружений, являющих собой объекты культур­ного и исторического наследия. Названный вид земель входит в состав земель особо охраняемых территорий и объектов и включает в себя земли объектов культурного наследия народов России, к которым относятся памятники археологии, истории, культуры и науки, достопримечательные места, земли военных и гражданских захоронений (ст. 99 ЗК РФ).

Интересна и другая особенность названного вида земель - они не изымаются у собственников, но при этом на них мо­жет осуществляться особый порядок изучения и консервации земель, а также может находиться под запретом любая хозяй­ственная деятельность (п. 3 ст. 99 ЗК РФ). Примечательно, что консервация земель проводится для сохранения наиболее зна­чимых культурно-исторических объектов. Консервация каждого конкретного земельного участка или территории утверждается специальным приказом Министерства культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры России), а соответствующие обременения отражаются в Государственном кадастре недви­жимости. Так, например, посредством Приказа Минкультуры России были утверждены правила использования и охраны территории достопримечательного места «Бородинское поле и памятники на нем»; утверждены зоны природно-исторического ландшафта; установлены общие требования к режимам исполь­зования земель; определен характер использования территории, к которому относятся обустройство композиционных элементов так называемого «культурного ассоциативного ландшафта» и со­хранение военно-исторических памятников, а так же мемориализация полей сражений 1812 года и 1941-1942 годов.

Работа, проводимая Минкультуры России, зачастую идет в разрез с частными интересами. Так, например, вышеприведен­ный приказ ни раз оспаривался в судах - введение новых правил, ограничений и требований произошло спустя время после утверж­дения статуса памятника соответствующими ведомствами, что противоречит интересам жителей и застройщиков. Противоречие с интересами собственников земельных участков и зданий, строе­ний и сооружений, расположенных на соответствующих участках Можайского района Московской области, вызвано тем фактом, что Бородинское поле было объявлено Государственным Бородинским военно- историческим музеем-заповедником с включением в него памятных мест, исторических памятников Бородинского поля и Государственного Бородинского военно-исторического музея По­становлением Совета Министров РСФСР в 1961 г., а в 1995 г. Госу­дарственный Бородинский военно- исторический музей-заповед­ник был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. И только в 2012 году Приказом Минкультуры были утверждены правила, ограничения и требования по охране и использованию достопри­мечательного места «Бородинское поле и памятники на нем» и, что особенно важно, границы его территории. Безусловно, это обстоя­тельство привнесло определенные сложности в развитие частной застройки на территории, окружающей достопримечательное место. Тем не менее, Верховный суд в соответствующем решении посчитал Приказ Минкультуры России № 194 от 19.03.2012 право­мерным, т.е. соответствующим нормам земельного и гражданского законодательства.

Что же касается современного использования сооружений, зданий и монументов, и других объектов, то помимо культур­но-просветительских и научных целей, они могут быть и частью жилого фонда, и образовательно-культурным пространством, и промышленными объектами. Оставаясь по-прежнему пред­метом регулирования законодательства в области сохранения культурного наследия, такие бъекты охраняются и нормами земельного законодательства. Современное использование во многом касается самих зданий и сооружений на них (памятни­ков). Тем не менее, часто дела обстоят таким образом - памятник был восстановлен, во многих случаях повторное использование определило внешний вид и перспективы развития районов, а иногда и повлияло на образование новых, ранее не существовав­ших. Таким образом, происходила реновация не только объекта, но и района или города. Из промышленных города становились образовательно-культурными. Но несмотря на то, что объекты «переквалифицировались», они не перестали быть объектами историко-культурного назначения, а значит государство продол­жает их охранять в том числе и по средствам земельного зако­нодательства. Примерами такого современного использования объектов исторического и культурного наследия в России могут послужить: Новая Голландия — уникальный памятник про­мышленной архитектуры раннего классицизма, расположен­ный на двух рукотворных островах в дельте Невы и ставший в 2011 году городским парком культуры и отдыха, музейно-исто­рические комплексы в Архангельском, Коломенском, Кусково и некоторые другие (земли которых хотя и относятся к землям населенных пунктов, но все же имеют особый статус участков размещения культурно-просветительных объектов или участков под размещение музеев заповедников).

Безусловно, существуют и объекты, подвергшиеся не­правомерному «перепрофелированию», но комплексный анализ темы показал, что современное использование объ­ектов истории и культуры возможно с учетом градострои­тельных, культурных, научных, социальных и экономических аспектов. В конечном итоге существуют многочисленные примеры современного использования созданных ранее по­строек как за рубежом, так и в России.

СУРИКОВА Анастасия Маруановна
старший преподаватель, аспирант кафедры правоведения Российского государственного аграрного университета - Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева (РГАУ-МСХА)

Правовые онлайн консультации юристов осуществляет проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.). 

© 2019. Правовые онлайн консультации юристов. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Юридическая консультация и помощь по БЕСПЛАТНОМУ тел. Россия +8 800 500-27-29 (доб. 507)
Московская обл, г. Москва +7 499 653-60-72 (доб. 665)
Ленинградская обл, г. Санкт-Петербург +7 812 426-14-07 (доб. 423)
в режиме online - круглосуточно!