Юрисдикция российских судов и российской службы судебных приставов распространяется только на территорию Российской Федерации и в этой связи возникают проблемы обращения взыскания на имущество должника, которое находится за пределами Российской Федерации.
В июне 2015 года был принят федеральный закон № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» который был направлен на легализацию имущества российских граждан за пределами Российской Федерации. В том случае, если лицо добровольно подавало в российский налоговый орган декларацию о свих счетах и об имуществе, которые находятся за пределами Российской Федерации, то это лицо освобождается от уголовного и административного преследования. Однако слабо верится в результативность подобного закона ввиду того, что декларирование имущества и вкладов, находящихся за пределами Российской Федерации, является добровольным, таким образом, представляется затруднительным получить информацию об имуществе российских граждан, которое находится за пределами Российской Федерации. Однако на протяжении длительного времени Российская Федерация старается заключать с другими государствами договоры о правовой помощи в данной сфере.
Следовательно, в настоящее время есть два варианта обращения взыскания на имущество должника, которое находится за пределами Российской Федерации:
- обратиться с иском к должнику об обращении взыскания на его имущество в суд иностранного государства;
- обратиться в суд Российской Федерации с заявлением о том, чтобы он ходатайствовал о признании в иностранном государстве своего вступившего в законную силу решения и его принудительном исполнении.
Так, если имущество должника находится в ряде стран (Украина, Азербайджан, Узбекистан, Армения, Туркмения, Белоруссия, Таджикистан, Молдавия, Грузия, Киргизия и Казахстан), то механизм осуществления взыскания является весьма простым, поскольку в гражданском, а также арбитражном процессуальном законодательстве этих стран имеются нормы касательно того, что любой иностранный гражданин имеет право обращаться в любые их суды, при этом имея такие же права и обязанности, как и граждане своей страны. Кроме того, эти страны в 1993 году подписали Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, ст. 51 которая предусматривает то, что эти страны признают и исполняют решения судов подписавших указанную Конвенцию. Следовательно, ходатайство российского суда о принудительном исполнении его вступившего в законную силу решения в любой из указанных стран будет исполнена.
Что касается других государств, то исполнение решения российского суда на территории другого государства возможно только при наличии следующих условий:
- если между Российской Федерацией и этим государством есть международный договор, который предусматривает возможность исполнения судебных решений судов Российской Федерацией;
- если компетентные органы другого государства согласятся на принудительное исполнение решения суда Российской Федерацией.
В настоящее время между Российской Федерацией и рядом стран подписаны международные договора о правовой помощи, часть из которых были подписаны ещё в советский период, но которые действуют и для современной Российской Федерации, как правопреемницы Советского Союза.
Обращение в суд иного государства зачастую является проблематичным ввиду недостатка, а равно отсутствия на то необходимых средств, в том числе средств правовой защиты, поэтому существует иной, упрощенный способ истребования имущества, находящегося за рубежом: так, если между Российской Федерацией и другим государством, где находится имущество должника, подписан международный договор о правовой помощи, то существует возможность обращения в суд Российской Федерации, который вынес первоначальное решение о взыскании задолженности с адресованным ходатайством в отношении суда иного государства о признании и разрешении принудительного исполнения решения суда Российской Федерации.
Например, если имущество должника находится в Кубе, то в соответствии со ст. 44 договора от 14 декабря 2000 года между Российской Федерацией и Республикой Куба, в этой стране будут исполнены решения судов Российской Федерации. Схожее правило содержит и ст. 50 договора с республикой Мали. Такие же нормы имеют и международные договора Российской Федерации с такими государствами, как Албания, Алжир, Венгрия, Вьетнам, Греция, Болгария, Ирак, Иран, Кипр, Китай, Корея, Латвия, Литва, Молдова, Монголия, Польша, Румыния, Сирия, Тунис, Турция, Финляндия и Эстония. Вместе с тем, несмотря на наличие договоренностей, на практике трудно по решению суда Российской Федерации обратить взыскание на имущество должника, которое находится в указанных государствах. Причина - в самих международных договорах нет императивного указания на прямое исполнение судебных решений другого государства, а также не указаны ни механизм, ни порядок исполнения суда другого государства.
Что касается обращения взыскания на имущество должника по решению суда Российской Федерации в ряде европейских государств и в Соединенных Штатах Америки, то ситуация намного сложнее ввиду того, что у РФ и данных стран отсутствуют международные соглашения в рассматриваемой сфере, однако иные источники международного права, такие как принципы международной взаимности и вежливости, позволяют признавать решения суда другого государства и в одностороннем порядке без прямого международного соглашения. Подтверждением тому является ситуация, при которой суд другой страны выносит такое же решение, что и суд Российской Федерации по одному и тому же исковому требованию, т.е. происходит дублирование. В этом случае обратить взыскание на имущество должника на территории того государства, где вынесено такое решение, не составляет труда. Иностранные судебные решения могут признаваться либо в одностороннем порядке, либо на основе принципов вежливости, т. е. на основе взаимного несогласия между судами в разных странах. С другой стороны, в судах США и Великобритании основанием для исполнения иностранных судебных решений является не вежливость, а доктрина обязательства, принятого в рамках международного права
Между одним государством в Соединенных Штатах и иностранным государством, Канадой, например, преобладает концепция вежливости. Суд в Соединенных Штатах, в большинстве случаев, будет в одностороннем порядке обеспечивать исполнение иностранного судебного решения без доказательств дипломатической взаимности либо в соответствии с законом, принятым судьями, либо в соответствии с конкретными статутами.
Если страна, вынесшая судебное решение, и страна, в которой испрашивается признание, не являются участниками Гаагской конвенции об иностранных судебных решениях по гражданским и коммерческим вопросам (в настоящее время ратифицированной только Албанией, Кипром, Кувейтом, Нидерландами и Португалией) или Брюссельского режима (он действует во всех странах Европейского союза, а также в Исландии, Норвегии и Швейцарии), то исполнению, скорей всего, будет отказано. Брюссельский режим представляет собой свод правил, регулирующих юрисдикцию судов в правовых спорах гражданского или коммерческого характера между лицами, проживающими в различных государствах-членах Европейского союза (ЕС) и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Он содержит подробные правила, определяющие юрисдикцию для рассмотрения спора и регулирующие признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений.
Российская Федерация не подписала Гаагскую конвенцию об иностранных судебных решениях по гражданским и коммерческим вопросам и не является членом Брюссельского режима.
Несмотря на отсутствие прямого регулирования, суды некоторых стран могут признавать и исполнять решения судов Российской Федерации также на основе международной вежливости и взаимности, хотя не существует какой-либо четко установленной доктрины. В то же время национальное законодательство некоторых стран не содержит прямых норм, допускающих международную общность в качестве критерия признания решения суда Российской Федерации. Этот факт порождает вопрос о соответствующей силе судебных решений судов Российской Федерации для государственных органов другого государства - судей и судебных приставов, например, в ситуации, когда Российская Федерация не заключила договор с соответствующей страной.
Традиционный подход судов Российской Федерации и стран бывшего Советского Союза к исполнению решений судов другого государства основывается на нормах гражданского и арбитражного процессуального законодательства, где, как правило, содержится оговорка о том, что это предусмотрено международным договором или национальным законом. В частности, в российском арбитражном процессуальном кодексе в статье 241 указано, что решения судов другого государства могут быть исполнены в Российской Федерации, если это предусмотрено «международным договором Российской Федерации и федеральным законом». При этом в ст. 409 ГПК РФ уже не упоминается федеральный закон, указан лишь международный договор. Были и остаются споры вокруг этой формулировки. Более того, эти споры обусловлены некоторыми противоречивыми заявлениями Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. Следует отметить, что аналогичная проблема наблюдается и в Нью-Йоркской конвенции: при подписании этого соглашения Российская Федерация сделала оговорку о том, что она применит Конвенцию только в том объеме, в котором государства, не являющиеся договаривающимися государствами, предоставят Российской Федерации взаимный режим. Однако, учитывая тот факт, что большинство стран являются участниками Конвенции, это правовое препятствие не является чрезвычайно практичным.
До недавнего времени статья 241 АПК РФ толковалась судами как препятствующая исполнению иностранных судебных решений в Российской Федерации в отсутствие договора о взаимном исполнении судебных решений с конкретным государством, в котором было вынесено судебное решение. Правда, буквальный смысл этой статьи понятен: нет договора, нет закона, нет исполнения. Это понимание совпадает со статической концепцией права, унаследованной российским юридическим сообществом от советской правовой теории: «одно государство, одно право, ни одно право без государства».
Если мы стоим на твердой позитивистской почве, то такой подход неудивителен; степень законотворчества и судебная сила государства настраивается по территории и на защите суверенитета государства. Решение суда другого государства может быть исполнено в стране только при условии разрешения ее властей. Возникает вопрос о том, должен ли этот «компетентный орган», который решает исполнять решение суда другого государства или нет, быть законодательной властью, которая ратифицирует договора, или же это может быть судебная власть. Другими словами, неясности в том, компетентны ли суды, также выносить решения о приемлемости иностранных правовых актов в той или иной правовой системе. Ключевым негативным выводом для российской юридической практики по данному вопросу стал Конституционный суд по делу Адамовой, в котором Суд пришел к выводу, что решение иностранного суда не несет юридических последствий в Российской Федерации в случае отсутствия договора между Российской Федерацией и государством, в котором оно было принято. Суды не могут предусмотреть приведение в исполнение решения в отсутствие договора, поскольку оно выходит за рамки компетенции судебных органов по изменению или введению законов и противоречит разделению полномочий. Принципы вежливости и другие принципы международного права были признаны Судом неуместными в этой категории споров, что подтверждает мнение Литвинского Д. В. Касательно того, что принцип взаимности (reciprocity) все же остается так называемой «вещью в себе».
Когда национальная норма противоречит общим нормам и принципам международного права, эта норма должна быть отменена. Такой подход закреплен в законодательстве многих стран, в частности, в статье 15 Конституции Российской Федерации, в которой говорится, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международных договоров Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» и ставится вопрос о взаимосвязи между строгими нормами российских процессуальных кодексов (без договора, без исполнения) и принципом вежливости и взаимности, который является основополагающим для международного права, в том числе в отношении официальных действий других государств и равное отношение к действиям других государств как реакция на отношении этих государств к актам соответствующего государства. Кроме того, с правовой точки зрения совершенно не имеет значения, что 24 июня 1994 г. Российская Федерация заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, устанавливающее партнерство между Российской Федерацией и европейскими сообществами и их государствами-членами, в соответствии с которым Российская Федерация, в частности, обязалась соблюдать правовые акты, принятые в европейских странах.
В течение последних нескольких лет российские арбитражные суды принимали некоторые несогласные решения в этом аспекте, иногда отстаивая принцип вежливости и допуская исполнение решения суда другого государства в отсутствие международного договора. Одним из таких решений является постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №13688/09, в котором суд оставил в силе решение одного из нижестоящих судов России, признавшего решение суда, вынесенное в Нидерландах. Несмотря на отсутствие российско-голландского договора о признании и приведении в исполнение, Суд обосновал, что решения судов Российской Федерации подлежат исполнению, а некоторые из них фактически были исполнены в Нидерландах. Из-за принципов вежливости, как продолжал Суд, решение Нидерландов не может остаться неизменным в Российской Федерации. Особо подчеркивалось в формулировке решения, что российский правовой порядок не допускает отказа в признании и исполнении судебных актов, совершенных компетентным судом в соответствии с действующими правовыми нормами, и этот принцип не допускает дискриминации между внутренними и внешними судебными актами. Это изменение в подходе арбитражных судов стало очень важным показателем того, что российская судебная система становится все более гибкой.
Таким образом, проблемами обращения взыскания на имущество должника, которое находится за пределами Российской Федерации являются:
- отсутствие международных договоров со многими государствами об исполнении решений судов Российской Федерации;
- отсутствие механизма и порядка исполнения решений судов Российской Федерации в заключенных международных договорах.
ДАРАДОНОВ Кирилл Владиславович
студент кафедры гражданско-правовых дисциплин Юридического факультета Московского государственного лингвистического университета