Юристы и адвокаты по земельному праву

Юридическая онлайн консультация по земельнам делам

Объекты культурного наследия

Все в чаще в центре внимания общественности и науч­ного сообщества оказываются тревожные высказывания от­носительно проблемы сохранения объектов культурного на­следия народов России.

И основания для тревоги имеются: «реконструкции», приводящие к фактическому «новоделу», уничтожение исторической застройки городов, общая неза­интересованность в сохранении памятников прошлого - эти и другие проблемы обозначаются с «высоких трибун», под­нимаются в СМИ, обсуждаются на научных конференциях. Но, несмотря на определенные проблемы в рассматривае­мой сфере, у государства существуют механизмы по защите, охране и использованию объектов исторического прошлого. Многие из этих механизмов закреплены в земельном законо­дательстве.

Объекты культурного наследия: охрана с точки зрения земельного права

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об объектах культур­ного наследия (памятниках истории и культуры) народов Рос­сийской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ под объектами куль­турного наследия, иначе говоря, под памятниками истории и культуры, понимаются объекты недвижимого имущества и иные объекты и исторически связанные с ними территории, а также произведения изобразительного и декоративно-при­кладного искусства, науки, техники и иные предметы мате­риальной культуры, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропо­логии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Реализация механизмов по сохранению объектов культур­ного и исторического наследия, сохранение и совершенствование государственного управления и контроля названной сферы имеют четкую социальную направленность - значение памятников в жиз­ни каждой страны весьма велико. Во-первых, памятники истории и культуры служат источником знаний для широких масс, позво­ляя им получить наглядное представление об истории, архитек­туре, монументальном искусстве, технике и приемах строитель­ства прошлых лет. Вследствие этого памятники имеют огромное воспитательное значение, очень часто имеющее идеологическую окраску. Во-вторых, памятники являются ценнейшим источни­ком для науки, давая богатейший материал для изучения исто­рии, материальной и духовной культуры прошлого. В-третьих, памятники имеют и экономическое значение, т.к. приносят доход от туристической деятельности в казну государства, субъектов и муниципальных образований.

Большая роль в деле по сохранению объектов культур­ного и исторического наследия принадлежит земельному праву: выделение земель историко-культурного назначе­ния в качестве особого вида земель, имеющих охранитель­ную функцию для объектов культурного значения (ст. 99 от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (далее - ЗК РФ), особый порядок изуче­ния и консервации таких земель, запрещение на них любой хозяйственной деятельности (п. 3 ст. 99 ЗК РФ), установление зон охраны объектов культурного наследия в городской среде и за ее пределами (п. 4 ст. 99 ЗК РФ) и дифференциация та­ких зон для объектов различных видов, что является задачей государственного масштаба (Глава VI. Государственная ох­рана объектов культурного наследия ФЗ «Об объектах куль­турного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»), осуществление государственной охраны особенным образом для различных видов террито­рий и объектов (Глава X.1. Особенности государственной охраны отдельных видов объектов культурного наследия ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»), выделение двух видов особо выдающихся объектов - историко-культурные заповедники (ст. 57) и исторические поселения (ст. 59), так же и иные виды охраны.

Охранительная функция земель историко-культурного на­значения заключается в том, что правовой режим, т.е. особый режим использования и охраны земель историко-культурного назначения обеспечивает охрану и защиту объектов на них рас­положенных. Целью установления специального режима яв­ляется сохранение уникальных научных и культурных свойств ландшафтов и сооружений, являющих собой объекты культур­ного и исторического наследия. Названный вид земель входит в состав земель особо охраняемых территорий и объектов и включает в себя земли объектов культурного наследия народов России, к которым относятся памятники археологии, истории, культуры и науки, достопримечательные места, земли военных и гражданских захоронений (ст. 99 ЗК РФ).

Интересна и другая особенность названного вида земель - они не изымаются у собственников, но при этом на них мо­жет осуществляться особый порядок изучения и консервации земель, а также может находиться под запретом любая хозяй­ственная деятельность (п. 3 ст. 99 ЗК РФ). Примечательно, что консервация земель проводится для сохранения наиболее зна­чимых культурно-исторических объектов. Консервация каждого конкретного земельного участка или территории утверждается специальным приказом Министерства культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры России), а соответствующие обременения отражаются в Государственном кадастре недви­жимости. Так, например, посредством Приказа Минкультуры России были утверждены правила использования и охраны территории достопримечательного места «Бородинское поле и памятники на нем»; утверждены зоны природно-исторического ландшафта; установлены общие требования к режимам исполь­зования земель; определен характер использования территории, к которому относятся обустройство композиционных элементов так называемого «культурного ассоциативного ландшафта» и со­хранение военно-исторических памятников, а так же мемориализация полей сражений 1812 года и 1941-1942 годов.

Работа, проводимая Минкультуры России, зачастую идет в разрез с частными интересами. Так, например, вышеприведен­ный приказ ни раз оспаривался в судах - введение новых правил, ограничений и требований произошло спустя время после утверж­дения статуса памятника соответствующими ведомствами, что противоречит интересам жителей и застройщиков. Противоречие с интересами собственников земельных участков и зданий, строе­ний и сооружений, расположенных на соответствующих участках Можайского района Московской области, вызвано тем фактом, что Бородинское поле было объявлено Государственным Бородинским военно- историческим музеем-заповедником с включением в него памятных мест, исторических памятников Бородинского поля и Государственного Бородинского военно-исторического музея По­становлением Совета Министров РСФСР в 1961 г., а в 1995 г. Госу­дарственный Бородинский военно- исторический музей-заповед­ник был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. И только в 2012 году Приказом Минкультуры были утверждены правила, ограничения и требования по охране и использованию достопри­мечательного места «Бородинское поле и памятники на нем» и, что особенно важно, границы его территории. Безусловно, это обстоя­тельство привнесло определенные сложности в развитие частной застройки на территории, окружающей достопримечательное место. Тем не менее, Верховный суд в соответствующем решении посчитал Приказ Минкультуры России № 194 от 19.03.2012 право­мерным, т.е. соответствующим нормам земельного и гражданского законодательства.

Что же касается современного использования сооружений, зданий и монументов, и других объектов, то помимо культур­но-просветительских и научных целей, они могут быть и частью жилого фонда, и образовательно-культурным пространством, и промышленными объектами. Оставаясь по-прежнему пред­метом регулирования законодательства в области сохранения культурного наследия, такие бъекты охраняются и нормами земельного законодательства. Современное использование во многом касается самих зданий и сооружений на них (памятни­ков). Тем не менее, часто дела обстоят таким образом - памятник был восстановлен, во многих случаях повторное использование определило внешний вид и перспективы развития районов, а иногда и повлияло на образование новых, ранее не существовав­ших. Таким образом, происходила реновация не только объекта, но и района или города. Из промышленных города становились образовательно-культурными. Но несмотря на то, что объекты «переквалифицировались», они не перестали быть объектами историко-культурного назначения, а значит государство продол­жает их охранять в том числе и по средствам земельного зако­нодательства. Примерами такого современного использования объектов исторического и культурного наследия в России могут послужить: Новая Голландия — уникальный памятник про­мышленной архитектуры раннего классицизма, расположен­ный на двух рукотворных островах в дельте Невы и ставший в 2011 году городским парком культуры и отдыха, музейно-исто­рические комплексы в Архангельском, Коломенском, Кусково и некоторые другие (земли которых хотя и относятся к землям населенных пунктов, но все же имеют особый статус участков размещения культурно-просветительных объектов или участков под размещение музеев заповедников).

Безусловно, существуют и объекты, подвергшиеся не­правомерному «перепрофелированию», но комплексный анализ темы показал, что современное использование объ­ектов истории и культуры возможно с учетом градострои­тельных, культурных, научных, социальных и экономических аспектов. В конечном итоге существуют многочисленные примеры современного использования созданных ранее по­строек как за рубежом, так и в России.

СУРИКОВА Анастасия Маруановна
старший преподаватель, аспирант кафедры правоведения Российского государственного аграрного университета - Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева (РГАУ-МСХА)

  • All
  • Договор аренды земельного участка
  • аренда земельного участка
  • градостроительное законодательство
  • договор аренды земли
  • земельное законодательство
  • земельное право
  • земельный участок
  • назначение земель
  • постановка земельного участка на кадастровый учет
  • Правовое регулирование предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по дого­вору аренды имеет комплексный характер, поскольку осущест­вляется на основе общих
    Read More
    • Договор аренды земельного участка
    • земельное право
  • В Российской Федерации объектом аренды могут быть зе­мельные участки, поставленные на кадастровый учет и имею­щие характеристики объекта недвижимости.
    Read More
    • аренда земельного участка
    • земельное право
  • Все в чаще в центре внимания общественности и науч­ного сообщества оказываются тревожные высказывания от­носительно проблемы сохранения объектов культурного на­следия народов
    Read More
    • земельное законодательство
    • земельное право
  • Подавляющая часть земельного фонда Российской Фе­дерации находится в государственной или муниципальной собственности (92,5%)! Предоставление земельных участков в аренду является основным
    Read More
    • Договор аренды земельного участка
    • земельное право
  • Постановка проблемы реализации субъективного права на земельный участок обусловлена проводимым в настоящее время реформированием земельного и гражданского зако­нодательства.
    Read More
    • земельное право
    • земельный участок
  • Договор аренды рассматривается как правовой институт частного права и для участников гражданского оборота,такой договор предпологается возмездным, поскольку арендодатель за исполнение
    Read More
    • договор аренды земли
    • земельное право
load more hold SHIFT key to load all load all
Правовые онлайн консультации юристов осуществляет проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.).