Юристы и адвокаты по земельному праву

Юридическая онлайн консультация по земельнам делам

Нарушение сроков строительства в рамках договоров аренды земельных участков

В настоящей статье я предлагаю рассмотреть вопрос о воз­можных негативных последствиях, наступающих для юридиче­ского и/или физического лица (далее - Инвестор/Застройщик)

осуществляющего строительство объектов недвижимости (далее - Инвестиционный проект) на земельных участках, являющихся государственной собственностью Санкт-Петербурга в случае на­рушения сроков реализации инвестиционного проекта (сроков строительства и ввода объекта в эксплуатацию). Вопросу взы­скания штрафных санкций с Инвестора (Застройщика) при осу­ществлении строительства объектов недвижимости в рамках Фе­дерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижи­мости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» уделено достаточно внимания в теоре­тических и практических исследованиях. Между тем, негативные последствия могут наступить в случае предъявления претензий со стороны не только участников долевого строительства, но и ис­полнительных органов государственной власти, уполномоченных осуществлять контроль за исполнением нормативно-правовых актов о предоставлении земельных участков для строительства и реконструкции (далее - Постановление).

Правовые последствия в случае нарушения сроков строительства в рамках договоров аренды земельных участков находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга

В Санкт-Петербурге порядок предоставления земельных участков под строительство установлен Законом Санкт-Петербурга от 17.06.2004 № 282-43 «О порядке предоставления объектов недви­жимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современ­ного использования» (далее-Закон № 282-43).

Срок реализации инвестиционного проекта является од­ним из инвестиционных условий, установленных Постановле­нием. Предельные сроки, на которые заключаются договоры аренды земельных участков для строительства и реконструк­ции установлены п. 8 ст. 39 Земельного кодекса РФ. По общему правилу земельный участок под строительство и реконструк­цию предоставляется на срок от трех до десяти лет.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона № 282-43 решение о пре­доставлении земельного участка для целей строительства и ре­конструкции, приспособления для современного использова­ния и об установлении инвестиционных условий принимается Правительством Санкт-Петербурга.

Законом 242-43 также определяется порядок предостав­ления лицам, имеющим имущественные права на объекты не­движимости, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, согласия на их застройку, реконструкцию, приспособление для современного использования, определяются органы го­сударственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченные принимать решения о развитии застроенных территорий в Санкт-Петербурге, а также определяется порядок уничтожения находящихся в собственности Санкт-Петербурга объектов капи­тального строительства, уничтожение которых является необхо­димым для создания результата инвестирования.

В Санкт-Петербурге органом уполномоченным принимать решение о предоставлении земельных участков под строитель­ство, реконструкцию и приспособление для современного исполь­зования является Правительство Санкт-Петербурга. Указанная норма реализуется в соответствии с постановлением Правительств от 16 декабря 2003 года № 100 «Об утверждении Регламента Пра­вительства Санкт-Петербурга» путем издания соответствующего постановления Правительства Санкт-Петербурга о предоставле­нии земельного участка под строительство, реконструкцию, при­способление для современного использования.

Итак, предположим, издан соответствующий нормативно­правовой акт (постановление Правительства Санкт-Петербурга) о предоставлении земельного участка. На основании Постанов­ления с Инвестором с Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга (ранее - Комитет по управлению городским имуществом, далее КИО) в установленном порядке заключается договор аренды земельного участка на инвестиционных условиях (далее - Договор). Указанный Договор, в соответствии с Законом № 282-43 является смешанным, направленным на осуществление инвестиционной деятельности в отношении земельного участка и содержащий обязательства сторон по аренде земельного участ­ка, его застройке и выполнению иных условий. Срок действия Договора соответствует сроку реализации инвестиционного про­екта. Одним из обязательств Инвестора, помимо прочих, являет­ся осуществление мероприятий по вводу объекта недвижимости построенного в соответствии с Постановлением к окончанию срока действия Договора.

Статьей 309 Гражданского кодекса РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом. Указанная норма имеет общий характер для реализации ин­вестиционного проекта и всех гражданско-правовых отноше­ний, в том числе, в случае взаимодействия между государством и юридическим лицом и/или физическим лицом в сфере ин­вестиционного строительства, а именно при предоставлении земельных участков под строительство, реконструкцию и сво­евременное использование. Так, Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом (в настоящее время - Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга) от 05.07.2005 № 235-р утверждены примерные формы Договора. Договором предусмотрена ответственность Инвестора в слу­чае нарушения сроков реализации инвестиционного проекта. Разделом 8 Договора предусмотрено, что в случае нарушения сроков строительства к Инвестору могут быть применены штрафы в размере 0,1 % от арендной платы, предусмотренной за весь период действия Договора за каждый день просрочки Практика взыскания штрафов распространена (Решение Ар­битражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.12.2016 по делу А56-74953/2016, решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.10.2014 по делу А56-55273/2014, оставленное в силе апелля­ционной и кассационной инстанцией).

Между, тем целью органов государственной власти Санкт-Петербурга не является вовлечение Инвестора в постоянный претензионно-исковой процесс. Вопрос не­исполнения Инвестором своих обязательств может быть решен путем прекращения арендных отношений в целях вовлечения объектов недвижимости в дальнейший хозяй­ственный оборот. По истечении срока действия Договора, последний продолжает действовать в режиме неопреде­ленного срока, Однако Правительство Санкт-Петербурга может прерывать договорные отношения в судебном по­рядке в случае невыполнения условий договора аренды зе­мельного участка на инвестиционных условиях и инвести­ционных договоров, в таком случае все внесенные арендные платежи Инвестору не возвращается.

После расторжения Договора земельный участок может быть по­вторно реализован на торгах или предоставлен новому Инвестору без проведения торгов в случаях установленных законодательством.

Что касается вопроса возможности продления аренд­ных отношений (продление срока действия Договора), стоит отметить следующее, с 1 марта 2015 года вступили в силу из­менения в Российское законодательство, регулирующее по­рядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (Федераль­ный закон №171-ФЗ от 23.06.2014 г. «О внесении изменении в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», Федеральный закон №42-ФЗ от 08.03.2015 г. «О внесении изме­нений в часть первую Гражданского кодекса РФ»).

С 2015 года порядок продления срока аренды возможен через заключение нового договора). По общему правилу зе­мельные участки, находящиеся в государственной и муни­ципальной собственности, предоставляются физическим и юридическим лицам на торгах. Таким образом, подача нового заявления о предоставлении земельного участка для строи­тельства не гарантирует заключение нового договора с Инве­стором, который уже начал строительство.

Между тем, существует достаточное количество объективных причин по которым исполнение в срок обязательств по строитель­ству объекта инвестирования становится не возможном. Это могут быть не добросовестные подрядчики, трудности с подключение к энергосетям, изменения в градостроительным законодательстве. Но даже принимая во внимание наличие объективных причин, по которым строительство не завершено в срок, у уполномочен­ных органов власти нет правовых оснований для продления сро­ков строительства путем продления соответствующих договоров аренды и инвестиционных договоров.

До внесения изменений в Земельный кодекс постановле­нием Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2013 № 1813 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполни­тельных органов государственной власти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости для строительства, реконструкции, приспосо­бления для современного использования» была предусмотрена возможность продления сроков строительства, исходя из про­цента выполненных работ с взысканием штрафа с инвестора в связи с нарушением сроков строительства. Такой подход, на мой взгляд, более объективен, ведь при реализации такого ме­ханизма продления сроков строительства соблюдается баланс интересов Инвестора и города.

Стоит отметить, что завершить строительство за преде­лами первоначального срока, установленного Договором воз­можно также в случае наличия регистрации права собственно­сти на объект незавершенного строительства. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.07.2017 № 598 внесены изменения в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.07.2015 № 656 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной вла­сти Санкт-Петербурга при подготовке и принятии решений о предоставлении объектов недвижимости, находящихся в соб­ственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструк­ции и проведении работ по приспособлению для современного использования» (далее - Положение) в части предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, однократно для завершения строительства этого объекта.

Таким образом, при наличии регистрации права соб­ственности на объект незавершенного строительства Ин­вестор вправе обратиться в уполномоченный органа ис­полнительной государственной власти Санкт-Петербурга с заявлением о предоставлении земельного участка без про­ведения торгов для завершения строительства объекта неза­вершенного строительства по утвержденной форме, в соот­ветствии с разделом 5.1 Положения.

ПАВЛОВА Карина Григорьевна
аспирант Института правоведения и предпринимательства, г. Санкт-Петербург

  • All
  • Договор аренды земельного участка
  • аренда земельного участка
  • градостроительное законодательство
  • договор аренды земли
  • земельное законодательство
  • земельное право
  • земельный участок
  • назначение земель
  • постановка земельного участка на кадастровый учет
load more hold SHIFT key to load all load all
Правовые онлайн консультации юристов осуществляет проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.).