Предпринимательство представляет собой особый вид активного экономического поведения, которое направленно на получение дохода или прибыли.
Субъекты предпринимательства, используя имеющийся у них интеллектуальный потенциал, способности и материальные ресурсы, действуют для удовлетворения, прежде всего, собственных материальных потребностей. При этом предпринимательская деятельность является необходимым элементом развития конкурентной рыночной экономики.
Правовой статус самозанятых лиц в контексте межотраслевых связей гражданского, трудового, налогового права
Предпринимательские отношения существуют в рамках правового поля, которое создают легитимную основу для деятельности предпринимателя. Понятие «предпринимательская деятельность» впервые получило закрепленное в нормах Закон РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Под предпринимательской деятельностью (предпринимательством) понималась инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли.
В настоящее время понятие предпринимательской деятельности закрепляется в Гражданском кодексе Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее - ГК РФ), а непосредственно предпринимательские отношения включены в область гражданско-правового регулирования, являются частью ее предмета.
Согласно современной законодательной трактовке п. 1 ст. 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Дополнительно подчеркивается, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено ГК РФ.
На основании данного определения выделяются признаки предпринимательской деятельности. Прежде всего, это - самостоятельность осуществляемой деятельности, которая предполагает организационную самостоятельность в принятии управленческих и финансовых решений, а также имущественную самостоятельность - независимость от иных субъектов предпринимательских отношений и от государства. Самостоятельность предпринимателя означает также несение бремени ответственности по своим обязательствам, что особенно отражается на физических лицах-индивидуальных предпринимателях, которые отвечают всем принадлежащим им имуществом.
Следующий признак - этот рисковый характер данной деятельности. Риск предпринимателя связан, в первую очередь, с неполучением положительного экономического результата - прибыли. Факторов, влияющих на данный риск, множество. Это и нестабильная экономическая ситуация, неисполнение обязательств контрагентами по договорам, собственные непродуманные финансовые, управленческие, кадровые решения, которые в конечном итоге могут привести к убыткам. Следовательно, предпринимательская деятельность связана с также риском несения убытков.
Другим признаком предпринимательской деятельности является направленность на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Именно в получении дохода и прибыли видится цель деятельности предпринимателя; получение прибыли придает ей коммерческий характер. При этом фактическое отсутствие положительного финансового результата не означает, что деятельность перестает квалифицироваться в качестве предпринимательской. Актуальная правоприменительная практика подтверждает данный тезис.
С предыдущим связан такой признак предпринимательской деятельности, как систематичность извлечения прибыли. При этом ни доктрина, ни судебная практика не выработала критерии, которые позволяли бы точно его охарактеризовать. Представляется, в данном случае необходимо иначе понимать смысл нормы п. 1 ст. 2 ГК РФ применительно к толкованию данного признака. Представляется, что важна именно направленность на систематическое получение прибыли, а «не фактическое ее систематическое получение».
Следующим признаком предпринимательской деятельности является ее легитимность. Под легитимностью следует понимать законность формы, в которой осуществляется данная деятельность. На протяжении длительного периода времени в качестве единственно возможной формы легитимации рассматривалась государственная регистрация лиц, желающих осуществлять предпринимательскую деятельность.
Согласно ранее действующей редакции ст. 2 ГК РФ предпринимательскую деятельность могли осуществлять лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей в установленном законом порядке. Несмотря на то, что требование о государственной регистрации рассматривается в литературе как внешний или формальный признак предпринимательской, который не связан с сущностной характеристикой предпринимательства, обязательность соблюдения данного правила не вызывала сомнений. Более того, осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей регистрации являлось основанием для привлечения лиц к административной, а в ряде случае в и к уголовной ответственности.
Ситуация изменилась в связи с принятием Федерального закона от 26.07.2017 № 199-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - ФЗ №199), нормы которого коснулись предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица. В силу указанного закона в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 23 ГК РФ). Данные изменения в сфере гражданскоправового регулирования возникли в связи с необходимостью юридического оформления деятельности лиц, которые самостоятельно обеспечивают себя работой, не вступая в трудовые отношения с работодателями или в свободное от работы время, и осуществляют приносящую доход деятельность, но при этом не имеют статус предпринимателя.
Правовой статус лиц самостоятельного труда или самозанятых лиц на протяжении долгого времени оставался неопределенным, что вызывало обеспокоенность уполномоченных государственных органов. В контексте единой государственной политики, направленной на легализацию доходов населения, усиления мер по социальной защите и пенсионному обеспечению такой подход к решению проблемы видится оправданным.
При этом, следует указать, что такое законодательное решение свидетельствует о некотором «размывании» признаков предпринимательской деятельности, которые ранее использовал правоприменитель.
В данном случае, можно говорить о возникновении новой формы легитимации предпринимательской деятельности в силу закона, причем, не обязательно гражданско-правового.
Изменение признаков предпринимательской деятельности путем включения в область правового регулирования гражданского законодательства отношений с участием лиц самостоятельного труда повлияли не только на современную трактовку предмета гражданского права, но и смежных правовых отраслей, в частности предмета трудового права.
Прежде всего, легализация такого экономического явления, как «самостоятельный труд» позволяет более аргументировано разграничивать трудовые отношения от так называемых гражданско-правовых отношений в сфере труда (договоры подряда, возмездного оказания услуг). Существование в течение продолжительного времени «квазиправовых» отношений по выполнению работ и оказанию услуг с участием неоформленных предпринимателей создавало почву для различных правонарушений, в том числе негативно отражавшихся и на самих фактических предпринимателях. С появлением определенности в статусе «самозанятых лиц» правовая основа их деятельности приобретает более конкретные черты.
Однако, помимо продвижения идеи о включении в сферу правового регулирования деятельности лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, которая является следствием налоговой политики государства, более значительным результатом рассматриваемых изменений, на наш взгляд, выступает сам факт признания правового явления «самостоятельный труд» (хотя ни в одной статье ГК РФ этот термин так и не появился). Понятие самостоятельного труда использовалось ранее в литературе по трудовому праву как антипод термину «несамостоятельный труд» в целях конкретизации предмета трудового права и признаков трудовых отношений. Потребность в привлечении правовых явлений, не свойственных самому трудовому праву, объясняется неопределенностью понятия предмета трудового законодательства, сформулированного в ст. 1 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ). В статье предмет раскрывается через цели и задачи законодательства, что порождает некую тавтологию, в соответствии с которой трудовое законодательство осуществляет правовое регулирование трудовых и отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Таким образом, помимо структуры предмета трудового права и характеристики тесно связанных с трудовыми отношений общие положения Кодекса никакой регулятивной нагрузки не несут (сравните соответствующие положения ГК РФ).
Подобная ситуация связана, прежде всего, с историческими особенностями формирования отрасли трудового права. В период зарождения фабричного законодательства и новых отношений в сфере труда возможно было лишь научное обоснование обособленности указанных отношений. Далее в советский период предмет трудового законодательства был сильно идеологизирован, и трактовался с позиции экономических и политических воззрений о роли и значении труда в обществе. Таким образом современное трудовое законодательство (особенно в первые десять лет своего развития) продолжило традицию поверхностного понимания правовых признаков трудовых отношений, требующих расшифровки и конкретизации путем доктринального и судебного толкования. В силу этого значение выработанного в науке трудового права понятия трудовых отношений как отношений несамостоятельного наемного труда выражается не только в расширении понимания собственно нормативного текста, но и в изменении законодательства, его эволюции.
Так, доктринальное определение несамостоятельности труда нашло отражение в статье 15 ТК РФ, в которую Федеральным законом от 05.05.2014 № 116-ФЗ в число признаков трудовых отношений были включены критерии подчиненности работника - он осуществляет труд в интересах, под управлением и контролем работодателя. Следовательно, лица, самостоятельно организующие свою деятельность, действующие в своем интересе, не могут быть отнесены к субъектам трудового права. Это - лица самостоятельного труда, субъекты гражданского права. Таким образом, посредствам легализации явления «самостоятельный труд» можно говорить и об опосредованном признании термина «несамостоятельный труд» в качестве его антипода, т.е. явления, используемого при толковании «от противного». Иными словами, рассматриваемые статьи гражданского и трудового законодательства могут быть использованы совместно с целью выявления значения каждого из них (пример системного толкования законодательства).
При этом, ТК РФ в одной из своих недавних редакций раскрыл еще одну характеристику трудовых отношений, которая в отличие от признака несамостоятельности объединяет их с гражданско-правовыми. По мысли законодателя, эти отношения представляют собой отношения, связанные с использованием личного труда (ч. 4 ст. 11 ТК РФ). На наш взгляд, речь здесь идет не о личном характере договора, а о статусе субъектов этих связей. Они должны быть физическими лицами, действующими сами за себя как носители собственной способности к труду. Таким образом, оба рассматриваемых признака имеют одинаковое отношение и к пониманию правовых особенностей лиц самостоятельного труда, и лиц несамостоятельного труда, работников.
В связи со сказанным можно сделать вывод о появлении в современном законодательстве двух противоположных тенденций. С одной, стороны право идет на сближение экономически близких форм осуществления трудовой деятельности - труда индивидуального предпринимателя и самостоятельного лица, не оформленного в качестве индивидуального предпринимателя. При этом, обе эти категории граждан осуществляют предпринимательскую деятельность, признаки которой одинаково распространяются и на зарегистрированных лиц, и на самозанятых.
С другой стороны, ужесточается подход к замещению трудовых отношений гражданско-правовыми. Прямо предусматриваются запреты заключения гражданско-правового договора вместо трудового, вводится отдельная административная ответственность за подобные правонарушения. В силу этого считаем, что исследование межотраслевых связей гражданского и трудового законодательства представляется перспективным как с точки зрения науки, так и практики.
Следующим направлением межотраслевых связей, относящихся к статусу граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без соответствующей регистрации, является налоговое законодательство. Поскольку вывод из тени самозанятых был обусловлен налоговой политикой государства, правовое положение этих лиц конкретизируется именно в Налоговом кодекса12 (далее - НК РФ), а не в ГК РФ. Последний содержит лишь отсылочные нормы, в соответствии с которыми будут определяться виды деятельности, осуществляя которые гражданин может не регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 70 ст. 217 НК РФ к таким видам деятельности на данный момент относится работа:
- «по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;
- по репетиторству;
- по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства».
Кроме того, согласно НК РФ «законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены также иные виды услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, доходы от оказания которых освобождаются от налогообложения в соответствии с настоящим пунктом».
Таким образом, НК РФ не только конкретизирует отсылочную норму п. 1 ст. 23 ГК РФ об «отдельных видах предпринимательской деятельности», но и устанавливает иные условия признания лица самозанятым.
Первое - это оказание услуг физическим лицам за вознаграждение.
Второе - заказчики услуг вступают в данные отношения с целью удовлетворения личных, домашних и иных подобных потребностей, т.е. нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Далее исходя из указания последнего абзаца рассматриваемого пункта, налоговые льготы в отношении самозанятых действуют при условии их постановки на учет налоговым органом по месту жительства гражданина на основе предоставленного им уведомления об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическому лицу, если эта деятельность оказывается без привлечения наемных работников, т.е. лично (см. п. 7.3 ст. 83 НК РФ). Следовательно, третьим признаком исследуемой категории лиц выступает необходимость прохождения процедур постановки на учет в налоговом органе, четвертым - личное выполнение работ или оказание услуг.
Особенностью правового регулирования доходов самозанятых лиц на период до 2018 г. является применение к ним политики «налоговых каникул». По истечению данного срока подход государства может измениться. Таким образом, единственной постоянной нормой НК РФ, имеющей собственно связь с налоговым регулированием, является норма о постановке на учет самозанятого. При этом, как было отмечено в литературе, ответственность за несоблюдение данного требования в силу особенностей состава административного проступка за несвоевременную постановку на учет в налоговый орган, к самозанятым не применяется. Следовательно, налоговые нормы в отношении рассматриваемой категории лиц носят поощрительный характер.
В целом можно отметить, что несмотря на имеющиеся недостатки правового регулирования, появление новой фигуры российского законодательства - лиц, фактически осуществляющих предпринимательскую деятельность, без регистрации в качестве предпринимателей, привело к изменению не только норм позитивного права, но и правовой доктрины, включающей положения гражданского, предпринимательского, трудового и налогового права.
ДЕЛЬЦОВА Наталья Вячеславовна
кандидат юридических наук, доцент кафедры правового обеспечения экономической деятельности Самарского государственного экономического университета
КОТ Марина Константиновна
кандидат юридических наук, доцент кафедры правового обеспечения экономической деятельности Самарского государственного экономического университета
СТАРЦЕВА Светлана Васильевна
старший преподаватель кафедры правового обеспечения экономической деятельности Самарского государственного экономического университета