По данным Росстата, на 01.01.2019 г. в Российской Федерации зарегистрировано 11947000 инвалидов, из них работающими являются 1655000, т.е. 14.7 %. Из обратившихся в службу занятости (154 432 человека), только немногим более половины инвалидов (84 228 человек) нашло работу.
Данные статистики свидетельствуют о том, что задача профессиональной реабилитации, состоящая в обеспечении инвалиду возможности получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе, способствуя тем самым его социальной интеграции или реинтеграции, по-прежнему остро стоит перед нашей страной. Благодаря трудовой деятельности большинство работников, в том числе и инвалидов, приобретают экономическую самостоятельность, повышают качество жизни в целом, и трудовой жизни, в частности. Одной из мер, направленных на решение задачи профессиональной реабилитации, является квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов. К сожалению, квотирование «как инструмент повышения конкурентоспособности инвалидов на рынке труда остаётся недостаточно эффективным». Одной из причин неэффективности данной процедуры является ее недостаточное правовое регулирование на федеральном уровне.
Согласно ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 24.11.1995 № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» работодатели должны содействовать проведению государственной политики занятости населения на основе, в том числе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов и её выполнения. Согласно ст. 21 данного закона работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. То есть работодатель, подсчитав среднесписочную численность работников, должен определить то количество инвалидов (человек), которое он должен трудоустроить. В то же время как в региональном законодательстве, так и в судебной практике квота понимается как минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить на данном предприятии, в учреждении, организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории, т.е. под квотой понимается уже не количество трудоустроенных инвалидов, а количество возданных для них рабочих мест.
Что собой представляет рабочее место с точки зрения института занятости, законом не определено. По мнению В.Г. Сойфера, в аспекте занятости определение рабочего места «приобретает экономико-статистическое значение и начинает применяться в организационно-учетном смысле». Если же мы обратимся к ст. 209 ТК РФ, то увидим, что в институте охраны труда рабочее место понимается как место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой, и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Следует признать, что для трудового права данное определение рабочего места носит универсальный характер и применяется, например, в институте «трудовой договор» относительно оценивания законности увольнения работника за прогул. Поскольку нормативное понимание рабочего места с точки зрения процедуры квотирования отсутствует, работодатели начинают его наполнять собственным содержанием. Например, они подают данные в центр занятости населения о выделении рабочих мест в виде неполных штатных единиц (0.5 или даже 0.25 ставки) и трудоустраивают инвалидов в счет квоты на условиях неполного рабочего времени. С одной стороны, вроде бы нарушений нет- количество трудоустроенных инвалидов соблюдено, рабочие места на неполную штатную единицу выделены. Однако, на мой взгляд, в данном случае речь идет о мнимом содействии занятости инвалидов, нарушении их права на равенство с другими работниками, на достойный труд, то есть, по сути, об их дискриминации. Так, согласно п.2 Методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости косвенная дискриминация представляет собой требования, которые формально являются едиными для всех, но фактически ставят в неравное положение инвалидов; косвенная дискриминация имеет место, когда положения локальных нормативных актов (нормативных предписаний) работодателя и практика их применения создают условия, препятствующие или ограничивающие выполнение работы инвалидом по сравнению с другими работниками. Например, апелляционным определением Иркутского областного суда от 23.04.2013 по делу № 33-3251/2013 признана нарушающей закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ситуация, когда работодатель принимал инвалидов на часть ставки подсобного рабочего при условии, что в штатном расписании имелось аналогичное рабочее место, но с полной продолжительностью рабочего времени.
Несомненно, работодатель свободен в принятии кадровых решений, он может самостоятельно формировать штатное расписание, вводить штатные единицы как предполагающие полную, так и неполную занятость, однако в отношении инвалидов соответствующие мероприятия должны быть разумными и обоснованными и не представлять собой исключительно формальный подход к требованиям законодательства. Инвалиды могут работать на условиях неполного рабочего времени; на них, как и на других работников, распространяется ст. 93 ТК РФ, согласно которой по соглашению сторон трудового договора работнику как при приеме на работу, так и впоследствии может устанавливаться неполное рабочее время. Однако в данном случае соглашение сторон как таковое отсутствует, работодатель изначально в одностороннем порядке определяет «правила игры» и навязывает трудовые отношения исключительно на условиях частичной, нетрадиционной занятости. По сути, происходит выхолащивание гарантии, предусмотренной ст. 21 федерального закона № 181-ФЗ, ведь так работодатель, который должен, например, создать рабочие места для 10 инвалидов, злоупотребив правом, вообще может разбить одну ставку на десять человек и формально считаться выполнившим требования закона. Скорее всего, к нему инвалиды и не будут пытаться трудоустроиться, понимая, как такая занятость скажется на размере оплаты их труда и иных социальных гарантий. Работодатель же, апеллируя к тому, что инвалиды и не хотят в такой ситуации к нему трудоустраиваться, сможет избежать привлечения к административной ответственности за их нетрудоустройство. Например, в постановлении от 27.08.2012 № 46-АД12- 17 Верховный Суд отметил, что работодатель не обязан заниматься поиском инвалидов для замещения рабочих мест, выделенных в рамках квоты для их трудоустройства и если в организацию не обращаются лица с ограниченными физическими возможностями с целью заключить трудовой договор, то работодатель не может быть привлечен к ответственности за невыполнение квоты. В определении Верховного Суда РФ от 22.05.2013 № 50-АПГ13-5 также указано, что подбор кадров на квотируемые рабочие места не входит в задачи работодателя.
Решение возникшей проблемы видится, во-первых, в закреплении в законодательстве определения рабочего места в аспекте института занятости; при этом следует согласиться с А.В. Крузе, что «для работодателей и службы занятости рабочее место представляется именно учетной единицей, отражающей количество занятых работников у конкретного работодателя». Во-вторых, необходимо установить требования, которым должны соответствовать рабочие места для трудоустройства инвалидов, среди которых установить требование занятости инвалидов на условиях, определенных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
Проблемным моментом становится и невозможность трудоустройства инвалидов на дистанционную работу в рамках мероприятий по квотированию рабочих мест. Согласно ст. 312.1 ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет». Таким образом, специфика дистанционной работы, исходя из ее определения, такова, что «у работника, выполняющего дистанционную работу, рабочее место с правовой точки зрения отсутствует, так как предусматривается работа на территории или объекте, не находящимся под прямым или косвенным контролем работодателя, что не соответствует понятию рабочего места, содержащемуся в ст. 209 ТК РФ». В то же время региональный законодатель, реализуя предусмотренную ст. 21 федерального закона № 181- ФЗ обязанность установить конкретный размер квоты для приема на работу инвалидов, требует от работодателя создать или выделить рабочие места для данных работников; в противном случае возможна административная ответственность по ст. 5.42 КоАП РФ. Получается, что работодатель не вправе в счет квоты принимать инвалидов для выполнения тех трудовых функций, которые предполагают дистанционную занятость, поскольку он не сможет выделить как таковое рабочее место для инвалида. Кроме того, ст. 23 федерального закона № 181-ФЗ требует от работодателей создание необходимых условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, что опять же в условиях дистанционной занятости проблематично.
На мой взгляд, соответствующее ограничение необходимо если не устранить, то хотя бы скорректировать, поскольку преимущества дистанционного труда, который может осуществляться как из собственного жилища, так и любого другого удобного места, в отношении инвалидов очевидны - это и возможность самостоятельно определять режим труда и отдыха, и сокращение затрат на проезд, питание, и возможность своевременно получать необходимое лечение, что в итоге приводит к повышению качества их трудовой жизни. Работодателю такая занятость тоже выгодна - он экономит на обустройстве рабочего места, на оплате аренды и коммунальных платежей. Возможно, поскольку обязанности работодателя относительно охраны труда дистанционных работников минимальны, следует нормативно закрепить те виды деятельности, которые инвалиды могут выполнять дистанционно или же определить правила предоставления работникам дистанционной работы в централизованном порядке. В настоящее время отдельные субъекты РФ реализуют собственное нормотворчество по указанному направлению. Например, постановление коллегии администрации Кемеровской области от 29 ноября 2016 года № 466 «Об утверждении порядка реализации мероприятий по оснащению дистанционных рабочих мест для трудоустройства инвалидов» определяет участников, механизм реализации и условия финансирования мероприятий по оснащению дистанционных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также последовательность и условия совместной деятельности центров занятости населения Кемеровской области и работодателей.
Таким образом, процедура квотирования рабочих мест способствует профессиональной реабилитации инвалидов, однако на сегодняшний день она требует дополнительного правового регулирования.
КУЧИНА Юлия Александровна
кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права Уральского государственного юридического университета