Вопрос определения системы принципов административного судопроизводства был актуален в украинской юридической науке как до, так и после принятия в 2005 г. Кодекса административного судопроизводства Украины (далее - КАСУ).
Однако дискуссии по этому поводу так и не привели к выработке единого подхода по этому вопросу.
Ч. 3 ст. 2 КАСУ устанавливает следующие принципы административного судопроизводства: 1) верховенство права; 2) равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом; 3) гласность и открытость судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами; 4) состязательность сторон, диспозитивность и официальное выяснение всех обстоятельств по делу; 5) обязательность судебного решения; 6) обеспечение права на апелляционный пересмотр дела; 7) обеспечение права на кассационное обжалование судебного решения в случаях, определенных законом; 8) разумность сроков рассмотрения дела судом; 9) недопустимости злоупотребления процессуальными правами; 10) возмещение судебных расходов физических и юридических лиц, в пользу которых принято судебное решение.
В целом вопросу определения системы принципов административного судопроизводства, ее классификации уделяли внимание в своих работах следующие ученые: А.М. Колодий, А.М. Бандурка, М.Н. Тищенко, В.А. Ржевский, HJ. Чепурнова, П.М. Рабинович, В.Г. Перепелюк и другие.
С обновлением законодательства об административном судопроизводстве некоторые аспекты данной проблемы нашли свое отражение также в работах В.Б. Аверьянова, В.И. Андрейцева, Р.А. Куйбиды, В.И. Шишкина, Н.В. Александровой, В.Е. Куренного, В.В. Копейчикова и других. Несмотря на наличие значительного количества работ, посвященных формулировке правовых основ административного судопроизводства Украины, значительный интерес и определенную научную новизну представляет вопрос определения совокупности принципов административного судопроизводства, выяснение их содержания, классификации по определенным критериям на основании обобщения доктринальных наработок последних лет.
Наиболее взвешенная и обоснованная позиция относительно системы принципов административного судопроизводства Украины сформулирована ведущими специалистами в указанной отрасли права: А.Н. Бандуркой и М.Н. Тищенко, которые выделяют следующие принципы: 1) принцип законности; 2) принцип правового равенства; 3) принцип охраны интересов государства и личности; 4) принцип публичности (официальности) судопроизводства; 5) принцип объективной истины; 6) принцип гласности судопроизводства; 7) принцип осуществления судопроизводства на государственном языке и обеспечения права пользования родным языком; 8) принцип быстроты и экономичности судопроизводства; 9) принцип самостоятельности в принятии решений; 10) принцип неуклонности реализации правовой презумпции невиновности и правомерности действий граждан.
Заслуживает внимания дефиниция системы принципов административного судопроизводства С.Т. Гончарука, к которой ученый относит: законность; объективную (материальную) истину; ответственность должностных лиц за надлежащее (правильное) ведение судопроизводства; официальность (публичность); открытость (гласность); охрану прав и интересов личности и государства; равенство участников судопроизводства перед законом; национальный язык; состязательность сторон; гарантии возможности защиты своих прав и интересов; экономичность; скорость и простоту.
Аналогичному подходу придерживаются и другие украинские ученые, фиксируя в юридической литературе принципы законности; правового равенства; охраны интересов личности и государства; официальности; объективной истины; гласности; осуществления судопроизводства на государственном языке и обеспечения права пользования родным языком; принцип быстроты и экономичности судопроизводства; принцип самостоятельности в принятии решений; принцип неуклонности реализации правовой презумпции невиновности и правомерности действий граждан.
По мнению В.Г. Перепелюка, в системе принципов административного судопроизводства следует выделять общесоциальные принципы, общепроцессуальные принципы и специальные принципы административного судопроизводства. При этом к первой группе ученый относит принцип гуманизма; принцип взаимной ответственности государства и общества (человека); принцип законности (верховенство закона); принцип целесообразности; принцип справедливости; принцип равноправия (подлинной самостоятельности субъектов правоотношений); принципы демократизма.
Вторую группу составляют принципы: объективной истины, публичности (процессуальной гластности); самостоятельности и независимости органа в принятии решений; состязательности; инстанционности (контроля); устности и непосредственности рассмотрения по делу; охраны интересов государства и личности; простоты и экономичности процессуальной деятельности; сочетания коллегиальности и единоличности.
Под специальными принципами административного судопроизводства упомянутый ученый предлагает понимать такие принципы, которые находят свое отражение в специальных законах, регулирующих деятельность в соответствующих сферах общественной жизни и подзаконных нормативно-правовых актах (за исключением Конституции Украины). Этими принципами являются: ограниченность доступа к материалам (секретность); привлечение государственного органа к рассмотрению дела; действенности заинтересованных лиц; действительных возможностей.
Схема, которой придерживается В.Г. Перепелюк, вызывает определенную заинтересованность и, несомненно, не лишена оригинальности. Попытка систематизировать принципы административного судопроизводства, используя критерий степени социального регулирования, является достаточно перспективным подходом для дальнейших исследований этого вопроса. Однако, предложенная система, как представляется, является слишком объемной по содержанию, а приведенные ученым специальные принципы так или иначе находят свое отражение в ходе реализации как общесоциальных, так и общепроцессуальных принципов. Поэтому выделять их в отдельную группу не представляется целесообразным.
В современной теории административного судопроизводства можно встретить попытки значительного расширения системы принципов административного судопроизводства. Примером обновления содержания указанной системы можно назвать наработки украинской юридической мысли относительно принципа публичности судопроизводства при рассмотрении публично-правовых споров и принципа (права) на защитника и правовую помощь.
Многообразие приведенных градаций принципов административного судопроизводства, которые были предложены учеными еще до принятия КАСУ, позволяет говорить о том, что их содержание в значительной степени зависело от подхода тех или иных авторов к определению сущности самого административного судопроизводства, его понимания в широком или узком смысле, видения его процедурной или административно-юрисдикционной сторон.
Учитывая изложенную в норме КАСУ систему принципов административного судопроизводства, можно определить следующие характерные ее признаки: 1) многочисленность ее элементов-принципов; 2) иерархичность построения, т.е. размещения принципов в системе и занятие в ней должного места должно быть четко обосновано; 3) элементы, которые образуют систему, находятся в определенной взаимосвязи между собой; 4) взаимодействие элементов системы с правовыми институтами и процессуальными положениями указанной отрасли права; 5) единство и целостность как системы в целом, так и ее составляющих - принципов административного судопроизводства.
Однако, приведенная совокупность элементов этой системы - принципов - в их единстве и взаимосвязи не раскрывает специфических свойств общих основ осуществления правосудия по административным делам. Ведь отдельные принципы имеют свое, специфическое назначение, по- разному регламентируют отдельные процессуальные вопросы, определяют правовой статус участников публично-правового спора.
Наиболее часто в научной юридической литературе встречается классификация принципов на: 1) общеправовые - принципы, распространяющиеся без исключения на все отрасли национального права (например, принципы свободы, справедливости, равенства, гуманизма, демократизма, верховенства права и законности); 2) межотраслевые - действуют в пределах нескольких отраслей права; 3) отраслевые - руководящие начала, функционирующие исключительно в пределах одной конкретной отрасли права.
Придерживаемся вышеуказанной точки зрения ученых по данной классификации, поскольку она является практически значимой и основополагающей также и для административного судопроизводства. К общим принципам судопроизводства, которые нашли свое отражение в КАСУ, следует отнести принципы верховенства права и законности. К межотраслевым принципам целесообразно причислить: принцип равенства всех участников процесса перед законом и судом; принцип гласности судебного разбирательства; принцип состязательности; принцип диспозитивности. К отраслевым принципам относится принцип официального выяснения обстоятельств по делу (принцип официальности). Такие особенности в административном судопроизводстве обусловлены предметом административной юрисдикции и задачам административного правосудия.
В общей теории права существует классификация принципов и по способу их материализации в праве, в частности: а) закрепленные в нормативно-правовых актах путем непосредственной их формулировки в нормах или предписаниях (текстуальное закрепление); определенные путем выведения принципов права из содержания нормативно-правовых актов (содержательное закрепление).
Такая классификация принципов имеет право на существование и в науке административного судопроизводства, поскольку позволяет подчеркнуть важное процессуальное значение отдельных конституционных принципов административного судопроизводства. Но это не означает, что существует разница в силе, императивности, нормативности закрепленных в Конституции Украины, КАСУ и других законах принципов, поскольку принцип - это всегда обобщенная сущность явления.
Текстуальное закрепление конституционных принципов административного судопроизводства содержится в ст. 8, 129 Конституции Украины, согласно которым основными принципами судопроизводства являются: 1) верховенство права; 2) законность; 3) равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом; 4) состязательность сторон и свобода в предоставлении ими суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности; 5) гласность судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами; 6) обеспечение апелляционного и кассационного обжалования решения суда, кроме случаев, установленных законом; 7) обязательность решений суда.
Вместе с тем, В.А. Ржевский и Н.М. Чепурнова указанную систему конституционных принципов считают целесообразным дополнить принципами законности, верховенства и прямого действия конституции, равенства всех перед законом и судом, самостоятельности судебной власти, участия граждан в осуществлении правосудия и сочетания коллегиального и единоличного порядка рассмотрения дел.
Действительно, указанные принципы не нашли свое выражение в Конституции Украины. Основной закон государства не ставил целью отразить все основы административного судопроизводства, в т.ч. и все его принципы. Конституция Украины предусматривает только такие правовые положения, которым законодатель счел нужным предоставить конституционное значение.
Важной особенностью современного этапа развития правотворчества в Украине можно считать то, что все больше нормативно-правовых актов предусматривают отдельные статьи, в которых устанавливаются принципы организации, функционирования и соотношения социальных институтов. Примером этого можно считать закрепление принципов административного судопроизводства в кодификационном акте, что способствует наиболее правильному их применению и толкованию. Таким образом, на выполнение вышеназванных конституционных принципов, а также с целью их конкретизации относительно правосудия по административным делам, законодатель сформулировал соответствующие принципы в ч. 3 ст. 2 действующего КАСУ.
Вторым способом выражения принципов права является их содержательное закрепление, т.е. выведение принципов из содержания норм права. Такие принципы являются более абстрагированными, с их помощью можно регулировать широкий круг общественных отношений. Они выражают преимущественно общие направления, тенденции правового регулирования. Однако, ни при каких обстоятельствах нельзя принижать их значение. В механизме правового регулирования они выступают в диалектическом единстве с принципами, которые получили текстуальное выражение. Так, принципы законности и справедливости присущи любому институту права, даже если они текстуально не закреплены в соответствующей отрасли законодательства.
Схожей точки зрения относительно предложенной классификации придерживаются и современные ученые- процессуалисты Р.А. Куйбида и В.И. Шишкин, которые разделяют принципы административного судопроизводства по способу закрепления на: а) писанные (конституционные и законодательные); б) неписаные.
Таким образом, можно сделать вывод, что в процессе своего становления и развития конституционные принципы административного судопроизводства после их закрепления в законодательстве приобрели все свойства и функции принципов права, а именно: а) они являются нормативно-регулятивными, общими, обязательными, объективно обусловленными категориями; б) их социальной функцией является регулирование правоотношений, складывающихся из решения публично-правовых споров.
В научной литературе по административному судопроизводству можно встретить попытки осуществить распределение принципов организации и деятельности административных судов. В этом аспекте заслуживает внимания классификация принципов, предложенная А.Т. Комзюком, В.М. Бевзенком и Р.С. Мельником, проводимая, исходя из целевой направленности: 1) организационные, которые способствуют созданию условий осуществления административного судопроизводства (например, принцип независимости судей) и 2) функциональные - основные принципы, на которых должно осуществляться административное судопроизводство (например, принцип гласности и открытости административного судопроизводства).
Сформулируем характерные признаки признаков административного судопроизводства, опираясь на вышеприведенные наблюдения и выводы. К таким признакам следует отнести: 1) правосознательную направленность - в основе каждого принципа заложена определенная идея, теория, концепция или взгляд, который является предпосылкой его возникновения и всегда обусловливается социальными, правовыми, идеологическими факторами и ценностями общественной жизни; 2) нормативность и текстуальное закрепление - принципы находят свое отражение в нормах законодательства путем их текстуальной фиксации; 3) общеобязательность и действенность - принципы административного судопроизводства, выступая общеобязательными и нормативными положениями, определяющими формирование и перспективы развития этой области права, непосредственно связаны с другими нормами и институтами, в частности, имеют практическое и общее значение для каждого из них, определяют их основные свойства и типичные черты; 4) устойчивость и стабильность - принципы должны в течение длительного времени не претерпевать существенных изменений и обеспечивать выполнение поставленной перед административным судопроизводством основной цели -обеспечение надлежащего уровня реализации и защиты прав, свобод и законных интересов от нарушений со стороны субъектов властных полномочий; 5) автономность и определенность - принципы должны иметь отдельно четко определенное содержание, в частности, элемент содержания одного принципа не должен повторять элементы содержания других принципов административного судопроизводства или выводиться из них; 6) в случае нарушения или несоблюдения принципов при рассмотрении административного дела, принятое по нему судебное решение подлежит отмене.
Заслуживающего внимания подхода придерживается Е.Ф. Демский, который выделяет две самостоятельные группы (вида) принципов, в частности: 1) принципы административного судопроизводства (верховенства права; презумпции правомерности действий и требований субъекта обращения и заинтересованного лица; верховенства закона в системе административно-процессуальных нормативных актов; обеспечения и охраны интересов личности и государства; дифференциации и специализации административного процесса; соответствия норм административного процессуального права Украины положением международно-правовых актов); 2) принципы административного процесса, или административно-процессуальные принципы: а) функциональные, которые определяют направленность административного процесса, форму и содержание его институтов; б) организационные, которые определяют процессуальную деятельность административных судов. Такая позиция обосновывается тем, что ошибочно отождествлять принципы отрасли права, по которым формируется и функционирует система, и принципы деятельности субъектов правоотношений, ее элементов, по которым вместе со способом осуществления процессуальных действий, гарантиями обеспечения административного судопроизводства и правовым статусом субъектов административного судопроизводства формируется структура административно-процессуального режима (процессуальной формы).
Таким образом, основы организации и функционирования административного судопроизводства определяются предусмотренными Конституцией Украины и Кодексом административного судопроизводства Украины принципам. Принципами административного судопроизводства являются основные, базовые правила рассмотрения и разрешения административных дел, которые имеют внешнее выражение в нормах Конституции Украины и КАСУ. Принципами административного судопроизводства являются предусмотренные законодательством основные идеи, отражающие специфику его стадий, институтов, особенности процессуальной деятельности суда и всех других участников процесса. Относительно процесса это наиболее общие правила поведения определенного характера, закрепленные в законе, обращенные ко всем участникам процесса, которые имеют общеобязательный характер и обеспечиваются средствами государственного принуждения и имеют правовой механизм реализации.
Предлагаем следующую классификацию принципов административного судопроизводства - принципы, отражающие сущность административного судопроизводства как формы осуществления правосудия (верховенство права, законность, разделение властей, независимость судей); принципы, отражающие сущность административного судопроизводства как процесса с его отдельными самостоятельными стадиями, такие принципы отражают сам ход судопроизводства (правовое равенство, доступность и гарантированность судебной защиты, язык судопроизводства, гласность судебного процесса и его полная фиксация техническими средствами, диспозитивность, состязательность, активная роль суда, официальность, скорость рассмотрения административных дел, обязательность судебных решений, апелляционное и кассационное обжалование). Такая классификация позволяет проследить последовательность реального воплощения принципов на различных стадиях административного судопроизводства. Критерий приведенной классификации имеет сложную структуру, во-первых, принципы делятся на общие и специальные, а во-вторых, специальные принципы располагаются в зависимости от стадий процесса, где их проявление является более весомым.
ТРЕМПОЛЕЦ Лилия Александровна
аспирант, ассистент кафедры административного и финансового права юридического института Российского университета дружбы народов