Пути и средства достижения целей института применения принудительных мер медицинского характера

Реализация уголовно-правового института применения принудительных мер медицинского характера осуществля­ется целенаправленно. Кроме того, проведенное ранее иссле­дование позволяет нам с уверенностью констатировать, что данный институт является многоцелевым.

Безусловно, нали­чие целевых установок всегда требует установления путей, направленных на их достижение и средств, с помощью кото­рых будет получен конечный результат, иначе достичь цели применения принудительных мер медицинского характера не представляется возможным.

Нельзя отрицать и того очевидного факта, что закрепле­ние законодателем целей принудительных мер медицинско­го характера в нормах закона, предопределяет возможность достижения их с помощью средств, также сформулирован­ных в законодательстве, обеспеченных силой государствен­ного принуждения и направленных на реализацию только целей исследуемого уголовно-правового института. Кроме того, что такие средства должны быть законодательно закре­плены они, на наш взгляд, всегда должны отвечать еще не­которым требованиям.

Во-первых, с философской точки зрения, средства до­стижения целей принудительных мер медицинского харак­тера должны отвечать нормам морали, профессиональной этике и нравственному долгу человека.

Во-вторых, рассматриваемые средства должны основы­ваться на современных достижениях в области психиатрии, медицины и уголовного права. Думается, что только такие средства способны обеспечить получения самых эффектив­ных результатов в лечении или улучшении психического со­стояния «принудчиков», а также предупредить совершения ими новых преступлений или общественно опасных деяний.

В-третьих, говоря об эффективности средств следует учитывать не только обоснованность и целесообразность за­крепления их в уголовном законодательстве, но и возмож­ность оптимального использования конкретного средства для достижения поставленных целей во время и по оконча­нию принудительного лечения.

Анализ норм уголовного законодательства, регламен­тирующих применение принудительных мер медицинского характера, позволяет прийти к выводу, что закрепленные в статье 99 УК РФ виды мер, по своей сути, назначению и есть средства, направленные на достижение целей, сформулиро­ванных в статье 98 УК РФ. В частности, статья 99 УК РФ фор­мулирует следующий исчерпывающий перечень средств: «принудительное наблюдение и лечение у врача-психиатра в амбулаторных условиях», «принудительное лечение в ме­дицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа», «принуди­тельное лечение в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, специ­ализированного типа» и «принудительное лечение в меди­цинской организации, оказывающей психиатрическую по­мощь в стационарных условиях, специализированного вида с интенсивным наблюдением». Далее и применительно к предмету нашего исследования представляется целесообраз­ным остановиться на определении путей достижения целей исследуемого института с помощью этих средств.

Для достижения первоочередной, главенствующей цели - излечения или улучшения психического состояния лиц, со­вершивших общественно опасное деяние или преступление, в законе закреплен путь, который связан с одним из принци­пов подхода к выбору определенного принудительного вида (средства) медицинского характера. Так, первоначально, ко­миссией врачей-психиатров определяется характер психиче­ского расстройства потенциального «принудчика» и только на основании этого судом с учетом профиля или зоны обслу­живания выбирается и назначается конкретный вид (сред­ство) принудительной меры медицинского характера.

Данное утверждение можно теоретически обосновать тем, что с помощью точной диагностики психического за­болевания и назначения в связи с этим правильного вида принудительного лечения возможно достичь конечной цели - полного излечения или улучшения психического состо­яния лица. Кроме того, для достижения указанных целей вид принудительной меры медицинского характера может изменяться судом тогда, когда иным (уже ранее применен­ным) средством невозможно достигнуть «излечения лиц», указанных в ч. 1 ст. 97 УК РФ, или «улучшения их психиче­ского состояния». Вместе с тем, вид принудительной меры медицинского характера не должен быть более жестким, чем необходимо и достаточно для достижения этих целей.

Следующая цель принудительных мер медицинского характера - предупреждение совершения новых обществен­но опасных деяний или преступлений может быть достигну­та при осуществлении последовательных действий по двум направлениям.

Первое направление связано с предупреждением воз­можности совершения «принудчиками» указанных действий во время принудительного лечения. Для решения такой за­дачи законодатель дифференцирует и различает виды при­нудительных мер (средств) по клиническим возможностям конкретной медицинской организации, оказывающей пси­хиатрическую помощь, и в зависимости от того насколько интенсивно требуется наблюдать за тем или иным больным в силу его опасности для себя и общества. Таким образом, суд, назначив один из видов принудительных мер (средств) меди­цинского характера, тем самым изолирует лицо с психиче­ским расстройством от общества, размещая его в медицин­ской организации, оказывающей психиатрическую помощь, в соответствии с физическим и психическим состоянием, особенностями поведения и с соблюдением условий, пред­упреждающих возможность побегов и других нарушений.

Второе направление сконцентрировано на предупреж­дении совершения «принудчиками» новых общественно опасных деяний и преступлений после отмены принудитель­ных мер медицинского характера. Безусловно, успешное пре­одоление путей достижения такой задачи опять же связано с правильным выбором принудительной меры медицинского характера, назначение и применение которой позволит сни­зить, а в идеале исключить вероятность совершения новых деяний после его отмены.

Вместе с тем существует проблема, которая заключается в том, что зачастую после окончания или отмены принуди­тельной меры «принудчики» прекращают рекомендованное врачом лечение, что провоцирует обострение болезни вновь, появляется так называемый синдром отмены лекарственных средств и повышается вероятность совершения ими новых общественно опасных деяний. В этой связи, возникает необ­ходимость в устранении такой проблемы, решение которой, как нам видится, заключается в следующем: лица, страдаю­щие хроническими психическими расстройствами, слабо­умием, после отмены принудительной меры должны при­нудительно наблюдаться у психиатра по месту жительства пожизненно. Пожизненность означает, что такое лицо регу­лярно начиная от одного до двух раз в месяц, заканчивая от одного до двух раз в год, в зависимости от динамики течения психического расстройства, должно посещать психиатра до окончания жизни или полного излечения (что вряд ли воз­можно) психического расстройства. Представляется, что по­добная новелла усилила бы специальное и общепредупреди­тельное воздействие на бывших «принудчиков», склонных в силу своего психического заболевания к совершению новых общественно опасных деяний, преступлений.

Таким образом, обозначенные направления пути дости­жения цели - предупреждения совершения преступлений или общественно опасных деяний «принудчиками» как во время лечения, так и после предполагают: во-первых, изоля­цию психически больного от общества путем назначения ему того или иного принудительного медицинского средства, которые различаются, главным образом, строгостью режи­ма и характером наблюдения за пациентами, и, во-вторых, лечение для достижения такого состояния больного, при котором значительно снижается или исчезает вероятность совершения после отмены принудительной меры новых пре­ступлений или общественно опасных деяний.

Резюмируя изложенное, следует отметить, что в дей­ствующем уголовном законодательстве закреплены не толь­ко цели принудительных мер медицинского характера, но и средства, определяющие пути их достижения. Кроме того, в нормах уголовного закона о применении института прину­дительных мер медицинского характера фиксируются цели и средства, которые не только направлены на реализацию специфических функций уголовного права, но и те (меди­цинские) без которых эти функции не могут быть осуществимы.

ЖАРКО Наталья Викторовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Академии права и управления ФСИН России

Правовые онлайн консультации юристов осуществляет проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.). 

© 2019. Правовые онлайн консультации юристов. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Юридическая консультация и помощь по БЕСПЛАТНОМУ тел. Россия +8 800 500-27-29 (доб. 507)
Московская обл, г. Москва +7 499 653-60-72 (доб. 665)
Ленинградская обл, г. Санкт-Петербург +7 812 426-14-07 (доб. 423)
в режиме online - круглосуточно!