Согласно Федеральному закону № 63 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», принятому в 2002 году, адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и институтом гражданского общества.
В качестве института организации адвокатской деятельности ст. 29 называется адвокатская палата субъекта Российской Федерации, которая является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов субъекта Российской Федерации. Среди ее целей - обеспечение оказания квалифицированной юридической помощи, в т.ч. бесплатной, защита интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях, контроль за профессиональной подготовкой лиц, допускаемых к осуществлению адвокатской деятельности, и соблюдением адвокатами кодекса профессиональной этики адвоката.
Адвокатские палаты субъектов объединены на основе обязательного членства Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации, которая является общероссийской негосударственной некоммерческой организацией и органом адвокатского самоуправления. Ее цель - представительство и защита интересов адвокатов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, координации деятельности адвокатских палат, обеспечения высокого уровня оказываемой адвокатами юридической помощи. Создание других организаций с аналогичными функциями и полномочиями не допускается. Высшим органом Федеральной патлаты адвокатов является Всероссийский съезд адвокатов.
Согласно ст. 39 названного федерального закона, адвокаты вправе создавать общественные объединения и быть членами общественных объединений адвокатов в соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Общественные объединения адвокатов не вправе осуществлять функции адвокатских образований (адвокатского кабинета, коллегии адвокатов, адвокатского бюро и юридической консультации), адвокатских палат субъектов РФ и Федеральной палаты адвокатов, т.е. оказывать квалифицированную юридическая помощь на профессиональной основе в целях защиты прав, свобод и интересов физических и юридических лиц (собственно осуществлять адвокатскую деятельность), защищать интересы адвокатов в органах государственной власти, местного самоуправления, контролировать соблюдение адвокатами кодекса профессиональной этики, представлять интересы адвокатов и адвокатских палат субъектов Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти при решении вопросов, затрагивающих интересы адвокатского сообщества, в том числе вопросов, связанных с выделением средств федерального бюджета на оплату труда.
Закон № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» обозначает, что общественные объединения носят добровольный характер и создаются в целях реализации общих интересов, в т.ч. общественное объединение вправе представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях. Тем не менее, адвокатские общественные объединения нормативно лишены этих возможности, т.к. это дублирование функций адвокатских палат субъектов и Федеральной палаты адвокатов.
Рассмотрим Федеральный закон от 12.01.1996 № 10- ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Согласно закону, профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. При этом каждый, осуществляющий профессиональную деятельность имеет право создавать профсоюзы и вступать в них.
Основные социально-трудовые права и интересы адвокатского сообщества защищаются и представляются адвокатскими палатами субъектов РФ и Федеральной палатой адвокатов, т.е. фактически создание профсоюза адвокатов имеет смысл лишь для защиты интересов в рамках взаимодействия с непосредственным работодателем через создание первичной профсоюзной организации. Таким образом, эти нормы можно рассматривать как лишение возможности независимой защиты профессиональных и трудовых прав на уровне выше собственного работодателя.
Кроме того, исключено право профсоюза на участие в подготовке и дополнительном профессиональном образовании членов, т.к. функция содействия повышению профессионального уровне адвокатов, включающее утверждение программ обучения адвокатов и организацию профессионального обучения возложена на совет Федеральной палаты адвокатов.
Более того, в исследовательской среде распространено мнение, что как такового работодателя у адвоката не существует, соответственно, не существует и трудовых отношений, а в отношениях с доверителем отсутствует элемент трудового найма, т.к. соглашение об оказании юридической помощи представляет собой гражданско-правовой договор. Адвокатские профсоюзы рассматриваются как этап поиска адвокатским сообществом форм и методов защиты своих прав, они должны быть ликвидированы, а их опыт должен быть передан легитимным адвокатским объединениям.
Таким образом, можно говорить о том, что права адвокатов на участие в общественных объединениях нормативно сильно ограничены по территориальному, отраслевому и функциональному типу, т.е. адвокаты вправе состоять только в адвокатских общественных объединениях, занимать руководящие должности в общероссийских и международных общественных объединениях, при этом деятельность этих общественных объединений не должна быть связана с защитой прав адвокатов и оказанием квалифицированной юридической помощи, т.е. собственно с адвокатской деятельностью.
Тем не менее, в научной среде существуют мнения об определенной схожести адвокатуры вообще и общественных объединений. Среди общих черт упоминается: функция защиты прав своих членов; объединение на основе общности интересов (предполагается, что члены сообщества адвокатов объединены на основе профессиональных интересов); наличие учредительных документов, регламентирующих деятельность. Однако Е.В. Семеняко приходит к выводу о том, что адвокатура является профессиональным правозащитным объединением, т.е. некоммерческой организацией.
На наш взгляд, для того, чтобы отнести адвокатуру вообще и объединения адвокатов к такому частному виду некоммерческих организаций как общественное объединение существует ряд нормативных препятствий, первое из которых связано с членством: члену адвокатского объединения необходимо иметь статус адвоката, который присваивается через прохождение квалификационной процедуры, члену общественного объединения - желание стать членом общественного объединения. Кроме того, для общественного объединения характерна добровольность, для адвокатов же обязательность членства в адвокатских объединениях закреплена нормативно. Также можно поспорить и с обозначенным функционалом защиты прав своих членов. Им действительно наделены адвокатские палаты субъектов РФ и Федеральная палата адвокатов, при этом эта функция монополизирована указанными объединениями, что закреплено законодательно. Соответственно, обязательные адвокатские объединения не могут считаться общественными объединениями в том смысле, в котором их определяет 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Говоря об адвокатуре как об общественном объединении, необходимо четко различать общественные объединения адвокатов, возможность создания которых обозначена ст. 39 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», и обязательные виды адвокатских образований, деятельность которых имеет лишь поверхностное сходство с деятельностью общественных объединений.
При этом необходимо подчеркнуть, что деятельность общественных объединений адвокатов достаточно сильно ограничена нормативно. Очевидно, что законодатель предпочел исключить принцип самоуправления адвокатуры и добровольности ее организаций, закрепив довольно жесткие нормы. Тем не менее общественные объединения адвокатов существуют, и далее будут рассмотрены некоторые примеры их деятельности.
Международный Союз (Содружество) адвокатов был образован в 1992 году в рамках реорганизации Союза адвокатов СССР. Основной целью Содружества является развитие внешних взаимоотношений юридических объединений, позиционирование адвокатуры на международном уровне в качестве самостоятельной силы. В Содружество входят представители 9 стран, действуют филиалы и представительства в республиках бывшего СССР, в Швейцарии и Германии.
Среди направлений деятельности обозначены следующие: сотрудничество с общественными организациями адвокатов на всех уровнях; формирование информационных ресурсов в области адвокатуры, в т.ч. выпуск газеты «Адвокат»; изучение и распространение опыта лучших адвокатов мира, содействие обмену опытом; проведение независимой общественной правовой экспертизы нормативных актов в сфере адвокатской деятельности; организация и проведение международных семинаров, конференции; защита прав и свобод, чести и достоинства своих членов.
Гильдия российских адвокатов отличается от других рассмотренных объединений тем, что она является добровольным сообществом коллегий адвокатов, что отличает ее от Федеральной палаты адвокатов как организации с обязательным членством. Инициатором учреждения Гильдии является Коллегия адвокатов «Московский юридический центр». Гильдия была создана 24 сентября 1994 года на Всероссийском съезде адвокатов и является первой в стране общероссийским профессиональным объединением адвокатов и коллегий адвокатов РФ.
Среди целей и задач Гильдии указаны следующие: организация оказания высокопрофессиональной юридической помощи в хозяйственных спорах, ситуациях рейдерских захватов, в ходе крупных сделок, дел о банкротстве, особо сложных уголовных делах; представительство и защита интересов адвокатских образований - членов Гильдии российских адвокатов; оказание помощи членам Гильдии в целях повышения качества оказываемой ими юридической помощи; содействие развитию российской адвокатуры как института гражданского общества, укрепление единства российской адвокатуры.
Гильдия российских адвокатов была инициатором создания Международной ассоциации русскоязычных адвокатов. Цель создания Ассоциации - поддержание связей с соотечественниками, которые используют в юридической практике русский язык и защита интересов Российской Федерации, физических и юридических лиц на территории иностранных государств.
Профессиональный союз адвокатов России был создан и зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 апреля 1999 года. Основная цель деятельности союза - защита социально-трудовых прав и интересов членов Профсоюза, формирование и реализация социальных программ, обеспечивающих достойную жизнь адвокатам России.
На сайте Профсоюза дана инструкция по созданию первичной профсоюзной организации. Среди направлений деятельности Профсоюза можно выделить участие в разработке законопроектов по вопросам адвокатуры, в т.ч. в части разработки профессиональных стандартов, проведение антикоррупционной экспертизы, защиту трудовых прав адвокатов по назначению через работу правовой инспекции, организацию санаторно-курортного лечения и отдыха, работа по трудоустройству адвокатов. По информации на март 2018 года в Профсоюзе состояли более 2 тысяч членов, региональные отделения действовали более чем в 70 регионах России.
Союз адвокатов России был создан в 2014 году. Среди его целей и задач обозначен в т.ч. общественный адвокатский контроль за деятельностью руководства адвокатского сообщества, контроль за соблюдение прав адвокатов со стороны адвокатских палат. Среди направлений деятельности можно обозначить правовую экспертизу нормативных актов, защиту прав адвокатов в органах власти, обращения к органам власти по вопросам деятельности адвокатуры.
Среди новых общественных объединений адвокатов можно упомянуть Союз молодых адвокатов России, который был создан в 2018 году. Идея его создания была озвучена в 2016 году на Первом Всероссийском конгрессе молодых адвокатов, организованным Федеральной палатой адвокатов РФ. По мнению руководителей Союза, его деятельность способствует развитию института отечественной адвокатуры, сохранению ее традиций и преемственности опыта. Для того, чтобы стать участником Союза необходимо заполнить анкету на сайте общественного объединения. В состав совета входят представители Советов молодых адвокатов из 21 региона России.
Среди направлений деятельности Союза обозначены следующие:
- организация колл-центра по отобранию детей (оперативное консультирование, подготовка документов, поиск адвоката);
- проект «Адвокатский запрос» (направлен на формирование практики привлечения виновных должностных лиц к административной ответственности за - неправомерный отказ гражданину, в т.ч. адвокату, в предоставлении информации);
- организация и проведение молодежных юридических форумов;
- дискуссионный клуб «Адвокатура и общество»;
- методическая и консультационная помощь в создании Советов молодых адвокатов в регионах;
- международное сотрудничество с молодежными адвокатскими организациями.
На официальном сайте Союза представлена информация о деятельности региональных Советов. Так, в Ивановской области ведется бесплатный прием граждан, проводятся лекции для школьников и обучающихся колледжей, ведется подготовка стажеров и помощников адвокатов для сдачи квалификационного экзамена для получения статуса адвоката, организация различных мероприятий, в т.ч. шахматных турниров, круглых столов, конкурсов.
Другой новой организацией является Межрегиональная общественная организация адвокатов и юристов «Инициатива 2018». Она была создана 22 апреля 2018 года по инициативе 57 адвокатов и юристов из 20 субъектов Российской Федерации. На настоящий момент она насчитывает более 400 участников. Своей целью организация обозначила содействие развитию института адвокатуры на принципах законности, независимости, самоуправления, равноправия, нравственности, корпоративности, а также содействие защите профессиональных, социальных и иных прав и свобод российских адвокатов. В целом, деятельность ориентирована на новый уровень корпоративного взаимодействия.
Организация осуществляет несколько проектов:
- «Равноправие»: содействие восстановлению в адвокатуре демократических принципов независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов);
- «Свобода»: недопущение применения корпоративных стандартов и этики за пределами адвокатской деятельности,
- «Концепция монополии»: недопущение реализации инициатив регулирования рынка профессиональной юридической помощи, а равно изменения законодательства об адвокатуре, не отвечающим интересам адвокатов, юристов и иных граждан);
- «Гражданское общество»: взаимодействие «Инициативы 2018» с правозащитным сообществом России).
В составе организации действуют 7 тематических секций.
Таким образом, можно выделить несколько основных функций, которые осуществляют общественные объединения адвокатов. Среди них информационная (включая наличие собственного СМИ), организационная (организация и проведение мероприятий по вопросам деятельности адвокатского сообщества), экспертная (в части экспертизы нормативно-правовых актов по соответствующим темам) и правозащитная, включающая защиту прав и интересов как граждан и юридических лиц, так и непосредственно адвокатов. В какой-то степени реализация последней функции противоречит монополии Федеральной палаты адвокатов на эту деятельность, однако, общественные объединения адвокатов при защите прав и интересов физических и юридических лиц выступают не от имени организации, а от имени конкретного адвоката, а при защите интересов адвокатов, как показывает анализ официальных сайтов рассмотренных организаций, направляют обращения в соответствующие инстанции, т.е. защита принимает скорее информационный характер. Однако деятельность последней рассмотренной организации - «Инициативы 2018» - отличается от деятельности классических объединений адвокатов, она в большей степени направлена на защиту прав адвокатов, по крайней мере, она задекларирована подобным образом.
Можно предположить, что ограничение функционала напрямую связано с нормативными ограничениями. Существуют и другие недостатки в организации деятельности общественных объединений адвокатов. Так, по мнению И.Л. Трунова, общественные объединения адвокатов срослись с органами управления, т.к. руководящие посты в общественных объединениях и в обязательных организациях адвокатуры занимают одни и те же лица. Таким образом, общественные объединения адвокатов лишаются возможности осуществления функций общественного контроля. И.Л. Трунов предлагает внесение изменений в ст. 39 ФЗ № 63-ФЗ: дополнить ее возможностью осуществления общественными объединениями адвокатов общественного контроля и ввести запрет на одновременное членство в объединениях и органах управления адвокатуры. Кроме того, он предлагает законодательное закрепление обязательности обнародования результатов такого контроля и право граждан и адвокатов на открытый доступ к такой информации. Это позволит повысить ответственность и компетентность адвокатов, защитить граждан от возможного обмана при обращении к адвокату, и, при наличии необходимости, привлекать адвокатов к дисциплинарной и уголовной ответственности.
Согласно детальному плану-графику реализации на
- год и плановый период 2020 и 2021 годов государственной программы Российской Федерации «Юстиция» до конца
- года предусмотрено внесение на рассмотрение законопроекта об изменениях в № 63-ФЗ[13]. Возможно, среди прочих изменений будут внесены предложения по изменениям в деятельности общественных объединений адвокатов, которая определенно требует более детальной нормативной проработки и исключения существующих противоречий.
ШУХОВ Федор Гелиевич
старший преподаватель Петербургского государственного университета путей сообщения императора Александра I