Банкротство физических лиц

На современном этапе развития рыночных отношений в Рос­сии институт финансовой несостоятельности (банкротство) является важной и необходимой частью правовой системы.

Если до октября 2015 года банкротами себя могли объявить только юридические лица, то с внесением изменений в Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ (ред от 23.04.2018) «О несостоятельности (банкротстве)» (да­лее - Закон о банкротстве) все изменилось: теперь банкротами могут стать индивидуальные предприниматели и обычные граждане.

Под банкротством физического лица понимается признание государством и кредиторами «неспособности гражданина удов­летворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

Законодатель определяет, что для инициирования про­цедуры банкротства физических лиц необходимо наличие совокупных требований кредиторов к должнику в размере не менее пятисот тысяч рублей, а также просрочка их исполне­ния должником в течение 3 месяцев. При этом правом на об­ращение в суд обладает не только должник, но и конкурсный кредитор, а также уполномоченный орган.

Банкротство физических лиц: основные положения и актуальные проблемы

В соответствии с пунктом 3 статьи 213.6 Закона о банкрот­стве в случае, если имеются достаточные основания полагать, что с учетом планируемых поступлений денежных средств, в том числе доходов от деятельности гражданина и погашения задолженности перед ним, гражданин в течение непродолжи­тельного времени сможет исполнить в полном объеме денеж­ные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил, гражданин не может быть признан неплатежеспособным.

неплатежеспособности, отличное как от общего определе­ния, так и от теоретической модели, служит единственной цели - завуалировать фактическое применение критерия не­оплатности к отношениям банкротства граждан под видом неплатежеспособности».

Законом о банкротстве предусмотрено несколько вариан­тов решений, связанных с ликвидацией задолженности.

Первым способом является реструктуризация долгов, в соответствии с которой предполагается ведение моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обяза­тельствам, об уплате обязательных платежей, прекращается на­числение неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санк­ций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением текущих платежей - по общему правилу на срок до 3 лет. При этом одно из обязательных условий принятия ре­шения о реструктуризации для судебных органов будет наличие у гражданина источника дохода на дату представления плана ре­структуризации его долгов. Необходимо отметить, что гражда­нин будет являться банкротом и в последующие 5 лет с момента вынесения в отношении него соответствующего решения суда.

Иным способом ликвидации задолженности является реали­зация имущества, как показывает практика, данный метод явля­ется самым популярным сценарием при процедуре банкротства физических лиц. При этом необходимо отметить, что в соответ­ствии с пунктом 19 Обзора судебной практики Верховного суда отсутствие у гражданина имущества, за счет которого возможно пропорционально удовлетворить требования кредиторов, само по себе не является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве этого гражданина. Процедура реализации имущества в данном случае предполагает опись имущества долж­ника, которое в последствие реализовывается на торгах, а получен­ная денежная сумма распределяется между кредиторами.

Данная норма ГПК РФ рассматривалась Конституцион­ным Судом РФ в постановлении № 11-П/2012, при этом суд от­метил конституционно-правовую дефектность части 1 статьи 446 ГПК РФ в той части, в которой она устанавливает безуслов­ный иммунитет на слишком дорогие принадлежащие долж­никам единственные для них жилые помещения.

Но решение о признании части 1 статьи 446 ГПК РФ несоот­ветствующей Конституции РФ Конституционным Судом принято не было, поскольку «неустановление законодателем порядка обра­щения взыскания на единственное жилье должника на практике приведет к использованию правоприменителем неопределенных, произвольных критериев, что нарушит права должников».

Последним способом решения вопроса с долгами гражда­нина при процедуре банкротства, предусмотренным Законом о банкротстве, является мировое соглашение. Оно предусма­тривает компромиссное решение спора. Например, кредитор вправе принять определенную (неполную) часть имущества должника, а также денежную сумму не в полном объеме, даже менее заявленной суммы долга, как надлежащее исполнение.

Банкротство гражданина предполагает ряд последствий, связанных с завершением в отношении него процедуры реа­лизации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры, а именно:

  • в течение пяти лет гражданин при принятии на себя обязательства по кредитным договорам, а также договорам за­йма должен указывать факт своего банкротства;
  • в течение трех лет гражданин не имеет права занимать долж­ности в органах управления юридического лица или каким-либо иным образом участвовать в управлении юридическим лицом;
  • в течение пяти лет гражданин не вправе вновь подавать заявления и инициировать процесс банкротства.

Согласно информации национального бюро кредитных историй по данным 4 100 кредиторов, передающих сведения в Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), по состо­янию на середину марта 2018 года количество граждан, поло­жение которых характеризуется наличием формальных при­знаков, предусмотренных Законом о банкротстве банкротства, то есть наличием долга в сумме 500 тысяч рублей при сроке неоплаты платежей свыше 90 дней, составило 891,36 тыс. чело­век. Таким образом, с середины декабря 2017 года количество потенциальных банкротов фактически не изменилось (в дека­бре 2017 г. - 890,92 тыс. человек).

Согласно информации Компании «ГК Основа» в 1 квар­тале 2017 года арбитражи зарегистрировали 7966 исков о при­знании граждан банкротами, а в первые три месяца 2018 года

Таким образом, из лиц, формально подпадающих под действие закона о банкротстве, обратиться в суд для призна­ния себя банкротами решилось не более 5 %.

Очевидно, что основными проблемами при банкротстве физических лиц являются:

  1. Достаточно затратный характер процедуры. Например, сумма, которую должник обязан положить на депозит суда в ка­честве вознаграждения арбитражному управляющему составляет 25 000 рублей, а также в размер его вознаграждения входят 7 % от удовлетворенных требований кредиторов. Кроме того, необходимо отметить дополнительные расходы, такие как оплата опубликова­ния сведений, перечень которых установлен Законом о банкротстве.
  2. Обширный перечень документов, прилагаемых к заяв­лению о признании банкротом. В частности, выписки из бан­ков о наличии счетов, остатков денежных средств на счетах за последние три года на бумажном носителе.

Попытки упростить процедуру банкротства физических лиц до настоящего времени не привели к сколь-нибудь зна­чимому результату. Снижение размера государственной по­шлины с 6000 рублей до 300[7] при одновременном увеличении размера вознаграждения арбитражному управляющему бо­лее чем в два раза представляется сомнительной мерой попу­ляризации процедуры банкротства.

Исходя из вышеизложенного, гражданам, являющимися потенциальными банкротами, более выгодно возвращать дол­ги в рамках исполнительного производства, на основании со­ответствующего решения вопроса судом об удержании опре­деленной части доходов.

В данном случае в целях интересов кредиторов было бы логичнее снизить размер ежемесячных удержаний из посто­янного дохода в ходе исполнительного производства, напри­мер, с 50 % до 30 %, 20 % и т.д. Это мера не приведет к быстрому решению проблемы задолженности, однако будет гарантиро­вать постепенный возврат долга для кредитной организации.

Кроме перечисленных проблем, возникающих при проце­дуре банкротства, можно отметить, что одновременно с финан­совой защищенностью и стабильностью, граждане получают своеобразный способ ухода от обязательств, а именно у граждан появляется возможность для «невозврата» долга, взятого у банка. Это в свою очередь приведет к убыточной деятельности банков, которые будут вынуждены повышать, и без того большую, про­центную ставку, чтобы покрыть возникший убыток.

Таким образом, существующую на современном этапе процедуру банкротства физических лиц отличает дороговизна, сложность и длительность процесса, а также как следствие ее проведения - ограничение в занятии определенных должностей. Снижение размера государственной пошлины на данном этапе является явно недостаточной мерой. На наш взгляд, было бы це­лесообразно снизить и другие взносы, связанные непосредствен­но с процедурой банкротства, а также сформировать институт альтернативный институту финансовых управляющих, услуги которого будут более доступны для граждан, что позволило бы сделать процедуру банкротства граждан более востребованной.

ПАВЛОВСКАЯ Юлия Владимировна
старший преподаватель кафедры частноправовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России

КУЗНЕЦОВА Наталья Владимировна
старший преподаватель кафедры частноправовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России

МАТВЕЕВА Тамара Павловна
старший преподаватель кафедры частноправовых дисциплин Владимирского юридического института ФСИН России

Правовые онлайн консультации юристов осуществляет проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.). 

© 2018-2021. Правовые онлайн консультации юристов. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Юридическая консультация и помощь по БЕСПЛАТНОМУ тел. Россия +8 (800) 700-99-56 (доб. 995)
Московская обл, г. Москва +7 (495) 980-97-90 (доб. 597)
Ленинградская обл, г. Санкт-Петербург +7 (812) 449-45-96 (доб. 560)
в режиме online - круглосуточно!