Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации

Государства, которые принято считать экономически раз­витыми, поддерживают в своей внутренней политике такую систему реализации прав граждан на стабильный (стабильно возрастающий) уровень получаемого дохода, которая спо­собствует обеспечению достойных условий жизни граждан.

Осуществление данного рода прав происходит с помощью реализации во внутренней политике страны различных спосо­бов регулирования доходов граждан. В зависимости от модели управления государством применяемые способы обеспечения граждан стабильным уровнем дохода могут варьироваться, од­нако сама цель подобного использования политико-экономи­ческих ресурсов страны в данном вопросе выражается кратко и доступно - достигнуть определенного уровня благосостоя­ния граждан.

Правовая природа минимального размера оплаты труда в российской федерации

Экономике Российской Федерации, при переходе страны на рыночные механизмы управления, с учетом, в частности, социального аспекта развития, были свойственны существен­ные изменения. Одним из успешных способов регулирования уровня доходов граждан стало установление минимальной суммы оплаты труда, гарантируемой государством. Задачей установления минимальной ставки оплаты труда или мини­мального размера оплаты труда (МРОТ) стало обеспечение минимального уровня материального вознаграждения за вы­полняемый труд для восстановления трудовых ресурсов граж­дан, определения размеров выплат по временной нетрудоспо­собности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.

Для реализации данной цели при установлении мини­мального размера оплаты труда необходимо выносить опре­деленные требования к этому социально значимому пока­зателю. Описание правовой структуры МРОТ содержится в нормах Конституции Российской Федерации, Гражданском и Трудовом кодексах, а также в отдельных федеральных зако­нах, в том числе специальном Федеральном законе от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». За период своего существования с года появления и до насто­ящего времени нормы, устанавливающие природу понятия минимального размера оплаты труда граждан России, пре­терпели существенные изменения, что скорректировало зако­нодательство в данной сфере права.

В соответствии с начальной редакцией Трудового кодек­са Российской Федерации понятие МРОТ было представлено как «гарантируемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при вы­полнении простых работ в нормальных условиях труда». При этом понятие не включало в себя дополнительные выплаты, являющиеся поощрением и компенсацией для трудового на­селения, проживающего в районах с особыми климатически­ми и техногенными экологическими условиями. Таким обра­зом, можно утверждать, что на начальном этапе законодатель определял МРОТ в качестве минимального оклада, не учиты­вая дополнительных выплат, и видел целью применения дан­ной меры для отдельных, наиболее нуждающейся в ней кате­гории граждан.

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Рос­сийской Федерации» были изменены статьи Трудового кодек­са таким образом, что само понятие МРОТ и вовсе было ис­ключено из трудового законодательства.

Сегодня формулировка законодателя не позволяет четко определить понятие минимального размера оплаты труда, однако предусматривает, что величина МРОТ применяется на всей территории страны и не может составлять величину, меньшую, чем размер прожиточного минимума трудоспо­собных граждан, в то время как заработная плата работника, выполнившего нормы рабочего времени и труда, с учетом со­циально-экономических условий и величины прожиточного минимума в соответствующем субъекте, должна быть равна или выше МРОТ.

Данные законодательные положения до декабря 2017 года давали возможность работодателям использовать форму­лировку норм закона в части, приводящей к злоупотреблению ими своими гражданскими правами, а именно - в намерен­ном занижении минимального размера заработной платы до уровня, при котором обязательные надбавки, полагающиеся работникам, осуществляющим свою трудовую деятельность в соответствующих климатически особенных районах России, не являлись мерой дополнительного стимулирования работ­ников, а фактически были необходимым условием достиже­ния МРОТ. 7 декабря 2017 года постановлением Конституци­онного суда № 38-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в свя­зи с жалобами граждан В. С. Григорьевой, О. Л. Дейдей, Н. А. Капуриной и И. Я. Кураш» было утверждено, что в состав МРОТ не предполагается включение районных коэффициен­тов и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним мест­ностях. Тем самым Конституционный суд Российской Федера­ции разрешил вопрос злоупотребления правами трудящихся в вышеуказанных районах России и определил дальнейшую судебную практику по данному вопросу. Это подтверждается определениями Конституционного суда Российской Федера­ции от 19 декабря 2017 года № 2934-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Родиной Юлии Валерьевны на нарушение ее конституционных прав положениями статей 133, 135 и 315-317 Трудового кодекса Российской Федерации и статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Россий­ской Федерации», от 16 января 2018 года № 2-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Паутовой Екатерины Степановны на нарушение ее конституционных прав статьей 129 и частью третьей статьи 133 Трудового кодек­са Российской Федерации» и т.д., в которых суд ссылается на постановление от 7 декабря 2017 года № 38-П[11] и отказывает в повторном рассмотрении подобных обстоятельств дел.

Разрешение указанной правовой неточности также ис­ключает правовые проблемы применения МРОТ в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностям, описан­ные в своей статье А. А. Бережновым, Ю. Б. Корсаненковой, И. А. Костян, А. М. Куренным и Г. В. Хныкиным.

Таким образом, в соответствии с действующим законода­тельством, а также правоприменительной практикой относи­тельно определения сущности МРОТ, минимальный размер оплаты труда по своей правовой природе является общей га­рантией, которой обеспечиваются работники вне зависимости от местности осуществления трудовой деятельности.

Уже было отмечено, что величина минимального размера оплаты труда тесно связано с величиной минимального раз­мера зарплаты. Субъектам Российской Федерации дано право повышать уровень МРОТ, установленный по всей стране, в соответствии с местными финансовыми возможностями. Не­смотря на удобство, которое предоставляет законодатель для регионов, данной возможностью пользуются не все регионы России, однако в большинстве случаев МРОТ утверждается субъектами самостоятельно.

Региональный МРОТ утверждается трехсторонним со­глашением о минимальной заработной плате. Рассматривая данный вопрос в отношении Сибирского федерального окру­га, включающем в себя 12 субъектов Российской Федерации, нужно отметить, что вышеуказанные трехсторонние соглаше­ния отсутствуют лишь в двух регионах - Республиках Тыва и Хакасия.

В соответствии с положениями статьи 133.1 Трудового ко­декса Российской Федерации размер минимальной заработ­ной платы в субъекте обеспечивается организациями, финан­сируемыми из бюджетов субъектов Российской Федерации,

  • за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств, а также средств, полученных от пред­принимательской и иной приносящей доход деятельности; организациями, финансируемыми из местных бюджетов, - за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности; другими работодателями
  • за счет собственных средств. Конкретные значения МРОТ, установленные в субъекте федерации, можно проследить на примере одного из регионов страны. В данном случае в каче­стве примере была взята Иркутская область.

В таблице № 1 приведены сведения о размере МРОТ в Ир­кутской области на 1 января 2018 года. Данные приведены со­гласно регионального соглашение о минимальной заработной плате в Иркутской области от 26 января 2017 года. Величина минимальной заработной платы зависит от прожиточного минимума в регионе. С 1 января 2018 года минимальный раз­мер оплаты труда в Иркутской области равен прожиточному минимуму для трудоспособного населения в регионе за чет­вертый квартал 2017 года.

В соглашении о минимальной заработной плате указа­но, что МРОТ в размере прожиточного минимума в 2018 году

Таблица 1.

Территория Иркутской области / Категория работников

Значение МРОТ

г. Иркутск, Ангарский район и г. Ангарск, Иркутский район, Тулунский район и г. Тулун, Аларский район, Балаганский район, Баяндаевский район, Боханский район, Жига- ловский район, Заларинский район, Зиминский район и г. Зима, Качугский район, Куй- тунский район, Нижнеудинский район и г. Нижнеудинск, г. Алзамай, Нукутский район, Ольхонский район, Осинский район, Слюдянский район и г. Слюдянк, г. Байкальск, Тай­шетский район и г. Тайшет, г. Бирюсинск, Усольский район и г. Усолье-Сибирское, Усть- Удинский район, Черемховский район и г. Черемхово, Чунский район, Шелеховский район и г. Шелехов, Эхирит-Булагатский район, г. Саянск, г. Свирск

9489 руб. для работников госучреждений и муниципальный учреждений (т.к. действующий с 01.07.2017 г. размер 9286 руб. меньше федерального размера МРОТ) и 9 775 руб. для иных компаний

Братский район и г. Братск, г. Вихоревка, Усть-Илимский район и г. Усть-Илимск, Усть- Кутский район и г. Усть-Кута, Бодайбинский район и г. Бодайбо, Казачинско-Ленский район, Киренский район и г. Киренск, Нижнеилимский район и г. Железногорск-Илим- ский, Катангский район, Мамско-Чуйский район

12 000 руб. для работников госучрежденийи муниципальный учреждений и 12 652 руб. для иных работодателей

Для работников организаций сельского хозяйства в Иркутской области, осуществляю­щих вид экономической деятельности «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» в качестве основного вида экономической деятельности

9489 руб.

действует с 1 января 2018 года, но не ранее принятия поста­новления о величине прожиточного минимума по Иркутской области за четвертый квартал предыдущего года. Опираясь на данные сведения, до момента утверждения прожиточного ми­нимума работодатели руководствуются предшествующими значениями минимального размера заработной платы в соот­ветствии с соглашением, учитывая, что данный показатель не должен являться ниже федерального МРОТ - 9489 рублей.

С учетом вышеизложенного можно констатировать, что выявленная правовая природа минимального размера опла­ты труда в Российской Федерации, благодаря корректировке законодательной структуры минимального размера оплаты труда, а также правоприменительной практике вышестоящих судебных инстанций, соответствует заявленной позиции зако­нодателя.

ДЕЛЕГЕОЗ Елена Геннадьевна
кандидат исторических наук, доцент кафедры гражданского права Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия

Правовые онлайн консультации юристов осуществляет проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.). 

© 2018-2020. Правовые онлайн консультации юристов. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Юридическая консультация и помощь по БЕСПЛАТНОМУ тел. Россия +8 (800) 700-99-56 (доб. 995)
Московская обл, г. Москва +7 (495) 980-97-90 (доб. 597)
Ленинградская обл, г. Санкт-Петербург +7 (812) 449-45-96 (доб. 560)
в режиме online - круглосуточно!