Научный анализ показал, что в целом посвященных исследований именно коэффициенту замещения пенсией по старости утраченного заработка в праве социального обеспечения практически нет, что подчеркивает актуальность данной статьи.
В основном эта тема, которая немалую важную роль играет в праве социального обеспечения, исследуется экономистами. Нужно отметить, что многие из них рассматривают как экономические, так и правовые аспекты данного вопроса. Термин «коэффициент замещения» уже давно вызывает дискуссии среди исследователей в области экономики. Ряд экономистов определяют коэффициент замещения как отношение средней пенсии к средней заработной плате. Однако, согласно документу «Методика определения коэффициента замещения», который составлен для Российской Федерации в соответствии с Конвенцией Международной организации труда (МОТ) № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (Женева, 28 июня 1952 г.), коэффициент замещения имеет следующее определение: «..показатель уровня обеспечения защищенного лица, выраженный через соотношение его обеспечения при покрываемом социальном риске, и его прежнего заработка (при страховом обеспечении) либо установленного размера заработка (при фиксированном обеспечении)».Отметим, что термин коэффициент замещения так и не получил законодательного закрепления в Российской Федерации, хотя используется в правовых документах.
Представители Пенсионного фонда Российской Федерации утверждают, что коэффициент замещения - это абстрактный показатель, который не всегда можно использовать в качестве ориентира для российской пенсионной системы. Смысла в этом показателе нет. Если пенсионер давно потерял свою работу, а сегодня у него пенсия составляет 11 000 рублей, но зарплата в 2001 году была 2 000 рублей, то какой будет коэффициент замещения? Поэтому ПФР утверждает, что важна покупательная способность получаемой пенсии и ее рост.
В Российской Федерации, несмотря на многочисленные реформы, проблемы пенсионной системы все еще не решены. С распадом Союза Советских Социалистических Республик (СССР) было проведено множество реформ пенсионного и налогового законодательств. Отметим, что в советской пенсионной системе минимальный коэффициент замещения намного превышал его сегодняшний уровень, а также рекомендации МОТ. Как показывает анализ динамики изменений размеров пенсий в странах СНГ, с точки зрения их покупательной способности и с точки зрения коэффициента замещения размеры пенсий ни в одной из стран Содружества еще не достигались данных показателей советского периода. Продолжительное снижение после распада СССР коэффициента замещения в Российской Федерации говорит о кризисе пенсионной системы страны, преодолеть который В. Д. Роик полагает возможным путем коренных ее изменений, с помощью государственного регулирования системы заработной платы и активной государственной политики в целях создания новых рабочих мест. Как справедливо отмечает В. Д. Роик, необходим новый социальный контракт поколений, т.е. необходимо аргументированное решение в виде новой договоренности основных слоев общества относительно правил пенсионного обеспечения и их законодательное закрепление, а для этого следует дать ответ на сложный вопрос: какой должен быть размер пенсии в новых условиях с учетом занятости, трудового стажа и периода получения пенсии?
Захаров М. Л., Тучкова Э. Г., Савостьянова В. Б. в статье 55 проекта Пенсионного кодекса Российской Федерации, основываясь на коэффициент замещения в Европейском кодексе социального обеспечения, предлагают, чтобы размер пенсии по старости при полном трудовом стажевом стандарте составлял 50 процентов заработка, который увеличивался бы при превышении стажевого стандарта и снижался при неполном трудовом стажевом стандарте. Также в статье 56 проекта данного кодекса устанавливается минимальный размер пенсии по старости.
В законодательстве Российской Федерации понятие «минимальный уровень пенсионного обеспечения граждан» было введено с 1 января 2010 года, до этого пенсии многих граждан не достигали и прожиточного минимума пенсионера. Было установлено, что размер пенсии не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера с учетом других мер социальной поддержки пенсионеров в виде дополнительного материального обеспечения и ежемесячной денежной выплаты. Следует поддержать позицию ряда ученых6в том, что понятие «прожиточный минимум» как социальный стандарт должно использоваться для оценки уровня социальных пенсий. В системе же социального страхования, которое связано с личным трудовым и (или) финансовым участием гражданина прожиточный минимум пенсионера необходимо применять в качестве вспомогательного (дополнительного) показателя в сочетании с основным показателем «коэффициент замещения» в целях защиты пенсионера от низкого уровня заработной платы.
Одной из основных задач утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации является обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате. Также в Стратегии говорится об обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости не менее 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера. При таких поставленных задачах сложно говорить о пенсионной системе в Российской Федерации, которая бы эффективно функционировала после окончания реформы. Согласно Конвенции Международной Организации Труда (МОТ) от 28.06.1952 № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» коэффициент замещения пенсией по старости утраченного заработка типового бенефициара должен быть не менее 40 %. Отметим, что в отношении пенсии по старости им является типичный представитель квалифицированного ручного труда, с не менее чем 30-летним стажем работы и женой пенсионного возраста, находящейся на иждивении своего мужа.В государствах, которые присоединились к данной Конвенции понятие «коэффициент замещения» имеет статус социального норматива - минимального стандарта обеспечения. Однако применительно к данному социальному показателю следует отметить, что он не имеет универсального характера, так как используется для оценки не всех выплат по социальному обеспечению, а только тех из них, которые имеют социально-страховой характер, т.е. являются видами обеспечения по обязательному социальному страхованию. По данным от 12 января 2018 официального сайта Министерства труда и социальной защиты Российской Федераци величина коэффициента замещения близка к 40 % утраченной заработной платы при нормативном страховом стаже и среднем значении заработка (по методике расчета, сложившейся в Российской Федерации) и значительно превышает 40 % по методике расчета по стандартам Международной организации труда. Следуя методике расчета МОТ, значение коэффициента замещения должно быть выше и оставаться неизменным в условиях индексации пенсий в соответствии с изменением индекса потребительских цен. Однако, данные расчеты кажутся сомнительными, потому что найти статистические данные для расчета очень затруднительно, так как в России практически нет данных по показателям реального размера заработных плат работников в абсолютном выражении. Кроме того, высокий коэффициент замещения может быть из-за низкой заработной платы в прошлом и повышения пенсии до нового уровня прожиточного минимума.
Методика определения коэффициента замещения один из дискуссионных вопросов. В 2015 году М. Л. Захаров отмечал, что особая методика определения коэффициентов замещения пенсией заработка не совпадает с правилами, определенными Конвенцией Международной Организации Труда от 28.06.1952 № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» и ведет к необоснованному завышению коэффициента замещения. У А. А. Бережнова аналогичные выводы о порядке расчета коэффициента замещения прежнего заработка.
А. К. Соловьев ставит перед собой цель разработать методический подход к расчету уровня коэффициента замещения в соответствии с международными минимальными нормами социального обеспечениях. Для этого автор проводит сравнительный анализ нормативный требований Международной организации труда, анализирует существующие методы исчисления и исследования коэффициента замещения в Российской Федерации. В ходе исследования автором были выявлены проблемы использования коэффициента замещения в Российской Федерации, которые остаются актуальными и для страховых пенсий в свете последних изменений в законодательстве. Как утверждает А. К. Соловьев, применение методологии от Международной организации труда в Российской Федерации будет возможно и корректно только для новых пенсий, начиная с 2021 года.
Отметим, что официальная методика расчета коэффициента замещения как норматива МОТ не утверждалась, а это, конечно, затрудняет его применение в практической деятельности. Следует согласиться с А. А. Бережновым, что ратификация Российской Федерацией Конвенции никак не является абсолютным мерилом справедливости социального обеспечения и не говорит о его наличии, а напротив, потребует принятия собственных положений, развития справедливости нормативных актов, проработке которых следует уделять тщательное внимание. С. А.Чирков справедливо замечает, что каждое государство должно стремиться к выполнению и гарантированию международных стандартов, а лучше - иметь национальное законодательство которое «перевыполняет план».
Таким образом, пенсионная система Российской Федерации в настоящее время находится на стадии модернизации. Многие проблемы относительно коэффициента замещения, выявленные в научной литературе, остаются актуальными. С точки зрения справедливости и целесообразности, можно сказать, что применение коэффициента замещения пенсией заработной платы имеет смысл, однако необходима модернизация при подходе к расчету коэффициента, а также использование других показателей.Предполагается гипотеза, что для определения коэффициента замещения как социального норматива - минимального стандарта обеспечения следует использовать математическое понятие золотого сечения, символизирующее гармонию.Золотое сечение — соотношение двух величин b и a, a > b, когда справедливо a/b = (a+b)/a. В процентном округлённом значении золотое сечение — это деление какой-либо величины в отношении 62 % и 38 %. В данной статье выдвигается гипотеза о том, что пенсия и заработная плата должны соотноситься друг с другом в соотношении золотой пропорции, чтобы пенсия составляла примерно 62 % от заработной платы. Значение коэффициента замещения, превышающее 62 % в развитых странах, говорит о том, что коэффициент замещения может достигнуть золотой пропорции. На наш взгляд, такой подход определения коэффициента замещения как социального норматива - минимального стандарта обеспечения, может обеспечить высокую степень эффективности, надежности, структурности, функциональности и устойчивости пенсионного обеспечения. Проблема низкого значения коэффициента замещения в России актуальна и требует дальнейшего рассмотрения.
АБДУЛЛАЕВА Эмилия Табриз кызы
аспирант кафедры трудового права Юридического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова