Полномочия органов внутренних дел в семейно-правовой сфере

Полномочия сотрудников органов внутренних дел (да­лее - ОВД) закреплены в федеральном законе «О полиции».

Каких-то особых их полномочий в семейно-правовой сфере действующее законодательство не предусматривает. Таким образом, сотрудники ОВД обязаны оперативно и в пределах компетенции реагировать на противоправные действия, а также конфликты, которые происходят между гражданами, состоящими в близких или родственных отношениях. В по­следние годы к перечню таких отношений добавились от­ношения так называемых «нареченных родителей», т.е. вос­пользовавшихся услугами суррогатного материнства.

Особенность работы сотрудников ОВД состоит в том, что правонарушения обусловлены, как правило, личным характером семейных отношений. Поэтому полицейскому подчас сложно определить грань допустимости вмешатель­ства в охраняемую законом частную жизнь. Закон таких гра­ней или критериев по ситуациям не определяет, в отличие от США и стран ЕС, мало и специализированных методических указаний.

Применяя, свои общие полномочия, предусмотрен­ные ФЗ «О полиции», сотрудникам ОВД целесообразно учитывать совокупность конституционно закрепленных принципов: защиты и поддержки семьи (ч. 2 ст. 7 и п. 1 ст. 38 Конституции России); недопустимость произвольного вмешательства в дела семьи (п. 1 ст. 1 СК РФ); гарантии обе­спечения осуществления членами семьи своих прав (п. 1 ст. 1 СК РФ); недопустимость сбора (распространения) сведений о частной жизни, составляющих личную и семейную тайну (п. 1 ст. 23 Конституции РФ; ст. 150 ГК РФ; ст. 137 УК РФ).

Реагируя на преступления либо административные пра­вонарушения в семейно-бытовой сфере сотрудники ОВД, как представители власти, создают атмосферу доверия к себе со стороны членов семьи, иных граждан, а также заручаются их поддержкой (п. 1 ст. 9 ФЗ «О полиции»), действуя обосновано (в соответствии с законом и полномочиями) и так, чтобы их дей­ствия были понятны гражданам (п. 2 ст. 9 ФЗ «О полиции»).

Особую актуальность сегодня имеет взаимодействие ор­ганов опеки с инспекторами по делам несовершеннолетних, полномочия которых должны взаимно дополняться в инте­ресах предупреждения противоправных действий в отноше­нии несовершеннолетних.

При нарушении сотрудником ОВД прав и свобод граж­дан, полиция принимает меры к их восстановлению, прежде всего, принося извинения тому, чьи права и свободы были нарушены (п. 3 ст. 9 ФЗ «О полиции»). Закон на этом ограни­чивается, хотя только лишь принесение извинений вряд ли способно восстановить нарушенные права.

В субъектах РФ пределы допустимого вмешательства сотрудников ОВД в семейные дела могут также быть регла­ментированы нормативными актами субъекта РФ, а также рекомендациями общественных советов при ОВД. В соответ­ствии с ФЗ «О полиции» такие общественные советы образу­ются в субъектах РФ для согласования различных обществен­но значимых интересов (п. 7 ст. 9 ФЗ «О полиции», а также Указы Президента РФ от 23 мая 2011 г. № 668 «Об обществен­ных советах при МВД РФ и его территориальных органах» и от 28 июля 2011 г. № 1027 «Об утверждении Положения об Общественном совете при МВД РФ»).

В действующем законодательстве пока не предусмо­трены права органов местного самоуправления на создание муниципальной милиции, хотя такие законодательные ини­циативы неоднократно вносились. В связи с этим не выстро­ен нормативно-закрепленный механизм профилактики с семейными дебоширами, а также лицами, злоупотребляю­щими алкоголем. В зарубежной практике разработаны мо­дели типовых действий сотрудников полиции в семейно-бы­товой сфере. В России они пока не систематизированы. Такая системность присутствует лишь во взаимодействии органов опеки и ПДН.

За рубежом разработаны модели типовых действий со­трудников полиции в семейно-бытовой сфере. В России они пока не систематизированы. В Концепции государственной семейной политики в этом направлении лишь обозначены общие задачи установления общего порядка отнесения се­мей к находящимся в социально опасном положении и, со­ответственно, нуждающимся в профилактике. В документе поставлена задача разработки порядка такой профилактики, что, также входит в полномочия ОВД. Вызывает недоумение указание на необходимость «развития программ по работе с лицами, подвергающими психологическому либо физиче­скому насилию членов своей семьи», так как насилие должно пресекаться не с помощью «разработки программ», а адми­нистративно- и уголовно-правовыми средствами. Концепция фактически не учитывает то, что, в сравнении с советским временем, существенно ослаблена превенция правонаруше­ний в семейной сфере. Слабо или почти не задействованы общественность, включая общественные объединения, муни­ципальная власть. Государственной системы превенции пре­ступлений и правонарушений в анализируемой сфере фак­тически нет, в сравнении с европейскими странами.

Практически отсутствует механизм сотрудничества ОВД с уполномоченными по правам человека и по правам ребен­ка. Общий уровень взаимодействия ОВД в анализируемой сфере на межведомственном уровне, пока признается невысоким. В этой связи утрачивается комплексный характер профилактической и превентивной работы. Свое негативное влияние имеет и то, что из числа субъектов государственного контроля за деятельностью полиции (ст. 49 ФЗ «О полиции»), исключены органы законодательной и исполнительной вла­сти субъектов РФ, так как теперь нет деления подразделений полиции на федеральные и местные. В этих условиях органы власти субъекта РФ, а также муниципальных образований не влияют на деятельность полиции, что ослабляет эффектив­ность взаимодействия, в частности, в решении анализируе­мых задач.

Реализация полномочий по превенции семейного не­благополучия также затруднена проблемами информаци­онного обеспечения этой деятельности. Еще одним сдержи­вающим фактором реализации полномочий сотрудников ОВД в семейной сфере является их слабая профессиональная подготовки именно в части работы с данной категорией на­рушителей и пострадавших.

Для результативного исполнения полномочий сотруд­ников российских ОВД в семейно-бытовой сфере целесоо­бразно повышать их квалификацию для чего проводить спе­циальную подготовку сотрудников, занимающихся такими вопросами, а также дополнить перечень заданий в ежегод­но проводимых конкурсах на звание лучшего по профессии в ОВД, специальными заданиями, связанными с задачами профилактики правонарушений в семейно-бытовой сфере.

ИСМАИЛОВ Азер Эльдар оглы
адъюнкт Академии управления МВД России, майор внутренней службы

Правовые онлайн консультации юристов осуществляет проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.). 

© 2018-2021. Правовые онлайн консультации юристов. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Юридическая консультация и помощь по БЕСПЛАТНОМУ тел. Россия +8 (800) 700-99-56 (доб. 995)
Московская обл, г. Москва +7 (495) 980-97-90 (доб. 597)
Ленинградская обл, г. Санкт-Петербург +7 (812) 449-45-96 (доб. 560)
в режиме online - круглосуточно!