В настоящей статье я предлагаю рассмотреть вопрос о возможных негативных последствиях, наступающих для юридического и/или физического лица (далее - Инвестор/Застройщик)
осуществляющего строительство объектов недвижимости (далее - Инвестиционный проект) на земельных участках, являющихся государственной собственностью Санкт-Петербурга в случае нарушения сроков реализации инвестиционного проекта (сроков строительства и ввода объекта в эксплуатацию). Вопросу взыскания штрафных санкций с Инвестора (Застройщика) при осуществлении строительства объектов недвижимости в рамках Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» уделено достаточно внимания в теоретических и практических исследованиях. Между тем, негативные последствия могут наступить в случае предъявления претензий со стороны не только участников долевого строительства, но и исполнительных органов государственной власти, уполномоченных осуществлять контроль за исполнением нормативно-правовых актов о предоставлении земельных участков для строительства и реконструкции (далее - Постановление).
Правовые последствия в случае нарушения сроков строительства в рамках договоров аренды земельных участков находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга
В Санкт-Петербурге порядок предоставления земельных участков под строительство установлен Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 № 282-43 «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования» (далее-Закон № 282-43).
Срок реализации инвестиционного проекта является одним из инвестиционных условий, установленных Постановлением. Предельные сроки, на которые заключаются договоры аренды земельных участков для строительства и реконструкции установлены п. 8 ст. 39 Земельного кодекса РФ. По общему правилу земельный участок под строительство и реконструкцию предоставляется на срок от трех до десяти лет.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона № 282-43 решение о предоставлении земельного участка для целей строительства и реконструкции, приспособления для современного использования и об установлении инвестиционных условий принимается Правительством Санкт-Петербурга.
Законом 242-43 также определяется порядок предоставления лицам, имеющим имущественные права на объекты недвижимости, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, согласия на их застройку, реконструкцию, приспособление для современного использования, определяются органы государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченные принимать решения о развитии застроенных территорий в Санкт-Петербурге, а также определяется порядок уничтожения находящихся в собственности Санкт-Петербурга объектов капитального строительства, уничтожение которых является необходимым для создания результата инвестирования.
В Санкт-Петербурге органом уполномоченным принимать решение о предоставлении земельных участков под строительство, реконструкцию и приспособление для современного использования является Правительство Санкт-Петербурга. Указанная норма реализуется в соответствии с постановлением Правительств от 16 декабря 2003 года № 100 «Об утверждении Регламента Правительства Санкт-Петербурга» путем издания соответствующего постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставлении земельного участка под строительство, реконструкцию, приспособление для современного использования.
Итак, предположим, издан соответствующий нормативноправовой акт (постановление Правительства Санкт-Петербурга) о предоставлении земельного участка. На основании Постановления с Инвестором с Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга (ранее - Комитет по управлению городским имуществом, далее КИО) в установленном порядке заключается договор аренды земельного участка на инвестиционных условиях (далее - Договор). Указанный Договор, в соответствии с Законом № 282-43 является смешанным, направленным на осуществление инвестиционной деятельности в отношении земельного участка и содержащий обязательства сторон по аренде земельного участка, его застройке и выполнению иных условий. Срок действия Договора соответствует сроку реализации инвестиционного проекта. Одним из обязательств Инвестора, помимо прочих, является осуществление мероприятий по вводу объекта недвижимости построенного в соответствии с Постановлением к окончанию срока действия Договора.
Статьей 309 Гражданского кодекса РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом. Указанная норма имеет общий характер для реализации инвестиционного проекта и всех гражданско-правовых отношений, в том числе, в случае взаимодействия между государством и юридическим лицом и/или физическим лицом в сфере инвестиционного строительства, а именно при предоставлении земельных участков под строительство, реконструкцию и своевременное использование. Так, Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом (в настоящее время - Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга) от 05.07.2005 № 235-р утверждены примерные формы Договора. Договором предусмотрена ответственность Инвестора в случае нарушения сроков реализации инвестиционного проекта. Разделом 8 Договора предусмотрено, что в случае нарушения сроков строительства к Инвестору могут быть применены штрафы в размере 0,1 % от арендной платы, предусмотренной за весь период действия Договора за каждый день просрочки Практика взыскания штрафов распространена (Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2016 по делу А56-74953/2016, решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2014 по делу А56-55273/2014, оставленное в силе апелляционной и кассационной инстанцией).
Между, тем целью органов государственной власти Санкт-Петербурга не является вовлечение Инвестора в постоянный претензионно-исковой процесс. Вопрос неисполнения Инвестором своих обязательств может быть решен путем прекращения арендных отношений в целях вовлечения объектов недвижимости в дальнейший хозяйственный оборот. По истечении срока действия Договора, последний продолжает действовать в режиме неопределенного срока, Однако Правительство Санкт-Петербурга может прерывать договорные отношения в судебном порядке в случае невыполнения условий договора аренды земельного участка на инвестиционных условиях и инвестиционных договоров, в таком случае все внесенные арендные платежи Инвестору не возвращается.
После расторжения Договора земельный участок может быть повторно реализован на торгах или предоставлен новому Инвестору без проведения торгов в случаях установленных законодательством.
Что касается вопроса возможности продления арендных отношений (продление срока действия Договора), стоит отметить следующее, с 1 марта 2015 года вступили в силу изменения в Российское законодательство, регулирующее порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (Федеральный закон №171-ФЗ от 23.06.2014 г. «О внесении изменении в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», Федеральный закон №42-ФЗ от 08.03.2015 г. «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса РФ»).
С 2015 года порядок продления срока аренды возможен через заключение нового договора). По общему правилу земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются физическим и юридическим лицам на торгах. Таким образом, подача нового заявления о предоставлении земельного участка для строительства не гарантирует заключение нового договора с Инвестором, который уже начал строительство.
Между тем, существует достаточное количество объективных причин по которым исполнение в срок обязательств по строительству объекта инвестирования становится не возможном. Это могут быть не добросовестные подрядчики, трудности с подключение к энергосетям, изменения в градостроительным законодательстве. Но даже принимая во внимание наличие объективных причин, по которым строительство не завершено в срок, у уполномоченных органов власти нет правовых оснований для продления сроков строительства путем продления соответствующих договоров аренды и инвестиционных договоров.
До внесения изменений в Земельный кодекс постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 № 1813 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспособления для современного использования» была предусмотрена возможность продления сроков строительства, исходя из процента выполненных работ с взысканием штрафа с инвестора в связи с нарушением сроков строительства. Такой подход, на мой взгляд, более объективен, ведь при реализации такого механизма продления сроков строительства соблюдается баланс интересов Инвестора и города.
Стоит отметить, что завершить строительство за пределами первоначального срока, установленного Договором возможно также в случае наличия регистрации права собственности на объект незавершенного строительства. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.07.2017 № 598 внесены изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2015 № 656 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и проведении работ по приспособлению для современного использования» (далее - Положение) в части предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, однократно для завершения строительства этого объекта.
Таким образом, при наличии регистрации права собственности на объект незавершенного строительства Инвестор вправе обратиться в уполномоченный органа исполнительной государственной власти Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении земельного участка без проведения торгов для завершения строительства объекта незавершенного строительства по утвержденной форме, в соответствии с разделом 5.1 Положения.
ПАВЛОВА Карина Григорьевна
аспирант Института правоведения и предпринимательства, г. Санкт-Петербург