Необходимость обращения к проблемам эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения в России определена тем, что земли сельскохозяйственного назначения составляют наиболее важную часть земельного фонда государства и подлежат особой охране.
К ним отнесены ценные земли, обладающие плодородным слоем - почвой, необходимым для производства сельскохозяйственной продукции.
Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с действующим законодательством и принципами земельного права. Принципы содействуют сохранению целевого использования земель сельскохозяйственного назначения, определяют размер общей площади земельных угодий, сохраняют преимущественное право субъектов РФ, органов местного самоуправления на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, включая покупку в праве общей долевой собственности, при заключении договора купли-продажи, учитывая особенности продажи участков с публичных торгов. Влияние принципов земельных правоотношений можно увидеть при предоставлении земельных участков иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства более чем 50 процентов. Особенности предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, согласно действующему земельному законодательству может быть как на возмездной или безвозмездной основе.
Приватизация земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизации не подлежат земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.
Возникают вопросы, связанные с приватизацией земельных участков земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Ученые цивилисты, Опираясь на ст. 217 Гражданского кодекса Российской федерации, указывают, что «приватизация - это i не любое отчуждение (продажа, рередача на безвозмездной д основе) государственного имущества в частную собственность, а отчуждение, осуществляемое в любом порядке по специальному [законодательству». При этом выявляется коллизия между ] казанной нормой |ГК РФ и п.4 ст. 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», i которым определяется что приватизация земельных участков | из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся | в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. ГК РФ регулирует вопросы проведения | риватизации лишь в части, связанной с земельными долями, а Земельный кодекс рпределяет только рбщий порядок (не связанный с процессом приватизации) предоставления земельных участков, находящихся в государственной | или муниципальной Собственности. То есть, вопреки требованиям Гражданского кодекса, законодатель понимает термин «приватизация» в широком смысле, как любое отчуждение собственности государства и муниципальных образований в пользу граждан и негосударственных юридических лиц.
Существуют и положительные примеры, к которыммож- но отнести Федеральный закон от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ «Об | особенностях предоставления гражданам земельных участков, i находящихся в государственной или муниципальной Собственности и расположенных ра территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты (Российской Федерации». Данный (Федеральный закон ) установил упрощенный !порядок получения (гражданами земельных участков на территории ряда субъектов (Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейское автономной рбласти, Чукотского автономного округ) в безвозмездное пользование сроком на 5 лет.Я
Внимание ученых обращено на закрепление в качестве институциональных принципов земельного права принцип оборота земель сельскохозяйственного назначения. Как отмечалось в научной литературе, принцип сохранения целевого использования земельных участков должен быть дополнен принципом долгосрочного планирования использования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, что в настоящее время широко подкреплено судебной практикой.
В настоящее время земельная политика государства изменилась, в связи с введением Земельного кодекса Российской Федерации, установившего правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. Земли сельскохозяйственного назначения являются важной частью государственного земельного фонда и подлежат охране. К ним относятся земли с плодородной почвой, являющейся основой для производства сельскохозяйственной продукции. А государство в свою очередь обеспечивает правовое регулирование использования сельскохозяйственных земель и их контролирует нормальное функционирование в России производство товарной продукции. Использование земель сельскохозяйственного назначения основано на принципах земельного права, которые разделяют земли по категориям. А затем, устанавливается ее правовой режим, права, обязанности субъектов, которые будут использовать земли сельскохозяйственного назначения. Такие перемены влекут последовательное развитие прозрачных и стабильных рыночных механизмов, в соответствии с предусмотренными конституционными правами на землю. Земельным кодексом установлены особенности земель сельскохозяйственного назначения, дается их определение, как расположенных вне черты поселения земель, предназначенных для сельскохозяйственного оборота. Использование земель сельскохозяйственного назначения отличается острым социально-экономическим характером, которое вызвано ненадлежащим и недостаточным использованием земель указанной группы и как результат, нарушение устойчивости землепользования. Анализ современного земельного законодательства позволить более точно исследовать понятие земель, в т.ч. правовое содержание земель сельхозназначения, выявить положительные или отрицательные стороны договоров, касающихся земельных участков, раскрыть субъектный состав участников земельных правоотношений и т.п.
Расположение земель за пределами населенных пунктов, и предназначенных для ведения сельского хозяйства, это основная особенностью земель сельхозназначения. В соответствии с земельным законодательством предусмотрены и иные формы использования: для ведения сельскохозяйственного производства, и для иных целей, которые бы включали личное подсобное хозяйство, ведение крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения огородничества, животноводства, дачного строительства. Задачи указанных земель, непосредственно земли сельскохозяйственного назначения обслуживают весь цикл выращивания сельскохозяйственной продукции, включая земли, занятые складами, административными зданиями, дорогами и другими элементами инфраструктуры. Все земли сельскохозяйственного назначения необходимо отличать от земель сельскохозяйственного использования, которые могут включать в себя земельные угодья, земли несельскохозяйственных предприятий, земли государственного лесного фонда. Правовой режим отражает особенности и приоритет земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с которым пригодные для сельскохозяйственных нужд земельные участки передаются для целевого использования и соответствующей кадастровой оценки. В то же время для целей несельскохозяйственных нужд предоставлены земельные участки, имеющие несельскохозяйственное назначение и в свою очередь земли худшие по кадастровой стоимости. При этом, Законом запрещено необоснованное изъятие земель из сельскохозяйственного оборота и предусмотрена охрана таких земель. Также предусмотрены ограничения по осуществлению сельскохозяйственной деятельности, например, ограничения по использованию земель в заповедных зонах. В зависимости от зонирования территорий, определяется категория и вид разрешенного использования земель, а также определяется правовой режим всех земель, в том числе сельскохозяйственного назначения. Разделение на группы земель сельскохозяйственного назначения имеют большой положительный эффект при определении их использования, так, к землям сельскохозяйственного назначения можно отнести пастбища, земли пригодные под сенокосы, сельхоз угодья, отведенные в том числе для личного подсобного хозяйства и прочее. К землям, малопригодным для пашни, относятся ягодники, виноградники, земли, предназначенные для выращивания чая, риса ит.д. Особое место занимают земли, занятые строениями сельскохозяйственного назначения, занятые зданиями, сооружениями. Для предпринимательских целей используются также земли, занятые водными объектами, отдельное место занимают земли, на которых растут леса, и прочие земельные участки, не привлеченные в градостроительную деятельность. Оценка таких земель производится на основе Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения. Данный документ не применяется для кадастровой оценки земельных участков, принадлежащих садоводческим, огородническим и дачным объединениям. Земли сельскохозяйственного назначения являются предметом сделок, в результате которых возникают или прекращаются права на земельные участки. Но, в современных условиях возникают условия, исключающие возможности предоставления юридическим лицам и гражданам земель сельскохозяйственного назначения, в связи с тем, что они согласно нормам Земельного кодекса РФ находятся в муниципальной либо государственной собственности. Государственные и муниципальные органы имеют преимущественное право на покупку продаваемых участков. Можно выделить некоторые факторы, влияющие на заключение договоров купли-продажи земельных участков, это и форма собственности, надлежащий субъектный состав участников правоотношения, а также вид разрешенного использования земельных участков. Перед оформлением необходимо получить согласие органа государственной власти о намерении продать участок, письменное извещение должно содержать цену и существенные условия договора (местонахождение земельного участка и т.д.). Что касается договора аренды земельного участка, то срок аренды может быть не более 49 лет. Участки земли, принадлежащие частным лицам, могут быть сданы в аренду как гражданам РФ, так и иностранным субъектам и лицам без гражданства.
В настоящее время все чаще возникает вопрос о порядке перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие формы, например, при изменении категории земель с обеспечением активизации оборота земли, или в связи с ростом спроса на расширение загородных поселков, коттеджных селений и др. Возникающие в связи с этим ограничения на законодательном уровне, могут быть преодолены лишь в исключительных случаях: если земельные участки нужны для консервации земель, создание заповедников, охраняемых государством территорий, увеличение границ поселений, строительство промышленных объектов, включение непригодных для сельского хозяйства земель в состав водного или водного фонда, для строительства дорог, дорожных коммуникаций и сооружений, выполнение международных обязательств, добычи полезных ископаемых, строительство объектов социального и иного назначения. Ограничения действуют и в случаях, когда передав земель сельскохозяйственного назначения, имеющих кадастровую стоимость на 50% выше среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району или городскому округу.
Перевод земель из состава сельскохозяйственных угодий не допускается и в случае, когда их кадастровая стоимость на 50% более выше среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району или городскому округу. Также запрещен перевод в другую категорию для особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий.
Разработан нормативный механизм для изменения категории земель, в соответствии с которым должен действовать собственник: необходимо указать кадастровый номер соответствующего земельного участка; действующая и предполагаемая для перевода категории земли для данного участка; обоснование для перевода участка в другую категорию. Особенное и немаловажное место занимает проведение государственной экологической экспертизы о возможности такого изменения категории земельного участка. Срок на принятие решения соответствующим органом два месяца с момента обращения. При этом, переоформлять документы на земельный участок в случае изменения его категории не требуется.
Таким образом, анализируя действующее земельное законодательство, рассмотрены только некоторые вопросы и выявлены некоторые проблемы правового регулирования оборота, использования, изъятия земель сельскохозяйственного назначения. Надеемся на продолжительное совершенствование гражданского и земельного законодательства и создание условий для повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения и сохранения их плодородия, успешного развития сельскохозяйственного производства в России.
АЛИКИЕВА Альбина Мунировна
старший преподаватель Института государства и права Тюменского государственного университета