Под административным делом предлагаем понимать индивидуально-конкретное дело, разрешаемое в сфере государственного управления федеральными и региональными органами исполнительной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Административные дела возможно разделить на две категории, возникающие из позитивных и деликатных правоотношений. В первом случае, преимущественно, отношения возникают по инициативе физических и юридических лиц, с целью реализации принадлежащих им субъективных прав. Во втором случае, правоотношения возникают по воли любой из сторон участников публичных правоотношений.
Напомним, что административные правоотношения являются юридически властными, характеризуются неравенством сторон, при этом каждому участнику предоставлены равные права по защите своих прав и законных интересов.
Российская Федерация приняв на себя обязанность по защите прав и свобод человека и гражданина гарантирует их обеспечение. Одной из форм обеспечения прав и свобод граждан при рассмотрении административного дела является предоставления открытого доступа к информации о порядке выполнения государственных функций и процедурах рассмотрения заявлений и ходатайств, другие формы представлены реализацией конституционных гарантий на получение юридической помощи, защиту своих интересов, как в судебном, так и в административном порядке.
Законодательные акты Российской Федерации реализуя конституционное положение предусматривают право на защиту, адвоката, юридическую помощь, более того в отдельных случаях законодатель обязывает оказывать такую помощь бесплатно.
Анализ законодательных актов Российской Федерации в области предоставления юридической помощи, позволяет констатировать, что при необходимости получения юридической помощи по существу административного дела в рамках позитивных публичных правоотношений физическим и юридическим лицам возможно только на платной основе. Исключения составляют субъекты государственной опеки по вопросам, перечень которых определен Федеральным законом № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Наряду с этим, при рассмотрении административного дела, возникшего в результате спора между участниками и подлежащего рассмотрению в порядке определенном Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предоставления юридической помощи не предусмотрено.
Детального рассмотрения заслуживают положения КАС РФ и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части касающейся механизма реализации прав граждан на квалифицированную юридическую помощь. Так, в частности, в соответствии со ст.ст. 54, 55 КАС России участники административного дела вправе вести свои дела лично и (или) через представителей, в случае если последние имеют высшее юридическое образование. Требование к юридическому образованию явилось предметом неоднократного оспаривания в Конституционном Суде Российской Федерации, как положения нарушающие Конституцию Российской Федерации. Однако, орган судебного контроля не приклонен, защита в суде должна осуществляться лицом, имеющим высшее юридическое образование и не усматривает противоречий норм КАС России нормам Конституции РФ.
Не разделяя позицию законодателя и Конституционного Суда, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в 2017 г. инициировала разработку Правительством РФ предложений о внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части исключения требования к административному истцу и его представителю иметь высшее юридическое образование. Однако, законодатель в рассматриваемом вопросе проявляет принципиальность, со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции ч.1 ст. 55 КАС РФ подлежит применению с учетом внесенного дополнения о возможности участия в качестве представителя лицо, имеющее ученую степень по юридической специальности».
В данном случае, мы разделяем позицию законодателя. Поскольку рассматриваемая категория дел имеет ряд особенностей, с которыми разбираться лицу, не обладающему определёнными познаниями весьма затруднительно и с целью защиту участников административного судопроизводства столь строгий государственный подход весьма оправдан.
КАС РФ предусматривает возможность назначения представителя судом, в случаях: если не известно место жительства ответчика; отсутствия представителя административного ответчика, в отношении которого решаются вопросы об оказании психиатрической помощи и психиатрическом освидетельствовании в принудительном порядке.
Соответственно, если физическому лицу, не отнесенному к перечню лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, необходима правовая помощь, то он разрешает этот вопрос без участия государства. В случае выигрыша административной тяжбы, в соответствии со статьей 112 КАС РФ он вправе получить возмещения понесенных расходов за счет средств противной стороны в разумных пределах. При этом необходимо отметить, что нормы КАС РФ и 342 Федерального закона ставят реализацию права на юридическую помощь в прямую зависимость от материального положения участников. Ни в коей мере не подвергая сомнениям положения о правах малоимущих граждан на получение бесплатной помощи, отметим, что ценообразование услуг юридических организаций и адвокатских формирований в настоящее время свободны от государственного регулирования и возможностью оплатить квалифицированную юридической помощью на территории Российской Федерации обладает не каждый гражданин. Вместе с тем, возмещение расходов на оплату услуг представителя определяемых, судом в большинстве случаях не покрывают фактических затрат.
Не представляется возможным заявить ходатайство о предоставления адвоката по назначению и при производстве по делу об административном правонарушении. Более того в отличие от КАС РФ расходы на оплату представителя и защитника не отнесены к судебным издержкам и вследствие, этого не могут быть компенсированы государством.
С учетом изложенного, считаем, что законодатель не предусмотрел действенного механизма по реализации конституционных прав граждан на квалифицированную юридическую помощь в административном деле, рассматриваемом в судебном порядке. С целью реализации конституционных положений о равенстве граждан, о гарантированности на судебную защиту и квалифицированной юридическую помощи представляется целесообразным предусмотреть возможность назначения представителя (адвоката) по ходатайству физического лица при рассмотрении административно-юрисдикционного дела, как в судебном, так и в административном порядке.
Практическое разрешение обозначенных проблем представляется возможным внесением соответствующих изменений в КАС РФ, КоАП России, Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре и Постановление Правительства РФ от 04.03.2003 № 140
ВИЦКЕ Регина Эдуардовна
кандидат юридических наук, доцент, старший преподаватель кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России
МАМЛЕЕВА Дилара Радиковна
кандидат юридических наук, доцент кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России