На современном этапе развития рыночных отношений в России институт финансовой несостоятельности (банкротство) является важной и необходимой частью правовой системы.
Если до октября 2015 года банкротами себя могли объявить только юридические лица, то с внесением изменений в Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ (ред от 23.04.2018) «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) все изменилось: теперь банкротами могут стать индивидуальные предприниматели и обычные граждане.
Под банкротством физического лица понимается признание государством и кредиторами «неспособности гражданина удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».
Законодатель определяет, что для инициирования процедуры банкротства физических лиц необходимо наличие совокупных требований кредиторов к должнику в размере не менее пятисот тысяч рублей, а также просрочка их исполнения должником в течение 3 месяцев. При этом правом на обращение в суд обладает не только должник, но и конкурсный кредитор, а также уполномоченный орган.
Банкротство физических лиц: основные положения и актуальные проблемы
В соответствии с пунктом 3 статьи 213.6 Закона о банкротстве в случае, если имеются достаточные основания полагать, что с учетом планируемых поступлений денежных средств, в том числе доходов от деятельности гражданина и погашения задолженности перед ним, гражданин в течение непродолжительного времени сможет исполнить в полном объеме денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил, гражданин не может быть признан неплатежеспособным.
неплатежеспособности, отличное как от общего определения, так и от теоретической модели, служит единственной цели - завуалировать фактическое применение критерия неоплатности к отношениям банкротства граждан под видом неплатежеспособности».
Законом о банкротстве предусмотрено несколько вариантов решений, связанных с ликвидацией задолженности.
Первым способом является реструктуризация долгов, в соответствии с которой предполагается ведение моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей - по общему правилу на срок до 3 лет. При этом одно из обязательных условий принятия решения о реструктуризации для судебных органов будет наличие у гражданина источника дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов. Необходимо отметить, что гражданин будет являться банкротом и в последующие 5 лет с момента вынесения в отношении него соответствующего решения суда.
Иным способом ликвидации задолженности является реализация имущества, как показывает практика, данный метод является самым популярным сценарием при процедуре банкротства физических лиц. При этом необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 19 Обзора судебной практики Верховного суда отсутствие у гражданина имущества, за счет которого возможно пропорционально удовлетворить требования кредиторов, само по себе не является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве этого гражданина. Процедура реализации имущества в данном случае предполагает опись имущества должника, которое в последствие реализовывается на торгах, а полученная денежная сумма распределяется между кредиторами.
Данная норма ГПК РФ рассматривалась Конституционным Судом РФ в постановлении № 11-П/2012, при этом суд отметил конституционно-правовую дефектность части 1 статьи 446 ГПК РФ в той части, в которой она устанавливает безусловный иммунитет на слишком дорогие принадлежащие должникам единственные для них жилые помещения.
Но решение о признании части 1 статьи 446 ГПК РФ несоответствующей Конституции РФ Конституционным Судом принято не было, поскольку «неустановление законодателем порядка обращения взыскания на единственное жилье должника на практике приведет к использованию правоприменителем неопределенных, произвольных критериев, что нарушит права должников».
Последним способом решения вопроса с долгами гражданина при процедуре банкротства, предусмотренным Законом о банкротстве, является мировое соглашение. Оно предусматривает компромиссное решение спора. Например, кредитор вправе принять определенную (неполную) часть имущества должника, а также денежную сумму не в полном объеме, даже менее заявленной суммы долга, как надлежащее исполнение.
Банкротство гражданина предполагает ряд последствий, связанных с завершением в отношении него процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры, а именно:
- в течение пяти лет гражданин при принятии на себя обязательства по кредитным договорам, а также договорам займа должен указывать факт своего банкротства;
- в течение трех лет гражданин не имеет права занимать должности в органах управления юридического лица или каким-либо иным образом участвовать в управлении юридическим лицом;
- в течение пяти лет гражданин не вправе вновь подавать заявления и инициировать процесс банкротства.
Согласно информации национального бюро кредитных историй по данным 4 100 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по состоянию на середину марта 2018 года количество граждан, положение которых характеризуется наличием формальных признаков, предусмотренных Законом о банкротстве банкротства, то есть наличием долга в сумме 500 тысяч рублей при сроке неоплаты платежей свыше 90 дней, составило 891,36 тыс. человек. Таким образом, с середины декабря 2017 года количество потенциальных банкротов фактически не изменилось (в декабре 2017 г. - 890,92 тыс. человек).
Согласно информации Компании «ГК Основа» в 1 квартале 2017 года арбитражи зарегистрировали 7966 исков о признании граждан банкротами, а в первые три месяца 2018 года
Таким образом, из лиц, формально подпадающих под действие закона о банкротстве, обратиться в суд для признания себя банкротами решилось не более 5 %.
Очевидно, что основными проблемами при банкротстве физических лиц являются:
- Достаточно затратный характер процедуры. Например, сумма, которую должник обязан положить на депозит суда в качестве вознаграждения арбитражному управляющему составляет 25 000 рублей, а также в размер его вознаграждения входят 7 % от удовлетворенных требований кредиторов. Кроме того, необходимо отметить дополнительные расходы, такие как оплата опубликования сведений, перечень которых установлен Законом о банкротстве.
- Обширный перечень документов, прилагаемых к заявлению о признании банкротом. В частности, выписки из банков о наличии счетов, остатков денежных средств на счетах за последние три года на бумажном носителе.
Попытки упростить процедуру банкротства физических лиц до настоящего времени не привели к сколь-нибудь значимому результату. Снижение размера государственной пошлины с 6000 рублей до 300[7] при одновременном увеличении размера вознаграждения арбитражному управляющему более чем в два раза представляется сомнительной мерой популяризации процедуры банкротства.
Исходя из вышеизложенного, гражданам, являющимися потенциальными банкротами, более выгодно возвращать долги в рамках исполнительного производства, на основании соответствующего решения вопроса судом об удержании определенной части доходов.
В данном случае в целях интересов кредиторов было бы логичнее снизить размер ежемесячных удержаний из постоянного дохода в ходе исполнительного производства, например, с 50 % до 30 %, 20 % и т.д. Это мера не приведет к быстрому решению проблемы задолженности, однако будет гарантировать постепенный возврат долга для кредитной организации.
Кроме перечисленных проблем, возникающих при процедуре банкротства, можно отметить, что одновременно с финансовой защищенностью и стабильностью, граждане получают своеобразный способ ухода от обязательств, а именно у граждан появляется возможность для «невозврата» долга, взятого у банка. Это в свою очередь приведет к убыточной деятельности банков, которые будут вынуждены повышать, и без того большую, процентную ставку, чтобы покрыть возникший убыток.
Таким образом, существующую на современном этапе процедуру банкротства физических лиц отличает дороговизна, сложность и длительность процесса, а также как следствие ее проведения - ограничение в занятии определенных должностей. Снижение размера государственной пошлины на данном этапе является явно недостаточной мерой. На наш взгляд, было бы целесообразно снизить и другие взносы, связанные непосредственно с процедурой банкротства, а также сформировать институт альтернативный институту финансовых управляющих, услуги которого будут более доступны для граждан, что позволило бы сделать процедуру банкротства граждан более востребованной.
ПАВЛОВСКАЯ Юлия Владимировна
старший преподаватель кафедры частноправовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России
КУЗНЕЦОВА Наталья Владимировна
старший преподаватель кафедры частноправовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России
МАТВЕЕВА Тамара Павловна
старший преподаватель кафедры частноправовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России