Военнослужащие как группа субъектов права, осуществляющая конституционно значимые публичные функции государства, особо нуждаются в реализации продекларированных в их отношении социальных гарантий, среди которых одно из первых мест занимает обязательство государства обеспечивать военнослужащих и членов их семей жилыми помещениями.
Краткий анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что продолжают иметь место случаи нарушения судами единообразия в толковании и применении норм права, регламентирующих жилищные правоотношения с участием военнослужащих, что порождает развитие негативных аспектов их правосознания.
В условиях, когда перспектива обеспечения жилыми помещениями является одной из основных причин поступления на службу тысяч военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, отсутствие у судебных органов единых подходов в применении отдельных норм жилищного законодательства приводит к негативной оценке права, и как следствие к «деформации регулятивного уровня правосознания - формированию противоправной установки, основанной на готовности как к нарушению отдельных правовых запретов, так и к противоправному поведению».
Анализ рассмотрения жилищных споров с участием военнослужащих, прошедших не одно разбирательство в судах, а также противоречивость постановлений нижестоящих и вышестоящих судебных инстанций, позволяет говорить об отступлении в ряде случаев от узаконенных требований принципа единообразия применения и толкования норм права. Речь, в первую очередь, идет о наличии в нормативных актах, так называемых оценочных категорий, которые дают право органам военного управления на произвольное усмотрение в решении ряда вопросов жилищного обеспечения военнослужащих.
Так, одними из актуальных продолжают оставаться вопросы, связанные с категорией «близлежащий населенный пункт», примененной законодателем в ст. 15 Закона «О статусе военнослужащих». В контексте вышеназванной статьи эта дефиниция излагается так: «служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах». С этой позиции законодателя должностные лица органов военного управления, управомоченные решать вопросы обеспечения жильем военнослужащих, трактуют данную правовую норму следующим образом: так как «...четкого юридического толкования термина «близлежащий» нет и быть не может...все должно решаться из соображений логики и здравого смысла...мы должны обеспечить такие условия, когда при необходимости военнослужащий должен прибывать на свое служебное место в достаточно короткие сроки. учитываются все аспекты — наличие транспортных артерий, инфраструктуры, объектов соцкультбыта и так далее.».
Ученые-юристы и практики уже не раз высказывались ущербность как самой правовой нормы о близлежащем населенном пункте, так и ее понимание, и применение должностными лицами органов военного управления. Так, В.М. Корякин справедливо замечает, что право чиновников квартирно-эксплуатационной части военной организации (КЭЧ) определять близость населенного пункта указывает на то, что данная норма может способствовать наличию коррупцио- генного фактора. Как мы видим, ученые-юристы смотрят на данную ситуацию совершенно иначе, полагая, что « сложившееся противоречие нельзя «отдавать на откуп» ни военному чиновнику, ни жилищным комиссиям. Ведь использование в военном праве оценочных понятий и категорий неминуемо выступает предпосылкой усмотрения»[3] Авторы статьи солидарны с подобной точкой зрения.
Правоприменительная и судебная практика показывает, что отсутствие в правовых актах четких, ясных и недвусмысленных критериев понятия «близлежащий населенный пункт», позволяет в условиях сегодняшнего дня толковать его произвольно как военным чиновникам, так и судебным инстанциям.
Так, судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда, подтверждая законность права военнослужащего Ж. на включение его в списки на предоставление служебных жилых помещений, пришла к выводу, что «обеспечение военнослужащих служебными жилыми помещениями в близлежащих к месту их военной службы населенных пунктах допускается лишь при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в населенных пунктах, в которых они проходят военную службу и является исключительной мерой» Из содержания определения апелляционной коллегии можно сделать вывод, что, будучи обеспеченными жильем в близлежащем от места службы населенном пункте, военнослужащие должны находиться в списках на предоставление служебных жилых помещений по месту службы.
Необходимо отметить, что законодатель применил словосочетание «близлежащий населенный пункт» исключительно к вопросу обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями. Однако на практике мы встречаемся с примерами применения судами данного термина в более широком диапазоне споров.
Так, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, отменяя решения двух нижестоящих судов, сочла законным отказ жилищной комиссии в признании старшего прапорщика Б. нуждающейся в жилом помещении в г. Москве. До перевода к новому месту службы в г. Москву военнослужащая Б. проходила службу в г. Химки и проживала в квартире, полученной отцом ее мужа в 1971 году от Исполнительного комитета Химкинского Совета депутатов трудящихся Московской области. В числе доводов, положенных коллегией судей в обоснование указанного выше решения, значится вывод о том, что военнослужащая Б. при назначении на должность в воинскую часть, дислоцируемую в г. Москве, «в другую местность не переводилась, а осталась проживать в близлежащем от г. Москвы населенном пункте, из которого она ежедневно может прибывать на военную службу без ущерба для исполнения своих служебных обязанностей.
Таким образом, судьи применили категорию «близлежащий населенный пункт» в споре о признании военнослужащего нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Более того, обращение кассационной инстанции к данной категории имело решающее значение, так как в противном случае (если бы военнослужащая проживала в более отдаленном от г. Москвы населенном пункте), отказать ей в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма было бы сложно.
Проблема заключается в том, что правовые акты не содержат критериев, по которым можно было бы определять, является ли населенный пункт близлежащим или нет. В этих условиях суды выносят решения по своему внутреннему убеждению, что, несомненно, не предполагает отсутствие у судьи обязанности излагать в судебном акте ясные и понятные мотивы в подтверждение законности и обоснованности своего вердикта.
По-видимому, законодателю есть необходимость более детально разрабатывать нормы жилищного права: тогда бы гражданам было проще защищать свои права, а правоприменителю осуществлять свою деятельность. В частности, сегодня для военнослужащего в споре с органами военного управления первоочередной задачей является вопрос доказывания в суде наличие трудностей, возникающих от проживания в близлежащем от места службы населенном пункте. Речь идет о возможности своевременно добираться до места службы, учитывая объем служебных обязанностей, особенности местного климата (снегопады, заморозки), загруженность дорог, семейное положение и т.д. На это уходит дополнительное время, силы и средства, чего не было бы в случае указания в правовом акте конкретных параметров, характеризующих населенный пункт как «близлежащий».
По нашему мнению, основным параметром может выступать возможность военнослужащего в установленное инструкциями время прибывать к месту службы по сигналам оповещения. Расчет времени прибытия по сигналам оповещения должен быть сделан с учетом всех параметров и закреплен в локальных нормативных актах воинских должностных лиц.
Еще более оптимальным представляется вариант узакононения следующего правила: при применении норм жилищного законодательства границами близлежащего населенного пункта считать границы местного военного гарнизона. В этом случае споров вокруг понятия «близлежащий населенный пункт» могло бы вообще не быть, так как в ст. 1 Устава гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации закреплено, что границы местного гарнизона могут включать как один населенный пункт, так и несколько близлежащих населенных пунктов. А тот факт, что границы местного гарнизона утверждаются командующим войсками военного округа, позволяет говорить о том, что они (границы) в случае служебной необходимости могут оперативно изменяться.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в настоящее время в правовых актах, регламентирующих жилищные правоотношения с участием военнослужащих, продолжают оставаться категории оценочного характера, не имеющие узаконенных границ своего содержания. Это порождает возможность их неоднозначного истолкования как должностными лицами органов военного управления так и судебными инстанциями и тем самым способствует появлению противоречивой правоприменительной практики и ведет к нарушению гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов военнослужащих, возможности формирования негативных аспектов их правосознания, что может сказаться на качестве выполнении ими служебных обязанностей.
МОГИЛЕВСКИЙ Григорий Александрович
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Новосибирского государственного технического университета; доцент кафедры гражданского права Новосибирского военного института имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации
САНИН Евгений Павлович
доцент кафедры гражданского права Новосибирского военного института имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации