Защита прав и интересов детей на сегодняшний день является одной из самых актуальных проблем современного государства и общества.
В соответствии со ст. 56 Семейного кодекса Российской Федерации каждый ребенок имеет право на защиту. Обеспечить данное право обязано не только государство в лице властных органов, но и семья. Сложно сказать, чья задача в данном вопросе является первостепенной. Согласно п.1 ст. 2 Конвенции ООН «О правах ребенка» 1989 г.: «Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией за каждым ребенком». Не только на уровне государства, но и на международном уровне вызывает обеспокоенность реализация норм права, направленных на защиту детей. Поскольку забота о подрастающем поколении является первоочередной задачей любого государства. Актуальность темы прослеживается и в том, что нормы носят разноотраслевой характер и каждая из них прямо или косвенно направлена на защиту прав и интересов ребенка. Нет единого кодифицированного нормативного акта, который бы разъяснил и закрепил все права ребенка в различных отраслях права.
Однако само право на защиту интересов детей ассоциируется с нормами семейного законодательства. В соответствии со ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей в отдельный круг отношений семейно-правового характера не выделяется. Поскольку данные нормы носят комплексный характер, проникающие в личные неимущественные и имущественные отношения. Несомненно, одним из важнейших неимущественных прав ребенка признается право жить и воспитываться в семье. Именно семейное воспитание закладывает основы при формировании личности ребенка. На семейных ценностях строится будущее любого человека, его отношения с окружающими, морально-нравственные устои.
Семейный кодекс Российской Федерации в основных началах семейного законодательства закрепил положение о том, что семья строится на чувствах любви и взаимного уважения. Придав данной норме особый статус, верховенство над всем «семейным полем». При этом нигде в семейном законодательстве мы не встретим определения такой правовой категории как семья. Маркетологи, социологи, философы десятилетиями рассуждают над данным понятием, при этом в рамках юриспруденции мы говорим исключительно о формах семейного воспитания детей.
От имени ребенка и в его интересах действия по защите прав осуществляют родители. Но как быть в той ситуации, когда у ребенка нет родителей либо родители лишены или ограничены в своих правах? В этом случае мы обращаемся к нормам о формах и порядке устройства детей в семью, а также временного устройства, в том числе в организацию для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей (ст.2 СК РФ). В целях защиты прав и интересов детей законодательство содержит комплекс норм, позволяющих восполнить отсутствие законного представительства со стороны родителей. Данные отношения регулируются как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции Российской Федерации).
Участие государства в формах семейного воспитания прослеживается в тот момент, когда ребенок оказался в сложной жизненной ситуации и необходимо выбрать конкретные способы защиты его прав. Основная компетенция по защите прав и интересов ребенка, оказавшегося в сложной ситуации, в соответствии с семейным и гражданским законодательством ложится на органы опеки и попечительства.
Основным правом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является право на устройство в семью. При выборе формы устройства для дальнейшего семейного воспитания во главу угла ставятся основания, по которым ребенок оказался без родительского попечения. Юридически значимыми фактами являются смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение в родительских правах, а также, например длительная болезнь или признание родителей нетрудоспособным (ст.121 СК РФ). Так, если родители ребенка были лишены своих прав в отношении него, то формой семейного воспитания в идеальной ситуации будет усыновление. Отношения, возникающие между усыновителем и усыновленным, идентичны правоотношениям родителей и детей, а значит, усыновитель сможет не только реализовать себя в качестве родителя, но и берет на себя обязанность по его содержанию, а также будет осуществлять охрану и защиту прав несовершеннолетнего. Усыновление является бессрочной формой устройства ребенка в семью. То есть права и обязанности между усыновителем и усыновленным не прекращаются при достижении ребенком совершеннолетия, а наоборот, у усыновленного ребенка появляется ответственность перед усыновителями. Отдельной главы в СК РФ, посвященной данной группе отношений, к сожалению, нет, но при этом применяются те нормы, которые регулируют правоотношения между родителями и детьми. Полагаем, что такая позиция законодателя является не обоснованной. Поскольку, усыновитель в любой момент может в судебном порядке отменить усыновление. Не всегда после отмены усыновления удается привлечь бывших усыновителей к алиментной обязанности. Считаем, что норма об алиментном содержании усыновленных детей должна носить императивный характер. В настоящий момент такая обязанность у бывших усыновителей может возникнуть только на основании решения суда. Полагаем, алиментная обязанность является формой имущественной защиты прав ребенка. К правоотношениям между усыновителем и усыновленным применяются как нормы семейного, так и гражданского законодательства, в том числе нормы о наследовании имущества. После вступления в законную силу решения суда об усыновлении, правовая связь между кровными родителями и ребенком прекращается. Все обязанности по защите прав и законных интересов ложатся на плечи усыновителя.
Государство, осуществляя защиту прав и интересов ребенка, гарантирует социальную поддержку после устройства ребенка в семью. Так, если на момент усыновления ребенок имел право на пенсию по случаю потери кормильца либо на пособие, полагающееся в связи со смертью родителей, несмотря на то, что правовая связь между родителем и ребенком прервалась, он сохраняет данное право и после усыновления. В отношении детей, которые находятся под опекой, государство также гарантирует право на алименты со стороны родителей, пенсии, пособия и иные выплаты в рамках социального обеспечения. При этом реализация данных норм носит заявительный характер. Это означает, что право реализуется с того момента, когда о нем заявили в установленном законом порядке. Обязанность по его реализации ложится на тех лиц либо организации, которые являются законными представителями ребенка.
Семейное законодательство предполагает возможность усыновления детей, как российскими гражданами, так и гражданами иностранных государств. По-прежнему острой остается проблема насилия в отношении российских детей, усыновленных иностранцами. Однако случаи отмены международного усыновления встречаются крайне редко. В настоящий момент действует полный запрет на усыновление российских детей гражданами США и гражданами государств, где разрешены однополые браки. Полагаем, эти меры направлены на защиту прав и интересов российских детей, оставшихся без попечения родителей. Возможно, на законодательном уровне нужно пересмотреть «Закон Димы Яковлева», который был принят в память о ребенке, погибшем из-за халатности усыновителей. При этом предполагаем, что на законодательном уровне, возможно, предусмотреть для иностранных граждан иные формы устройства ребенка в семью помимо усыновления для защиты прав и интересов ребенка, проживающего на территории иностранного государства.
Защита прав и интересов ребенка может осуществляться как в административном, так и в судебном порядке. При административной процедуре защиты нарушенного права речь идет о специальном субъекте - органе опеки и попечительства. Опека (попечительство) по общему правилу устанавливается для защиты прав и интересов детей. Опекуны защищают права и законные интересы ребенка в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия. Опека над ребенком устанавливается при отсутствии родительского попечения, усыновителей, лишении судом родительских прав, а также в случаях, когда дети по иным причинам остались без родительского попечения, например, когда уклонялись от воспитания либо защиты прав и интересов ребенка. При этом, в гражданском законодательстве содержатся нормы, запрещающие опекунам и попечителям совершать юридически значимые действия с подопечным. В том случае, если речь идет об отчуждении или уменьшении имущества подопечного, то разрешение на подобного рода действия дает орган опеки и попечительства. На наш взгляд, при получении согласия на отчуждение имущества подопечного органы опеки и попечительства должны принимать во внимание не только само имущество, но и его стоимостную оценку. Особенно когда речь идет о недвижимости, собственником которой может быть и ребенок. Опекун своими действиями может спровоцировать крайне неблагоприятное имущественное положение для подопечного. Что на наш взгляд является недопустимым, когда речь идет о защите имущественных прав ребенка.
Ребенок имеет возможность самостоятельно обратиться в органы опеки и попечительства за защитой вне зависимости от возраста. В судебном порядке о самостоятельной защите прав ребенка речь идет только в том случае, если несовершеннолетний достиг 14 лет и по основаниям, которые установлены в законе. Процессуальные права, связанные с гражданским процессом, принадлежат самому ребенку, достигшему установленного возраста, а не законному представителю. При этом, если родители злоупотребляют правами в отношении прав и интересов ребенка, то на защиту его прав встают как органы опеки и попечительства, так и прокурор.
Интерес представляет норма, в соответствии с которой по семейному законодательству должностные лица организаций или граждане, которым стало известно о том, что нарушаются права и законные интересы ребенка, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства. Но санкции за неисполнения данной обязанности у граждан, к сожалению нет. Удивителен для российского законодательства тот факт, что прописывая обязанность, законодатель не прописал санкция за ее неисполнение либо ненадлежащее исполнение.
Таким образом, вне зависимости от форм семейного воспитания, представляется необходимым в рамках семейного законодательства, законодательства о социальной защите и социального обеспечения оказывать поддержку детям, которые в ней нуждаются. Безусловно, государство посредствам правовых норм, осуществляет защиту, но основная ответственность ложиться на плечи родителей, усыновителей, опекунов и попечителей.
БОНДАРЕНКО Иван Васильевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Института государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России
ФРОЛОВСКАЯ Юлия Ивановна
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Института государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России