Юристы и адвокаты по трудовому праву

Юридическая онлайн консультация по трудовым делам

Коэффициент замещения пенсией по старости утраченного заработка в Российской Федерации

Научный анализ показал, что в целом посвященных ис­следований именно коэффициенту замещения пенсией по старости утраченного заработка в праве социального обеспе­чения практически нет, что подчеркивает актуальность данной статьи.

В основном эта тема, которая немалую важную роль играет в праве социального обеспечения, исследуется эконо­мистами. Нужно отметить, что многие из них рассматривают как экономические, так и правовые аспекты данного вопро­са. Термин «коэффициент замещения» уже давно вызывает дискуссии среди исследователей в области экономики. Ряд экономистов определяют коэффициент замещения как отно­шение средней пенсии к средней заработной плате. Однако, согласно документу «Методика определения коэффициента замещения», который составлен для Российской Федерации в соответствии с Конвенцией Международной организации труда (МОТ) № 102 «О минимальных нормах социального обе­спечения» (Женева, 28 июня 1952 г.), коэффициент замещения имеет следующее определение: «..показатель уровня обеспе­чения защищенного лица, выраженный через соотношение его обеспечения при покрываемом социальном риске, и его прежнего заработка (при страховом обеспечении) либо уста­новленного размера заработка (при фиксированном обеспечении)».Отметим, что термин коэффициент замещения так и не получил законодательного закрепления в Российской Федера­ции, хотя используется в правовых документах.

Представители Пенсионного фонда Российской Феде­рации утверждают, что коэффициент замещения - это аб­страктный показатель, который не всегда можно использовать в качестве ориентира для российской пенсионной системы. Смысла в этом показателе нет. Если пенсионер давно потерял свою работу, а сегодня у него пенсия составляет 11 000 рублей, но зарплата в 2001 году была 2 000 рублей, то какой будет ко­эффициент замещения? Поэтому ПФР утверждает, что важна покупательная способность получаемой пенсии и ее рост.

В Российской Федерации, несмотря на многочисленные реформы, проблемы пенсионной системы все еще не решены. С распадом Союза Советских Социалистических Республик (СССР) было проведено множество реформ пенсионного и на­логового законодательств. Отметим, что в советской пенсион­ной системе минимальный коэффициент замещения намного превышал его сегодняшний уровень, а также рекомендации МОТ. Как показывает анализ динамики изменений размеров пенсий в странах СНГ, с точки зрения их покупательной спо­собности и с точки зрения коэффициента замещения размеры пенсий ни в одной из стран Содружества еще не достигались данных показателей советского периода. Продолжительное снижение после распада СССР коэффициента замещения в Российской Федерации говорит о кризисе пенсионной систе­мы страны, преодолеть который В. Д. Роик полагает возмож­ным путем коренных ее изменений, с помощью государствен­ного регулирования системы заработной платы и активной государственной политики в целях создания новых рабочих мест. Как справедливо отмечает В. Д. Роик, необходим новый социальный контракт поколений, т.е. необходимо аргументи­рованное решение в виде новой договоренности основных сло­ев общества относительно правил пенсионного обеспечения и их законодательное закрепление, а для этого следует дать от­вет на сложный вопрос: какой должен быть размер пенсии в новых условиях с учетом занятости, трудового стажа и перио­да получения пенсии?

Захаров М. Л., Тучкова Э. Г., Савостьянова В. Б. в статье 55 проекта Пенсионного кодекса Российской Федерации, осно­вываясь на коэффициент замещения в Европейском кодексе социального обеспечения, предлагают, чтобы размер пенсии по старости при полном трудовом стажевом стандарте состав­лял 50 процентов заработка, который увеличивался бы при превышении стажевого стандарта и снижался при неполном трудовом стажевом стандарте. Также в статье 56 проекта дан­ного кодекса устанавливается минимальный размер пенсии по старости.

В законодательстве Российской Федерации понятие «ми­нимальный уровень пенсионного обеспечения граждан» было введено с 1 января 2010 года, до этого пенсии многих граждан не достигали и прожиточного минимума пенсионера. Было установлено, что размер пенсии не может быть меньше про­житочного минимума пенсионера с учетом других мер соци­альной поддержки пенсионеров в виде дополнительного ма­териального обеспечения и ежемесячной денежной выплаты. Следует поддержать позицию ряда ученых6в том, что понятие «прожиточный минимум» как социальный стандарт должно использоваться для оценки уровня социальных пенсий. В си­стеме же социального страхования, которое связано с личным трудовым и (или) финансовым участием гражданина прожи­точный минимум пенсионера необходимо применять в каче­стве вспомогательного (дополнительного) показателя в соче­тании с основным показателем «коэффициент замещения» в целях защиты пенсионера от низкого уровня заработной пла­ты.

Одной из основных задач утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р Стратегии долгосроч­ного развития пенсионной системы Российской Федерации является обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40 процентов утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной пла­те. Также в Стратегии говорится об обеспечение среднего раз­мера трудовой пенсии по старости не менее 2,5-3 прожиточ­ных минимумов пенсионера. При таких поставленных задачах сложно говорить о пенсионной системе в Российской Федера­ции, которая бы эффективно функционировала после окон­чания реформы. Согласно Конвенции Международной Ор­ганизации Труда (МОТ) от 28.06.1952 № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» коэффициент замещения пенсией по старости утраченного заработка типового бенефи­циара должен быть не менее 40 %. Отметим, что в отношении пенсии по старости им является типичный представитель ква­лифицированного ручного труда, с не менее чем 30-летним стажем работы и женой пенсионного возраста, находящейся на иждивении своего мужа.В государствах, которые присо­единились к данной Конвенции понятие «коэффициент заме­щения» имеет статус социального норматива - минимального стандарта обеспечения. Однако применительно к данному социальному показателю следует отметить, что он не имеет универсального характера, так как используется для оценки не всех выплат по социальному обеспечению, а только тех из них, которые имеют социально-страховой характер, т.е. являются видами обеспечения по обязательному социальному страхова­нию. По данным от 12 января 2018 официального сайта Мини­стерства труда и социальной защиты Российской Федераци величина коэффициента замещения близка к 40 % утраченной заработной платы при нормативном страховом стаже и сред­нем значении заработка (по методике расчета, сложившейся в Российской Федерации) и значительно превышает 40 % по ме­тодике расчета по стандартам Международной организации труда. Следуя методике расчета МОТ, значение коэффициен­та замещения должно быть выше и оставаться неизменным в условиях индексации пенсий в соответствии с изменением индекса потребительских цен. Однако, данные расчеты кажут­ся сомнительными, потому что найти статистические данные для расчета очень затруднительно, так как в России практи­чески нет данных по показателям реального размера заработ­ных плат работников в абсолютном выражении. Кроме того, высокий коэффициент замещения может быть из-за низкой заработной платы в прошлом и повышения пенсии до нового уровня прожиточного минимума.

Методика определения коэффициента замещения один из дискуссионных вопросов. В 2015 году М. Л. Захаров отмечал, что особая методика определения коэффициентов заме­щения пенсией заработка не совпадает с правилами, опреде­ленными Конвенцией Международной Организации Труда от 28.06.1952 № 102 «О минимальных нормах социального обе­спечения» и ведет к необоснованному завышению коэффици­ента замещения. У А. А. Бережнова аналогичные выводы о по­рядке расчета коэффициента замещения прежнего заработка.

А. К. Соловьев ставит перед собой цель разработать мето­дический подход к расчету уровня коэффициента замещения в соответствии с международными минимальными нормами социального обеспечениях. Для этого автор проводит сравни­тельный анализ нормативный требований Международной организации труда, анализирует существующие методы ис­числения и исследования коэффициента замещения в Рос­сийской Федерации. В ходе исследования автором были вы­явлены проблемы использования коэффициента замещения в Российской Федерации, которые остаются актуальными и для страховых пенсий в свете последних изменений в законо­дательстве. Как утверждает А. К. Соловьев, применение мето­дологии от Международной организации труда в Российской Федерации будет возможно и корректно только для новых пенсий, начиная с 2021 года.

Отметим, что официальная методика расчета коэффици­ента замещения как норматива МОТ не утверждалась, а это, конечно, затрудняет его применение в практической деятель­ности. Следует согласиться с А. А. Бережновым, что ратифика­ция Российской Федерацией Конвенции никак не является аб­солютным мерилом справедливости социального обеспечения и не говорит о его наличии, а напротив, потребует принятия собственных положений, развития справедливости норматив­ных актов, проработке которых следует уделять тщательное внимание. С. А.Чирков справедливо замечает, что каждое государство должно стремиться к выполнению и гарантирова­нию международных стандартов, а лучше - иметь националь­ное законодательство которое «перевыполняет план».

Таким образом, пенсионная система Российской Федера­ции в настоящее время находится на стадии модернизации. Многие проблемы относительно коэффициента замещения, выявленные в научной литературе, остаются актуальными. С точки зрения справедливости и целесообразности, можно ска­зать, что применение коэффициента замещения пенсией зара­ботной платы имеет смысл, однако необходима модернизация при подходе к расчету коэффициента, а также использование других показателей.Предполагается гипотеза, что для опреде­ления коэффициента замещения как социального норматива - минимального стандарта обеспечения следует использовать математическое понятие золотого сечения, символизирующее гармонию.Золотое сечение — соотношение двух величин b и a, a > b, когда справедливо a/b = (a+b)/a. В процентном окру­глённом значении золотое сечение — это деление какой-либо величины в отношении 62 % и 38 %. В данной статье выдвига­ется гипотеза о том, что пенсия и заработная плата должны соотноситься друг с другом в соотношении золотой пропор­ции, чтобы пенсия составляла примерно 62 % от заработной платы. Значение коэффициента замещения, превышающее 62 % в развитых странах, говорит о том, что коэффициент заме­щения может достигнуть золотой пропорции. На наш взгляд, такой подход определения коэффициента замещения как со­циального норматива - минимального стандарта обеспечения, может обеспечить высокую степень эффективности, надежно­сти, структурности, функциональности и устойчивости пен­сионного обеспечения. Проблема низкого значения коэффи­циента замещения в России актуальна и требует дальнейшего рассмотрения.

АБДУЛЛАЕВА Эмилия Табриз кызы
аспирант кафедры трудового права Юридического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова

  • All
  • Материальная ответственность
  • Срочный трудовой договор
  • гражданское право
  • квотирование рабочих мест
  • медицинский осмотр
  • минимальный размер оплаты труда
  • работник с ограниченными возможностями здоровья
  • трудовая деятельность
  • трудовое право
  • трудоустройство инвалидов
load more hold SHIFT key to load all load all
Правовые онлайн консультации юристов осуществляет проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.).