Все в чаще в центре внимания общественности и научного сообщества оказываются тревожные высказывания относительно проблемы сохранения объектов культурного наследия народов России.
И основания для тревоги имеются: «реконструкции», приводящие к фактическому «новоделу», уничтожение исторической застройки городов, общая незаинтересованность в сохранении памятников прошлого - эти и другие проблемы обозначаются с «высоких трибун», поднимаются в СМИ, обсуждаются на научных конференциях. Но, несмотря на определенные проблемы в рассматриваемой сфере, у государства существуют механизмы по защите, охране и использованию объектов исторического прошлого. Многие из этих механизмов закреплены в земельном законодательстве.
Объекты культурного наследия: охрана с точки зрения земельного права
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ под объектами культурного наследия, иначе говоря, под памятниками истории и культуры, понимаются объекты недвижимого имущества и иные объекты и исторически связанные с ними территории, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, науки, техники и иные предметы материальной культуры, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Реализация механизмов по сохранению объектов культурного и исторического наследия, сохранение и совершенствование государственного управления и контроля названной сферы имеют четкую социальную направленность - значение памятников в жизни каждой страны весьма велико. Во-первых, памятники истории и культуры служат источником знаний для широких масс, позволяя им получить наглядное представление об истории, архитектуре, монументальном искусстве, технике и приемах строительства прошлых лет. Вследствие этого памятники имеют огромное воспитательное значение, очень часто имеющее идеологическую окраску. Во-вторых, памятники являются ценнейшим источником для науки, давая богатейший материал для изучения истории, материальной и духовной культуры прошлого. В-третьих, памятники имеют и экономическое значение, т.к. приносят доход от туристической деятельности в казну государства, субъектов и муниципальных образований.
Большая роль в деле по сохранению объектов культурного и исторического наследия принадлежит земельному праву: выделение земель историко-культурного назначения в качестве особого вида земель, имеющих охранительную функцию для объектов культурного значения (ст. 99 от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (далее - ЗК РФ), особый порядок изучения и консервации таких земель, запрещение на них любой хозяйственной деятельности (п. 3 ст. 99 ЗК РФ), установление зон охраны объектов культурного наследия в городской среде и за ее пределами (п. 4 ст. 99 ЗК РФ) и дифференциация таких зон для объектов различных видов, что является задачей государственного масштаба (Глава VI. Государственная охрана объектов культурного наследия ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»), осуществление государственной охраны особенным образом для различных видов территорий и объектов (Глава X.1. Особенности государственной охраны отдельных видов объектов культурного наследия ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»), выделение двух видов особо выдающихся объектов - историко-культурные заповедники (ст. 57) и исторические поселения (ст. 59), так же и иные виды охраны.
Охранительная функция земель историко-культурного назначения заключается в том, что правовой режим, т.е. особый режим использования и охраны земель историко-культурного назначения обеспечивает охрану и защиту объектов на них расположенных. Целью установления специального режима является сохранение уникальных научных и культурных свойств ландшафтов и сооружений, являющих собой объекты культурного и исторического наследия. Названный вид земель входит в состав земель особо охраняемых территорий и объектов и включает в себя земли объектов культурного наследия народов России, к которым относятся памятники археологии, истории, культуры и науки, достопримечательные места, земли военных и гражданских захоронений (ст. 99 ЗК РФ).
Интересна и другая особенность названного вида земель - они не изымаются у собственников, но при этом на них может осуществляться особый порядок изучения и консервации земель, а также может находиться под запретом любая хозяйственная деятельность (п. 3 ст. 99 ЗК РФ). Примечательно, что консервация земель проводится для сохранения наиболее значимых культурно-исторических объектов. Консервация каждого конкретного земельного участка или территории утверждается специальным приказом Министерства культуры Российской Федерации (далее - Минкультуры России), а соответствующие обременения отражаются в Государственном кадастре недвижимости. Так, например, посредством Приказа Минкультуры России были утверждены правила использования и охраны территории достопримечательного места «Бородинское поле и памятники на нем»; утверждены зоны природно-исторического ландшафта; установлены общие требования к режимам использования земель; определен характер использования территории, к которому относятся обустройство композиционных элементов так называемого «культурного ассоциативного ландшафта» и сохранение военно-исторических памятников, а так же мемориализация полей сражений 1812 года и 1941-1942 годов.
Работа, проводимая Минкультуры России, зачастую идет в разрез с частными интересами. Так, например, вышеприведенный приказ ни раз оспаривался в судах - введение новых правил, ограничений и требований произошло спустя время после утверждения статуса памятника соответствующими ведомствами, что противоречит интересам жителей и застройщиков. Противоречие с интересами собственников земельных участков и зданий, строений и сооружений, расположенных на соответствующих участках Можайского района Московской области, вызвано тем фактом, что Бородинское поле было объявлено Государственным Бородинским военно- историческим музеем-заповедником с включением в него памятных мест, исторических памятников Бородинского поля и Государственного Бородинского военно-исторического музея Постановлением Совета Министров РСФСР в 1961 г., а в 1995 г. Государственный Бородинский военно- исторический музей-заповедник был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. И только в 2012 году Приказом Минкультуры были утверждены правила, ограничения и требования по охране и использованию достопримечательного места «Бородинское поле и памятники на нем» и, что особенно важно, границы его территории. Безусловно, это обстоятельство привнесло определенные сложности в развитие частной застройки на территории, окружающей достопримечательное место. Тем не менее, Верховный суд в соответствующем решении посчитал Приказ Минкультуры России № 194 от 19.03.2012 правомерным, т.е. соответствующим нормам земельного и гражданского законодательства.
Что же касается современного использования сооружений, зданий и монументов, и других объектов, то помимо культурно-просветительских и научных целей, они могут быть и частью жилого фонда, и образовательно-культурным пространством, и промышленными объектами. Оставаясь по-прежнему предметом регулирования законодательства в области сохранения культурного наследия, такие бъекты охраняются и нормами земельного законодательства. Современное использование во многом касается самих зданий и сооружений на них (памятников). Тем не менее, часто дела обстоят таким образом - памятник был восстановлен, во многих случаях повторное использование определило внешний вид и перспективы развития районов, а иногда и повлияло на образование новых, ранее не существовавших. Таким образом, происходила реновация не только объекта, но и района или города. Из промышленных города становились образовательно-культурными. Но несмотря на то, что объекты «переквалифицировались», они не перестали быть объектами историко-культурного назначения, а значит государство продолжает их охранять в том числе и по средствам земельного законодательства. Примерами такого современного использования объектов исторического и культурного наследия в России могут послужить: Новая Голландия — уникальный памятник промышленной архитектуры раннего классицизма, расположенный на двух рукотворных островах в дельте Невы и ставший в 2011 году городским парком культуры и отдыха, музейно-исторические комплексы в Архангельском, Коломенском, Кусково и некоторые другие (земли которых хотя и относятся к землям населенных пунктов, но все же имеют особый статус участков размещения культурно-просветительных объектов или участков под размещение музеев заповедников).
Безусловно, существуют и объекты, подвергшиеся неправомерному «перепрофелированию», но комплексный анализ темы показал, что современное использование объектов истории и культуры возможно с учетом градостроительных, культурных, научных, социальных и экономических аспектов. В конечном итоге существуют многочисленные примеры современного использования созданных ранее построек как за рубежом, так и в России.
СУРИКОВА Анастасия Маруановна
старший преподаватель, аспирант кафедры правоведения Российского государственного аграрного университета - Московской сельскохозяйственной академии имени К. А. Тимирязева (РГАУ-МСХА)