Вряд ли стоит спорить с тем, что семья - это в большей степени явление социальное, а уж потом правовое.
Тем не менее, чтобы признаваться семьей в полном смысле этого слова, необходимо соблюсти определенные требования, устанавливаемые законом. Наличие факта совместного проживания, рождения детей, ведения общего хозяйства еще не является основанием для признания общности быта семьей. В свое время Г.Ф. Шершеневич заметил, что «для юриста важна совокупность условий, при наличности которых сожительство лиц разного пола приобретает законный характер, т.е. влечет за собой все последствия законного брака». Одним из юридических фактов, порождающих возникновение семейных правоотношений, является заключение брака. С тех пор, как с принятием декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 18 декабря 1917 г. «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» (далее - Декрет 1917 года) гражданский брак стал единственной признаваемой формой брачного союза, закон предусматривает необходимость выполнения определенных требований, связанных не только с обязательной государственной регистрацией актов гражданского состояния, но и с соблюдением условий, при которых разрешено вступать в брак. Российское семейное законодательство предусматривает исчерпывающий перечень таких условий. Статья 12 Семейного кодекса РФ (далее - СК РФ) к условиям вступления в брак относит взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. Содержание действующего закона свидетельствует о том, что отношение законодателя к требованиям, предъявляемым к будущим супругам, сформированным на протяжении столетия, существенно не изменились. Первый постреволюционный семейный закон к таковым относил достижение брачного возраста и взаимное добровольное согласие. На смену Декрета 1917 года пришел Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926 года, ст.ст. 4, 132 которого для регистрации брака требовали не только взаимного согласия брачующихся и достижение ими брачного возраста, но и предоставления подписки о том, что они взаимно осведомлены о состоянии здоровья, в частности, венерических, духовных и туберкулезных заболеваниях. При этом ответственное должностное лицо, регистрирующее брак, с целью уведомления обязано было не только прочесть им содержание статей закона об условиях и препятствиях вступления в брак, но и предупредить об уголовной ответственности за ложные показания. Необходимо отдать должное, что тогда впервые на законодательном уровне появилась норма о необходимости ставить в известность будущих супругов о состоянии здоровья друг друга.
Пришедший на смену Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 года также предусматривал обязанность органов ЗАГС, принимающих заявление о заключении брака, удостовериться в том, чтобы лица, вступающие в брак, были взаимно осведомлены о состоянии здоровья друг друга. При этом законодатель не настаивал на том, чтобы результаты медицинского обследования одного обязательно должны быть известны другому. К тому же выполнение этой обязанности было мало связано с достоверностью получаемой информации, поскольку «молодожены по самым различным соображениям могут и не проявлять интереса к состоянию здоровья друг друга».
Аналогичными по своему содержанию были статьи всех других республиканских кодексов о браке и семье, что свидетельствовало о том, что существующие в действующих на то время законах формулировки не создавали фактически никаких препятствий к заключению брака по медицинским показаниям, что, по мнению А. М. Нечаевой, не способствовало заблаговременному устранению причин распада семьи вследствие заболевания одного из супругов. И уже тогда, более 30-ти лет назад автором была высказана мысль о необходимости представления медицинских документов при бракосочетании как непременное условие регистрации брака.
В последнее время внимание к институту семьи со стороны государства стало беспрецедентным. Различные программы поддержки семьи во всех сферах доказывают неравнодушие и озабоченность государства за возрождение здоровой нации. Государство наконец-то осознало, что его процветание зависит от общества, которое формируется в отдельно взятой семье. И это закономерно. В свое время святитель Филарет, митрополит Московский сказал: «В семействе лежат семена всего, что потом раскрывается и возрастает в великом семействе, которое называется государством».
С 1 марта 1996 г. в РФ действует новый институт семейного права - медицинского обследования лиц, вступающих в брак, Согласно ст. 15 СК РФ лица, вступающие в брак, могут пройти медицинское обследование и консультирование по медико-генетическим вопросам в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения. Пункт 2 ст. 15 СК РФ особое внимание обращает на тот факт, что результаты обследования лица, вступающего в брак, составляют врачебную тайну и могут быть сообщены лицу, с которым оно намерено заключить брак, только с согласил лица, прошедшего обследование. Как мы видим, законодатель настаивает на том, что предоставленное законом право может быть реализовано брачующимися только по их желанию, и к условиям заключения брака не относится. Об этом свидетельствует содержание не только ст.ст. 12, 14 СК РФ, но и ст. 27 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», которая требует от брачующихся при подаче совместного заявления подтверждать лишь взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. И здесь как никогда видна чрезвычайно сложная миссия государства в попытке упорядочить семейные отношения. Совершенно очевидно, что целью подобного нововведения являлось не столько выявление врожденных и наследственных болезней у будущих супругов, предупреждение их у будущего поколения, сколько осведомление брачующихся о состоянии здоровья друг друга. С первого взгляда может показаться, что появление института медицинского обследования лиц, вступающих в брак, подтверждает озабоченность государства за здоровье нации, поскольку неосведомленность о состоянии здоровья будущих супругов может привести к различным негативным последствиям как для здоровья другого супруга, так и для здоровья будущих поколений в целом. В связи с чем на этапе заключения брака законодатель «закрепляет гарантии предупреждения браков заведомо нежелательных с позиции медико-генетических качеств партнеров, создающих угрозу здоровью другого супруга или их потомству». Однако учитывая добровольность прохождения медицинского обследования, которая приводит к тому, что к соответствующим процедурам прибегает незначительная часть граждан, по сути, исследуемая норма является «мертвой», не дающей никакой гарантии заинтересованным лицам на конечный результат, поскольку п. 2 ст. 15 СК РФ рассматривает результаты подобного обследования как объект врачебной тайны, результаты которого могут быть сообщены другому лицу, вступающему в брак, только с согласия прошедшего обследование. Существующая формулировка позволяет согласиться с выводом И. А. Михайловой о том, что ст. 15 СК РФ, направленная на профилактику и предупреждение заболеваний, угрожающих здоровью и жизни граждан, рождение здоровых детей, создание благоприятных условий развития семейных отношений, являясь единственным известным инструментом информирования потенциальных супругов о состоянии здоровья друг друга, вызывает сомнение, поскольку не выполняет возложенные на нее функции. Создавая подобные нормы, государство пытается «убедить своих граждан в том, что оно охраняет права и законные интересы, вытекающие из брачных и семейных отношений».
С другой стороны, формулируя таким образом ст. 15 СК РФ, государство придерживается общей концепции сохранения врачебной тайны. Так, ст. 13 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что сведения о состоянии здоровья и диагнозе гражданина, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Тем не менее, п.4 указанной статьи допускает в случаях, предусмотренных законом, возможность разглашать некоторые сведения, составляющие врачебную тайну. Таким образом, следует констатировать тот факт, что государство, предоставив основные права и свободы человеку, не отрицает возможности вмешаться в его частные дела в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, что не противоречит ст. 55 Конституции РФ. Отчего же п. 2 ст. 15 СК РФ подобную возможность отрицает? Когда речь идет о субъективных правах, подобные ограничения могут быть вполне оправданными. К тому же это не противоречат принципу недопустимости произвольного вмешательства в дела семьи. Государство тем самым не вмешивается в дела семьи, а таким способом пытается защищать права граждан, живущих по закону этого государства; к тому же семейное законодательство превращается в инструмент охраны «функционирующей» семьи с момента заключения брака, а в этом случае семьи в юридическом смысле еще не возникло.
Следует заметить, что в последнее время институту медицинского обследования лиц, вступающих в брак, уделяется внимание не только российским законодателем. Так, интересен результат сравнительного анализа законодательства некоторых бывших союзных республик относительно данного вопроса. Гражданский кодекс Литовской Республики, третья книга которого регулирует семейные отношения, рекомендует проходить проверку состояния здоровья лиц, желающих заключить брак, при этом отсутствие документа о состоянии здоровья не является препятствием к заключению брака. Статья 16 Семейного кодекса Кыргызской Республики и ст. 14 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье по своему содержанию идентична ст. 15 СК РФ, предусматривающей право будущих супругов пройти медицинское обследование. Семейный кодекс Республики Армении (далее - СК Армении) также как и российский закон, достаточно демократичен в вопросе медицинского обследования. Статья 12 закона предоставляет возможность ознакомления будущего супруга с результатами обследования только с согласия лица, прошедшего обследование; при этом законодатель расширяет перечень заболеваний, сокрытие которых может повлечь за собой возможность признания брака недействительным. В отличие от п. 3 ст. 15 СК РФ, СК Армении не ограничивается венерическими заболеваниями и ВИЧ-инфекцией, а дополняет перечень психическими болезнями, наркоманией и токсикоманией.
Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» также предоставляет право пройти медицинское и медико-генетическое обследование лицам, вступающим в брак по вопросам охраны репродуктивного здоровья лиц. При этом интересно отметить, что результаты обследования могут быть сообщены лицу, только с согласия прошедшего обследования, если при этом не было выявлено заболевание, создающее угрозу для здоровья другого лица, вступающего в брак.
Статья 21 Семейного кодекса Туркменистана предлагает брачующимся по взаимному согласию пройти медицинское обследование, результаты которого также являются врачебной тайной и сообщаются только им. При этом закон обязывает органам ЗАГС удостовериться в том, что брачующиеся взаимно осведомлены о состоянии здоровья, а в случае, если лицо скрыло от другого наличие у него кожно-венерического заболевания или ВИЧ-инфекции либо иного заболевания, признанного Всемирной организацией здравоохранения опасным для семейных отношений, предоставляет право заинтересованным лицам требовать признания брака недействительным.
Статья 1116 Гражданского кодекса Грузии предусматривает обязанность информирования о состоянии здоровья лиц, вступающих в брак при регистрации брака, однако достоверность такой информации никто не проверяет.
Семейный кодекс Украины не требует прохождения новобрачными обязательного медицинского обследования, при этом украинский законодатель допускает возможность признания брака недействительным, если сокрытие сведений о состоянии здоровья одного из брачующихся привело к нарушению физического или психического здоровья другого супруга или их потомков.
Гражданский кодекс Латвийский Республики, напротив, обязывает будущих супругов до заключения брака представить свидетельство врача государственного учреждения или учреждения самоуправления о состоянии их здоровья. Подобная ситуация наблюдается и в Азербайджанской Республике, Семейный кодекс которой также обязывает бра- чующихся предоставлять справки, удостоверяющие прохождение ими медицинского обследования. Отказ представить справку о прохождении медицинского обследования является препятствием для вступления в брак.
Особое уважение вызывает подход законодателя Узбекистана к исследуемой проблематике, Семейный кодекс которого обязывает проходить медицинское обследование лицам, не достигшим 50-ти лет. С целью формирования здоровой семьи, предупреждения рождения детей с наследственно обусловленными и врожденными заболеваниями постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан было утверждено Положением о медицинском обследовании лиц, вступающих в брак, в котором подробно раскрыт порядок проведения обследования. В соответствии с Положением, медицинское обследование проводится в течение двух недель врачами-психиатрами, наркологами, дерматовенерологами, фтизиатрами по направлению, выданному для прохождения медицинского обследования органами ЗАГС, которые регистрируются в книге регистрации заявлений о вступлении в брак. Это императивное правило касается и лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, и иностранных граждан, и лиц без гражданства, вступающих в брак с гражданами Республики Узбекистан. Заключение медицинского обследования должно отражаться в справке, срок действия которой ограничен тремя месяцами. При этом ответственный работник должен разъяснить заинтересованным лицам о возможных последствиях выявленных заболеваний после заключения брака. При регистрации брака органы ЗАГС должны удостовериться в прохождении будущими супругами медицинского обследования и осведомленности их о результатах этого обследования. В случае выявления заболеваний, требующих незамедлительного прохождения курса лечения, лица должны направляться в соответствующие лечебные учреждения. Если в результате обследования у сторон выявлено заболевание, предусмотренное приложением 1 к указанному Положению, регистрация брака производится после подтверждения осведомленности сторон о результатах этого обследования. Как мы видим, законодатель не предусматривает запрет на вступление в брак, но обязывает информировать обоих вступающих в брак о наличии определенных заболеваний. В подобных нормах, на наш взгляд, выражается четко выраженная забота государства о своих гражданах.
В свое время А. М. Нечаева предложила на законодательном уровне предусмотреть минимальный перечень болезней, исключающих возможность вступления в брак. Мы не согласны с такой категоричностью, однако не можем отрицать того факта, что лица, вступающие в брак должны быть проинформированы о том, носителями каких заболеваний являются их будущие супруги. И в этой связи логичным было бы Минздраву РФ разработать перечень заболеваний, при наличии которых лица, вступающие в брак, и прошедшие медицинское обследование, должны быть взаимно осведомлены о состоянии здоровья друг друга. Подобная осведомленность брачующихся стала бы своеобразным правовым барьером, предостерегающих членов семьи от возможных опасностей. На наш взгляд, законодатель должен задуматься не о том, как увеличивать перечень оснований для признания брака недействительным, расширив п. 3 ст. 15 СК РФ, поскольку не эта цель должна быть приоритетной. Необходимо разработать механизм предупреждения подобных ситуаций, связанных со злоупотреблением права, поскольку совершенно очевидно, что всегда лучше предотвратить правонарушение, чем бороться с его последствиями.
Тем не менее, справедливости ради, необходимо признать, что появление ранее незнакомого российскому праву института медицинского обследования лиц, желающих вступить в брак, позволяет говорить о новых тенденциях в развитии российского законодательства, где человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
КОЖИНА Юлия Алексеевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Академии ФСИН России
ЮНУСОВ Муслим Абдулжабарович
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Академии ФСИН России