Особенности правового регулирования использования изображений музейных предметов

Роль музеев в качестве источника знаний о мировой куль­туре и искусстве невозможно переоценить.

Музеи с древней­ших времен до наших дней являются хранилищем бесценных коллекций творений рук человеческих. Уникальность музей­ных предметов и коллекций важна для формировании наци­онального самосознания российского народа. С их помощью осознается вклад народа во всемирное культурное наследие. В музеях содержится важная информация о событиях, явле­ниях, фактах в жизни государства и общества. Невозможно переоценить роль музеев как источника знаний о мировой культуре и искусстве. Именно здесь хранятся бесценные кол­лекции творений рук человеческих с древнейших времен до наших дней. С развитием полиграфии и фотографии сведе­ния о музейных коллекциях и выставках стали более доступ­ны. Прекрасные каталоги и альбомы дают представление о музейных сокровищах и возбуждают желание обязательно там побывать и увидеть все своими глазами. Произведения искусства, хранящиеся в музеях, являются объектами автор­ских прав. Большинство этих музейных предметов перешло в общественное достояние.

Из положений статьи 1282 ГК РФ следует, что объект авторского права, перешедший в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-ли­бо согласия или разрешения и без выплаты авторского воз­награждения.

С музейными предметами - произведениями искусства дело обстоит сложнее. Ст. 53 Основ законодательства о культуре предусматривается право предприятий, учреждений и организаций по изготовлению и реализации продукции (в том числе рекламной) с изображением (воспроизведением) объектов культуры и культурного достояния, деятелей куль­туры, если имеется официальное разрешение владельцев и изображаемых лиц. Договором установлена плата за ис­пользование изображения. Права по использованию и вос­произведению в коммерческих целях музейного предмета и музейной коллекции, включенной в состав Музейного фонда России и находящихся в музеях в РФ, музеями реализуются в порядке, который устанавливается собственником соответ­ствующего музейного предмета или коллекции.

Согласно ст. 36 Федерального закона РФ от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон О Музейном фонде) первая публикация музейных предметов и музейных коллекций, которые включены в состав Музейно­го фонда России и находятся в музеях в Российской Федера­ции, осуществляется музеем, за которым данные музейные предметы и музейные коллекции закреплены. Соответствен­но, производить изобразительную, печатную, сувенирную и другую тиражируемую продукцию и товары народного по­требления, используя изображения музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположен­ных на территориях музеев, а также используя их названия и символику возможно исключительно при наличии разреше­ния дирекции музея.

Основные проблемы в этой сфере связаны с нежеланием предпринимателей, особенно российских, получать офици­альное разрешение на использовании музейных изображе­ний в коммерческих целях.

По сообщению начальника юридической службы Госу­дарственного Эрмитажа Марины Цигулевой, сделанному на VI Санкт-Петербургском международном юридическом фо­руме (май 2016г.), в 2015 году Государственным Эрмитажем заключено 196 договоров с иностранными организациями и всего 82 договора с российскими, которые попросили право использовать изображения музейных предметов в своей про­дукции (полиграфической, сувенирной и иной). В результате этой деятельности музей получил доход в размере 17000000 рублей4.

Не на всякий запрос музей должен давать разрешение на использование изображений музейных предметов. На­пример, Дирекция Государственного Эрмитажа не разреши­ла коммерческой организации использовать изображение Данаи (художник Рембрандт) в рекламе ортопедического матраса, сочтя это неуместным. Согласно статье 3 Федераль­ного закона О Музейном фонде публикация - одна из основ­ных форм деятельности музея, предполагающая все виды представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в пе­чатных изданиях, на электронных и других видах носителей. Прежде всего, речь идет о праве музеев на музейные каталоги и каталоги выставок, проводимых музеями. Такие каталоги являются наиболее распространенной формой музейных пу­бликаций.

К сожалению, не все организации и частные предпри­ниматели соблюдают требования указанных законов, о чем свидетельствует судебная практика. В 2006 г. Государствен­ный музей истории Санкт-Петербурга заключил с ООО «КРИГА» договор, по условиям которого ООО «КРИТА» было предоставлено право однократной публикации обра­зов музейных предметов из музейного фонда живописи и графики истории города, согласно утвержденному списку. Публикация должна была быть осуществлена в альбоме с рабочим названием «Образы Петербурга». Какого же было удивление руководства музея, когда в 2011 г. ООО «КРИГА» издало альбом «Старый Петербург. Столица и окрестности. Живопись и рисунок XVIII - середины XIX века из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга». В ука­занное издание были включены: 187 цветных изображений музейных предметов из фонда живописи и графики Государ­ственного музея истории Санкт-Петербурга. При этом нигде в альбоме не было указано на принадлежность представлен­ных музейных предметов Государственному музею истории Санкт-Петербурга.

Никаких договоров об издании нового альбома музей с ООО «КРИГА» не заключал. Кроме того, по условиям догово­ра 2006г. ООО «КРИГА» не позднее 30 декабря 2006г. обязано было сдать в видеографический банк данных музея по акту все слайды, негативы, электронные носителя информации с образами музейных предметов из собрания музея и уничто­жить любые копии, возникшие в процессе работы, письмен­но уведомив Музей об исполнении данного пункта. Однако ООО «КРИГА» не уничтожило, в соответствии с условиями договора, копии изображений музейных предметов из собрания Музея, а использовало их для издания альбома в 2011 году. Музей, полагая, что указанное издание осуществлено ООО «КРИГА» незаконно, в результате чего был причинен ущерб в виде упущенной выгоды, обратился в Арбитражный суд. Арбитражный суд, признав обоснованным довод истца о нарушении законных прав и интересов Музея изданием ООО «КРИГА» альбома 2011 года «Старый Петербург. Сто­лица и окрестности. Живопись и рисунок XVIII - середины XIX века из собрания Государственного музея истории Санкт- Петербурга», удовлетворил исковые требования и взыскал с ООО «КРИГА» сумму упущенной музеем выгоды.

На практике чаще встречаются случаи, когда в печатных изданиях, предназначенных для коммерческого использова­ния, незаконно размещаются изображения музейных пред­метов без заключения соответствующего договора с музеем.

Так в книгах Т. Соколовой «Суздаль. Кидекша», Т. Гле­бовой «Владимир. Боголюбово», Н. Головина «Моя первая русская история» были напечатаны 54 изображения музей­ных предметов из коллекции Государственного Владимиро­Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Дирекцией музея какого - либо разрешения воспроиз­водить в печати музейных предметов не давалось, договора между сторонами не заключалось. Вследствие чего вышеука­занные действия следует определить как незаконное, без раз­решения музея, воспроизведение хранящихся в музее пред­метов.

Арбитражный суд Владимирской области, куда обрати­лась дирекция Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповед­ника с иском к издателям указанных книг, правомерно счел, что незаконное использование (воспроизведение) музейных предметов влечет предъявление требования о возмещении причиненных убытков в виде упущенной выгоды к лицу, осу­ществившему такое воспроизведение, и удовлетворил иско­вые требования музея.

А вот другой пример. Обществом с ограниченной ответ­ственностью «Абрис» была издана книга Н. И. Архипова, А. Г. Раскина «Петергоф». В ней воспроизводились 48 изображе­ний музейных предметов из состава музейного фонда ФГБУ культуры «Государственный музей-заповедник «Петергоф».

При этом ООО «Абрис» не сочло нужным получить раз­решение у музея на использование изображений музейных предметов.

Опубликование изображений музейных предметов в ка­честве иллюстраций, является воспроизведением музейных предметов, учтенных в составе коллекции музея и закреплен­ных за ним на праве оперативного управления, которое без разрешения владельца не допускается.

ГМЗ «Петергоф» разрешения на воспроизведение в пе­чати музейных предметов ООО «Абриз» не давало, соответ­ствующий договор между ними не заключался.

Таким образом, действия Общества по изданию книги «Петергоф», в которую вошли изображения музейных пред­метов, нарушило права и интересы музея.

В этой ситуации ФГБУК «Государственный музей-запо­ведник «Петергоф» было вынуждено обратиться в Арбитраж­ный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ООО «Абрис» о взыскании убытков, причиненных в связи с неправомерным воспроизведением 48 изображений музейных предметов, находящихся в музейном фонде.

Арбитражный суд удовлетворил требования музея и взыскал с ООО «Абриз» убытки в размере 200000 рублей.

И такие случаи не единичны.

В свою очередь музеи, пользуясь правами, предостав­ленными статьей 36 ФЗ О Музейном фонде не всегда разгра­ничивают использование изображений музейных предметов в коммерческих или иных целях. Это зачастую приводит к обращениям в суд с исками, не имеющими правовой пози­ции и пустой трате сил и средств музеев.

В 2014 году московское издательство «ДРОФА» издало учебник «ИСКУССТВО. Изобразительное искусство. 9 класс» авторы: СП. Ломов, СЕ. Игнатьев, М.В. Карамзина (далее - Учебник). На обложке Учебника использован фрагмент ре­продукции картины автора З. Серебряковой «Натюрморт с атрибутами искусств», хранящийся в Ярославском художе­ственном музее.

Дирекция музея, сочла такое использование фрагмента картины З. Серебряковой как незаконное, требующее заклю­чения возмездного договора с музеем и обратилась с иском к издательству «ДРОФА» в Арбитражный суд г. Москвы.

Однако суд не разделил точку зрения Ярославского ху­дожественного музея и отказал ему в иске, мотивируя тем, что использование фрагмента картины Зинаиды Серебряко­вой является правомерным, так как фрагмент использовался в качестве иллюстрации в издании учебного характера (учеб­нике для 9 класса, включенном в Федеральный перечень учеб­ников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования) в объеме, оправданном поставленной целью8.

Следует отметить, что в других странах тоже нередки случаи нарушения законодательства в части незаконного вос­произведения музейных предметов.

Например, в датском городке Тондерн в течение несколь­ких лет торговцем произведениями искусства продавались репродукции картин и рисунков Э. Нольде из германского музея данного художника. В соответствии с уставом Фонда Э. Нольде исключительно данным фондом, которому при­надлежит музей, может изготовляться такая продукция. По­мимо того, в завещании художника предусматривалось, что его картины могут быть воспроизведены только в книжных изданиях. Первоначально Фондом Э. Нольде были предпри­няты попытки разрешения конфликта с датской фирмой, которая, как получается, фактически осуществляла нелегаль­ную торговлю репродукциями произведений художника, путем переговоров. Но переговоры оказались безуспешны­ми, вследствие чего был предъявлен иск в суд. В ходе судеб­ного разбирательства было выяснено, что фирмой в течение длительного времени репродукции покупала в Германии и в США, а затем перепродавались в Дании.

Суд вынес решение о нарушении датского законода­тельства об авторском праве, данный факт был установлен. Дальнейшая торговля была запрещена, а ответчика обязали выплатить значительную сумму в качестве возмещения при­чиненного ущерба. Та часть «изготовленной им продукции», которая еще оставалась, уничтожена.

А вот другой пример решения вопроса с незаконным воспроизведением музейных предметов. Сотрудниками Го­сударственного музея Нидерландов в Амстердаме — Рейк- смюзеум — были оцифрованы 125000 произведений из его собрания. Данные изображения хорошего качества были вы­ложены на сайте музея. При скачивании пользователь дол­жен подтвердить, что обязуется не использовать изображе­ния в коммерческих целях. Вместе с тем, пользователь может приобрести изображения для коммерческого использования в лучшем качестве.

Отказ от защиты цифровых изображений был продик­тован тем, что большинство экспонатов - это общественное достояние, а отслеживание нарушения прав в интернете яв­ляется слишком сложным процессом. Как утверждал дирек­тор коллекций Государственного музея Тако Диббитца: «Так пусть уж лучше люди работают с оцифрованной картинкой „Молочницы" Вермеера в хорошем качестве с сайта музея, чем с плохой копией». По его заявлению, музеем планирует­ся ежегодная дополнительная оцифровка по 40000 экспона­тов из почти миллионного собрания Рейксмюзеума.

В феврале 2017г. Метрополитен музей в рамках про­граммы «Свободный доступ» объявил о новой инициативе, которая позволит всем желающим свободно использовать изображения из его коллекции как в научных, так и в ком­мерческих целях. 375 000 изображений произведений искус­ства стали доступны любому пользователю Internet на нашей планете.

Сегодня работа по оцифровке в высоком разрешении изображений музейных предметов, с последующим пред­ставлением их на сайтах в сети Internet, проводится и в дру­гих музеях.

За рубежом накоплен большой опыт разумного исполь­зования изображений музейных предметов в коммерческих целях. Этот опыт необходимо изучать и перенимать.

В завершение отметим, что изучение лучших зарубеж­ных правоприменительных практик в сфере использования в коммерческих целях воспроизведений музейных предметов и музейных коллекций, сравнение их с российскими практи­ками позволит подготовить рекомендации по совершенство­ванию законодательства, регулирующего порядок передачи прав на использование в коммерческих целях воспроизведе­ний музейных предметов и музейных коллекций, включен­ных в состав Музейного фонда России.

МАРКОВ Константин Владимирович
кандидат юридических наук, доцент кафедры истории искусства Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова, вице-президент Творческого союза художников России по правовым вопросам, почетный академик Российской академии художеств

Правовые онлайн консультации юристов осуществляет проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.). 

© 2018-2021. Правовые онлайн консультации юристов. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Юридическая консультация и помощь по БЕСПЛАТНОМУ тел. Россия +8 (800) 700-99-56 (доб. 995)
Московская обл, г. Москва +7 (495) 980-97-90 (доб. 597)
Ленинградская обл, г. Санкт-Петербург +7 (812) 449-45-96 (доб. 560)
в режиме online - круглосуточно!