Предоставление недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, в аренду является одним из основных способов получения неналоговых доходов в бюджет для государства, а также его субъектов, в том числе и Республики Дагестан.
Кроме того, аренда применяется для эффективного управления государственным имуществом. И в данной статье хотелось бы рассмотреть насколько эффективно такое управление государственным имуществом в Дагестане, а также другие проблемы предоставления государственного имущества в аренду.
В условиях современного российского рынка, когда налицо существование экономической нестабильности, недостаточное бюджетное финансирование для всех бюджетных организаций значительно большее значение приобретают «внебюджетные средства», которые становятся для них дополнительными по отношению к выделяемым из бюджета средствам. Так, например, для решения этих вопросов организации и образовательные учреждения прибегают к аренде как к источнику получения дополнительных доходов для своих учреждений.
Актуальные проблемы аренды государственного недвижимого имущества в республике Дагестан
При этом к аренде могут прибегать не только как к способу получения дополнительных денежных средств, но и для того, чтобы более эффективно использовать или же сохранить государственное имущество. Например, образовательные учреждения в силу того, что у них самих не хватает средств для обеспечения питания для школьников или студентов, могут сдавать в аренду помещения столовой частным лицам, которые будут следить за сохранностью имущества, закупать продукты, организовывать в учреждении питание, ну и собственно платить за аренду помещения. Как мы видим, она не только обеспечивает экономическую эффективность использования имущества, но и решает социальные вопросы в управлении, прежде всего, публичных форм собственности. С помощью минимальной арендной платы можно обеспечить доступ к собственности определённым группам населения (общественным организациям, детским спортивным клубам, ветеранам войны).
Для начала рассмотрим процесс передачи имущества в аренду. Предоставление государственного имущества в аренду несколько отличается от передачи в аренду имущества, принадлежащего частным лицам.
Как мы все знаем, в соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение, то есть передается им в хозяйственное ведение или оперативное управление. При этом государственное имущество также может составлять государственную казну Российской Федерации или же ее субъекта. И в зависимости от того, как распределено государственное имущество, находится ли он в казне или же закреплено за предприятием или учреждением, может различаться и порядок предоставления данного имущества в аренду различным лицам, смотря на осуществляемую ими деятельность.
Порядок заключения договоров аренды регламентируется статьей 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», согласно которому заключение договоров аренды государственного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество органам государственной власти, органам местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждениям, государственным внебюджетным фондам, нотариальным и адвокатским палатам, организациям, осуществляющим медицинскую и образовательную деятельность, и в других случаях. В перечисленных случаях договор аренды заключается без проведения торгов.
В таком же порядке заключается договор аренды, касающийся государственного недвижимого имущества, закрепленного за государственными предприятиями и государственными автономными учреждениями, а также государственного имущества (как недвижимого, так и движимого) государственных бюджетных и казенных учреждений и органов государственной власти. При этом автономные и бюджетные образовательные или научные учреждениям могут передавать в аренду закрепленное за ними имущество и без проведения конкурса и аукциона, если договор заключается с созданными ими хозяйственными обществами, деятельность которых заключается в практическом применении и внедрении результатов интеллектуальной деятельности, право использования которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы, и если договором установлен запрет передачи этими общества своих прав и обязанностей относительно данного имущества другим лицам. Порядок предоставления такого имущества в аренду регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2011 года № 677.
Также имущество, принадлежащее государственным образовательным учреждениям, без проведения конкурса и аукциона может быть предоставлено в аренду медицинским организациям для охраны здоровья обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, организациям общественного питания для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, физкультурно-спортивным организациям для создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
Основная цель проведения торгов для государства состоит в определении субъекта, с которым будет заключен договор аренды с последующим поступлением арендной платы в соответствующий бюджет.
В Республике Дагестан порядок передачи республиканского имущества в аренду определяется Правительством Республики Дагестан, как указывается в статье 13 Закона Республики Дагестан «Об управлении государственной собственностью Республики Дагестан».
Стоит отметить, что, как видно из вышеизложенного, порядок передачи в аренду государственного имущества зависит также еще и от того, закреплено оно за государственным учреждением или государственным унитарным предприятием, а также за каким именно учреждением и предприятием.
Например, в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 23 июня 2011 года № 205 «О порядке осуществления органами власти Республике Дагестан функции и полномочий учредителя государственного учреждения Республики Дагестан», а также в соответствии с Порядком согласования распоряжения недвижимым имуществом государственных учреждений Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 20 июля 2018 года № 98, передача в аренду государственного недвижимого имущества происходит только с согласия органа исполнительной власти Республики Дагестан, осуществляющего функции собственника государственного имущества Республики Дагестан, которым является Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан. Для согласования договора аренды недвижимого имущества учредитель государственного учреждения подготавливает и направляет в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан предложения по передаче его в аренду по договорам, типовые условия которых утверждаются Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, если иное не установлено иными нормативными правовыми актами.
Данное правило не касается государственных автономных учреждений, так как они должны согласовать с Минимуществом Дагестана распоряжение только недвижимым имуществом, закрепленным за автономным учреждением учредителем или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем на приобретение этого имущества. А приобретенное за счет средств от приносящей доходы деятельности недвижимое имущество поступает в самостоятельное распоряжение автономного учреждения и не нуждается в согласовании как со стороны учредителя, так и со стороны органа, осуществляющего функции собственника государственного имущества.
Органы государственной власти также должны согласовать заключение договора аренды государственного имущества с Минимуществом Дагестана. А распоряжение государственным имуществом, составляющим казну Республики Дагестан, осуществляется решением самого Минимущества Дагестана в инициативном порядке или по заявлениям организаций и индивидуальных предпринимателей.
При этом необходимо указать, что арендодателями по договору аренды государственного имущества выступают правообладатели такого имущества, организации, за которыми оно закреплено на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. В случае имущества казны арендодателем выступает Минимущество Дагестана.
Стоит отметить, что вплоть до 2018 года в Дагестане проводилась отрицательная практика, когда при заключении договора аренды государственного имущества арендодателем указывалась не учреждение, за которым оно закреплено, а Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан, а учреждения указывались как балансодержатели, что нарушало права этих учреждений, так как порой договоры аренды заключались и при явном нежелании и несогласии этих организаций предоставлять закрепленное за ними имущество в аренду. Заключение договоров аренды подобным образом осуществлялось в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 7 июня 2002 г. № 111 «О порядке закрепления и использования объектов государственного нежилого фонда Республики Дагестан». Данным постановлением предусматривалось, что при передаче государственного недвижимого имущества государственным учреждениям с ними необходимо заключить обязательство по оперативному управлению, которое заметно ограничивало права таких учреждений тем, что они ни коим образом не могли предоставлять закрепленное за ними имущество третьим лицам. Такие решения принимались исключительно Министерством имущественных и земельных отношений Республики Дагестан при согласовании с балансодержателем. При этом предусматривались еще и случаи, когда министерство могло и не спрашивать согласия у учредителя.
При этом стоит указать, что в соответствии со статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением. Только в этом случае он вправе распоряжаться имуществом по своему усмотрению. А статьей 298 ГК РФ, наоборот, установлено, что бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Однако некоторыми законами прямо предусмотрено право бюджетных учреждений (в частности, образовательных) сдавать в аренду госимущество. Если сопоставить положения статей 123.21, 296 и 298 ГК РФ, то получится, что госсобственник, передавший имущество в оперативное управление учреждению, тоже не вправе распоряжаться этим имуществом. Также не стоит забывать, что Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает только две стороны договора аренды - арендодателя и арендатора.
Подобная практика проводилась и с государственными унитарными предприятиями, которые владеют государственным имуществом на праве хозяйственного ведения. Высший Арбитражный суд России в 2000 году пытался прокомментировать трехсторонние договоры аренды государственного имущества, в которых унитарные предприятия указывались как балансодержатели, и счел, что участие Госкомимущества России в подписании договора аренды - это форма его согласия на передачу государственного имущества в аренду другому лицу. А ГУП-балансодержатель является фактическим арендодателем имущества независимо от того, что в тексте договора он таковым не назван.
Но Конституционный суд России выступил против таких трехсторонних договоров, указав в Определении от 2 октября 2003 г. № 384-О о том, что законодательством субъектов РФ не могут вводиться не предусмотренные ГК РФ субъекты договора аренды, такие как «балансодержатель», а также новые вещные права. Иными словами, КС РФ отметил, что понятия «балансодержатель» и, соответственно, определения его прав в ГК РФ нет, что также подтверждается Постановлением Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 21, в пункте 9 которого указывается, что собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.
На данным момент постановление Правительства Республики Дагестан от 7 июня 2002 г. № 111, как и ряд других противоречащих федеральному законодательству нормативно - правовых актов, признано утратившим силу и больше не применяется. Введен новый порядок распоряжения государственным имуществом в соответствии с уже вышеуказанным постановлением Правительства Республики Дагестан от 20 июля 2018 года № 98, а также постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 ноября 2018 г. № 167 «О некоторых вопросах управления государственной собственностью Республики Дагестан», при закреплении имущества за учреждениями больше не заключаются обязательства об оперативном управлении, но при этом ранее заключенные в силу того, что носят договорной характер, все еще не утратили силу, хоть и противоречат в некоторой своей части действующему законодательству.
При этом ранее заключенные трехсторонние договора аренды не признаны недействительными, и необходимо перезаключить договоры аренды, у которых еще не истек срок для того, чтобы привести уже установленные договорные отношения в соответствие с новым типовым договором, утвержденным Минимуществом Дагестана. При этом нельзя забывать и про учреждения, которым необходимо разъяснить порядок согласования распоряжения имуществом, указать на наличие у них права самостоятельно заключать договора аренды в зависимости от типа их правовой формы, а также от вида предоставляемого в аренду государственного имущества.
Для государства также особый интерес представляют и государственные унитарные предприятия, которые имеют немаловажное значение для экономики.
Согласно статье 18 Федерального закона «О государственных и муниципальных предприятиях», государственное предприятие не вправе сдавать его в аренду принадлежащее ему недвижимое имущество, без согласия собственника имущества государственного предприятия. При этом сдавать в аренду имущество предприятие может только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными. Казенное же предприятие субъекта Российской Федерации вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласование распоряжения недвижимым имуществом, закрепленным за унитарными предприятиями, в том числе и передача его в аренду, осуществляется на данный момент в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 20 июля 2018 г. № 100 «О мерах по повышению эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Республики Дагестан», согласно которому унитарное предприятие направляет необходимые документы в отраслевой орган исполнительной власти, в ведение которого находится, а тот, в свою очередь, обращается для согласования распоряжения недвижимым имуществом в Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан.
Летом 2018 г. в ходе деятельности Правительственной комиссии Республики Дагестан по вопросам эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Республики Дагестан у унитарных предприятий была выявлена так называемая скрытая аренда, при которой предприятия предоставляли объекты недвижимого имущества, в том числе и земельные участки, для использования физическим или юридическим лицам без согласования с Миниимуществом Дагестана, что, естественно, противозаконно. При том земельные участки по закону должны предоставляться унитарным предприятиям в аренду, а тут налицо не только скрытая аренда, а также и незаконная субаренда.
Но на сегодняшний день деятельность унитарных предприятий по распоряжению государственным недвижимым имуществом приводится в соответствии с законодательством. Помочь решению проблемы скрытой аренды может также принятие проекта Федерального закона № 554026-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)», так как при его принятии и вступления в силу большинство государственных предприятий ждет реорганизация в виде преобразования в акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью, которые как хозяйственные общества будут в соответствии со статьей 66 Гражданского кодекса Российской Федерации иметь право собственности на имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным обществом в процессе деятельности. Вопросы, касающиеся сделок с имуществом, в акционерных обществах решаются обычно на общем собрании акционеров. А распоряжение имуществом акционерных обществ, 100 % акций которых находится в собственности субъекта Российской Федерации, осуществляется с согласия представителя интересов субъекта Российской Федерации, которым является служащий органа государственной власти, осуществляющего права акционера акционерного общества. То есть процедура передачи имущества в аренду будет намного проще в силу того, что в государственной собственности будут находиться не имущество, а акции, и согласовывать заключение договора аренды с надведомственным органом и органом, осуществляющим полномочия собственника государственного имущества, не нужно.
Указанный выше законопроект уже принят Государственной Думой в первом чтении, однако есть сомнения, что он будет одобрен Советом Федерации, так как, по словам Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, противоречит Конституции Российской Федерации и нарушает принципы распределения полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами.
В заключение данной статьи хотелось бы сказать, что государственное имущество является одной из главной ценностью Республики Дагестан, и эффективное им управление привело б к развитию различных сфер деятельности, предпринимательской деятельности, улучшению жизни граждан, способствовало бы наибольшей реализации ими своих прав и свобод. Мы надеемся, что все больше и больше граждан и юридических лиц смогут получить в аренду недвижимость для осуществления ими предпринимательской деятельности, для чего необходимо максимально уменьшить сроки согласования распоряжения недвижимым имуществом с соответствующими органами власти, устранить все противоречия, возникающие при распоряжении государственным имуществом вследствие приведения регионального законодательства в соответствии с федеральным, сделать деятельность органов государственной власти в Дагестане более открытой для граждан и заявителей.
ОСМАНОВ Осман Абдулмуслимович
кандидат юридических наук, доцент, преподаватель кафедры гражданского права и процесса Юридического института Дагестанского государственного университета
АБДУЛМУСЛИМОВА Жамиля Исаевна
магистрант Юридического института Дагестанского государственного университета