В практике деятельности федеральных государственных органов часто встает вопрос возврата имущества, которое было закреплено за подведомственным федеральным государственным учреждением или федеральным государственным казенным предприятием.
Первое, что необходимо отметить, что собственник имущества учреждения вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.
В соответствии с пунктом 2 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у учреждения или казенного предприятия, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.
Особенности изъятия имущества, закрепленного за учреждением или казенным предприятием
Так, рассматривая объем прав собственника имущества, И.Ф. Сюбарева приводит пример судебной практики, в котором имущество было изъято из владения института, в связи с чем были внесены изменения в реестр федерального имущества, право оперативного управления на это имущество было зарегистрировано за другим учреждением (академией).
Согласно пункту 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом прекращается также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Из приведенных норм следует, что для изъятия имущества должны иметься определенные основания, в противном случае изъятие будет носить произвольных характер, что не является допустимым.
При этом осуществление полномочий по изъятию имущества федерального учреждения является одной из основных функций Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов.
В пунктах 5.21.-5.22. Постановления Правительства РФ от
- № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» установлено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в хозяйственном ведении и оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и производит в установленном порядке правомерное изъятие этого имущества; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество в оперативном управлении федеральных государственных учреждений, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений.
Согласно Типовому положению о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от
- № 374, территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, в котором (в которых) территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, в котором (в которых) территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением (пункт 4); закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего (соответствующих) субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями (пункт 4.1.9.).
Кроме того, согласно Приказу Росимущества от 15.05.2013 № 129 «О порядке принятия решений территориальными органами Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении объектов федерального имущества», территориальные управления Росимущества наделены отдельными полномочиями собственника - Российской Федерации в отношении имущества территориальных подразделений федеральных органов власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений:
закрепление находящегося в федеральной собственности имущества на праве оперативного управления с целью размещения территориальных подразделений федеральных органов власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
осуществление изъятия федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными подразделениями федеральных органов власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Так, в Определении ВАС РФ от 09.04.2014 № ВАС-3367/14 по делу № А43-33548/2012 суд установил, что спорное имущество не использовалось учреждением по назначению, поскольку цель строительства фармацевтического завода, как основная цель создания учреждения, не достигнута, спорные объекты использовались неустановленными лицами без правовых оснований, учреждением не было доказано, что спорное имущество возведено на средства, полученные от предпринимательской деятельности самого учреждения. Также судом было установлено, что на основании законодательства Российской Федерации территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом является полномочным лицом на осуществление изъятия спорного имущества.
На основании этого можно сделать вывод, что именно территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом осуществляет изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества учреждения, подведомственного федеральному государственному орган.
При анализе правомерности изъятия излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества учреждения суды обращают внимание на наличие согласования данного изъятия с собственником имущества учреждения.
В случае, когда полномочия собственника имущества учреждения осуществляет определенный государственный орган, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или его территориальные органы обязаны согласовывать изъятие имущества учреждения с данным государственным органом.
В Определении ВАС РФ от 28.01.2013 № ВАС-18043/12 по делу № А45-11637/2012 суд указал, что в соответствии с уставом образовательного учреждения полномочия его учредителя осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации согласно пункту 5.5.1. Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 № 466, осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям и казенным предприятиям, подведомственным ему, следовательно, Министерство образования и науки Российской Федерации является собственником имущества учреждения, поэтому изъятие территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за образовательным учреждением, подлежало согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации.
В Определении ВАС РФ от 22.08.2013 № ВАС-11134/13 по делу № А50-12877/2011 суд указал, что поскольку учреждение подведомственно Министерству образования и науки Российской Федерации, изъятие территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом спорного здания у учреждения без получения согласия министерства не допускается.
В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 30.09.2015 № Ф05-12188/2015 по делу № А40-123441/14 судом также было указано, что согласно уставу, полномочия учредителя учреждения осуществляет Министерство культуры Российской Федерации, поэтому принятие территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве оспариваемого распоряжения без получения согласия Министерства культуры Российской Федерации свидетельствует о незаконном изъятии недвижимого имущества из оперативного управления учреждения.
В связи с этим согласие собственника имущества учреждения необходимо при изъятии данного имущества территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Стоит учитывать, что о неиспользовании или использовании не по назначению имущества учреждения, а также о том, что такое имущество является излишним, могут свидетельствовать результаты проведенной проверки. По результатам проведения проверки контролеры дают детальное описание выявленных фактов использования имущества не по назначению и неиспользования имущества.
В Определении Верховного Суда Рф от 27.10.2017 № 305- КГ17-15393 судом было рассмотрено дело № А40-192811/2016, в котором имущество учреждения, закрепленное за ним на праве оперативного управления, было признано используемым не по назначению на основании представленного акта внеплановой комплексной проверки использования помещений территориального органа Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве, по итогам проверки данным органом также было вынесено распоряжение об изъятии используемого не по назначению имущества учреждения.
Собственник имущества учреждения вправе сам провести проверку эффективности использования имущества, закрепленного за подведомственным ему учреждением. По результатам такой проверки собственник имущества учреждения или само учреждение вправе обратиться в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом или его территориальный орган с заявлением об изъятии в казну Российской Федерации излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества.
Так, в Определении Верховного Суда РФ от 25.10.2016 № 304-КГ16-13767 по делу № А70-8526/2015 суд установил, что во исполнение требований об устранении нарушений в части необоснованных затрат на содержание неиспользуемого имущества, выявленных по результатам проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации, учреждение обратилось в Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом с заявлением об изъятии в казну Российской Федерации имущества.
Материалами данного дела подтверждалось, что изъятое у учреждения имущество являлось для последнего излишним, не использовалось им по назначению и находилось в неудовлетворительном состоянии. Суд указал, что Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в силу закона наделено полномочиями по изъятию излишнего и не используемого федерального имущества; учитывая, что учреждение само обратилось с заявлением об изъятии излишнего и неиспользуемого им имущества, действия Управления по изъятию спорного имущества из оперативного управления учреждения и передаче его в казну Российской Федерации, оформленные оспариваемым распоряжением, являются правомерными.
В связи с изложенным, результаты проверки являются доказательством того, что имущество учреждения является излишним, не используется или используется не по назначению. Ведь в случае судебного спора о признании недействительными актов об изъятии имущества бремя доказывания указанных обстоятельств возлагается на собственника, принявшего такое решение.
ОРЛОВ Александр Александрович
кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Федерального центра образовательного законодательства