Юридическая помощь по административным делам

Под административным делом предлагаем понимать индивидуально-конкретное дело, разрешаемое в сфере госу­дарственного управления федеральными и региональными органами исполнительной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Административные дела возможно разделить на две ка­тегории, возникающие из позитивных и деликатных право­отношений. В первом случае, преимущественно, отношения возникают по инициативе физических и юридических лиц, с целью реализации принадлежащих им субъективных прав. Во втором случае, правоотношения возникают по воли лю­бой из сторон участников публичных правоотношений.

Напомним, что административные правоотношения являются юридически властными, характеризуются неравен­ством сторон, при этом каждому участнику предоставлены равные права по защите своих прав и законных интересов.

Российская Федерация приняв на себя обязанность по защите прав и свобод человека и гражданина гарантирует их обеспечение. Одной из форм обеспечения прав и свобод граждан при рассмотрении административного дела являет­ся предоставления открытого доступа к информации о по­рядке выполнения государственных функций и процедурах рассмотрения заявлений и ходатайств, другие формы пред­ставлены реализацией конституционных гарантий на полу­чение юридической помощи, защиту своих интересов, как в судебном, так и в административном порядке.

Законодательные акты Российской Федерации реализуя кон­ституционное положение предусматривают право на защиту, адво­ката, юридическую помощь, более того в отдельных случаях законо­датель обязывает оказывать такую помощь бесплатно.

Анализ законодательных актов Российской Федерации в области предоставления юридической помощи, позволяет кон­статировать, что при необходимости получения юридической помощи по существу административного дела в рамках пози­тивных публичных правоотношений физическим и юридиче­ским лицам возможно только на платной основе. Исключения составляют субъекты государственной опеки по вопросам, пере­чень которых определен Федеральным законом № 324-ФЗ «О бес­платной юридической помощи в Российской Федерации».

Наряду с этим, при рассмотрении административного дела, возникшего в результате спора между участниками и подлежащего рассмотрению в порядке определенном Фе­деральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предоставления юридиче­ской помощи не предусмотрено.

Детального рассмотрения заслуживают положения КАС РФ и Кодекса Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях, в части касающейся механизма реализации прав граждан на квалифицированную юридиче­скую помощь. Так, в частности, в соответствии со ст.ст. 54, 55 КАС России участники административного дела вправе ве­сти свои дела лично и (или) через представителей, в случае если последние имеют высшее юридическое образование. Требование к юридическому образованию явилось предме­том неоднократного оспаривания в Конституционном Суде Российской Федерации, как положения нарушающие Кон­ституцию Российской Федерации. Однако, орган судебного контроля не приклонен, защита в суде должна осуществлять­ся лицом, имеющим высшее юридическое образование и не усматривает противоречий норм КАС России нормам Кон­ституции РФ.

Не разделяя позицию законодателя и Конституционно­го Суда, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации в 2017 г. инициировала разработку Правитель­ством РФ предложений о внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федера­ции в части исключения требования к административно­му истцу и его представителю иметь высшее юридическое образование. Однако, законодатель в рассматриваемом вопросе проявляет принципиальность, со дня начала дея­тельности кассационных судов общей юрисдикции и апел­ляционных судов общей юрисдикции ч.1 ст. 55 КАС РФ подлежит применению с учетом внесенного дополнения о возможности участия в качестве представителя лицо, имею­щее ученую степень по юридической специальности».

В данном случае, мы разделяем позицию законодателя. Поскольку рассматриваемая категория дел имеет ряд осо­бенностей, с которыми разбираться лицу, не обладающему определёнными познаниями весьма затруднительно и с це­лью защиту участников административного судопроизвод­ства столь строгий государственный подход весьма оправдан.

КАС РФ предусматривает возможность назначения представителя судом, в случаях: если не известно место жи­тельства ответчика; отсутствия представителя администра­тивного ответчика, в отношении которого решаются вопросы об оказании психиатрической помощи и психиатрическом освидетельствовании в принудительном порядке.

Соответственно, если физическому лицу, не отнесенно­му к перечню лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, необходима правовая помощь, то он разрешает этот вопрос без участия государства. В случае выигрыша административной тяжбы, в соответствии со ста­тьей 112 КАС РФ он вправе получить возмещения понесен­ных расходов за счет средств противной стороны в разумных пределах. При этом необходимо отметить, что нормы КАС РФ и 342 Федерального закона ставят реализацию права на юридическую помощь в прямую зависимость от материаль­ного положения участников. Ни в коей мере не подвергая со­мнениям положения о правах малоимущих граждан на по­лучение бесплатной помощи, отметим, что ценообразование услуг юридических организаций и адвокатских формирова­ний в настоящее время свободны от государственного регу­лирования и возможностью оплатить квалифицированную юридической помощью на территории Российской Федера­ции обладает не каждый гражданин. Вместе с тем, возмеще­ние расходов на оплату услуг представителя определяемых, судом в большинстве случаях не покрывают фактических за­трат.

Не представляется возможным заявить ходатайство о предоставления адвоката по назначению и при производстве по делу об административном правонарушении. Более того в отличие от КАС РФ расходы на оплату представителя и за­щитника не отнесены к судебным издержкам и вследствие, этого не могут быть компенсированы государством.

С учетом изложенного, считаем, что законодатель не пред­усмотрел действенного механизма по реализации конституци­онных прав граждан на квалифицированную юридическую по­мощь в административном деле, рассматриваемом в судебном порядке. С целью реализации конституционных положений о равенстве граждан, о гарантированности на судебную защиту и квалифицированной юридическую помощи представляет­ся целесообразным предусмотреть возможность назначения представителя (адвоката) по ходатайству физического лица при рассмотрении административно-юрисдикционного дела, как в судебном, так и в административном порядке.

Практическое разрешение обозначенных проблем пред­ставляется возможным внесением соответствующих измене­ний в КАС РФ, КоАП России, Закон об адвокатской деятель­ности и адвокатуре и Постановление Правительства РФ от 04.03.2003 № 140

ВИЦКЕ Регина Эдуардовна
кандидат юридических наук, доцент, старший преподаватель кафедры конституционного права Уфимского юридического института МВД России

МАМЛЕЕВА Дилара Радиковна
кандидат юридических наук, доцент кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России

Правовые онлайн консультации юристов осуществляет проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.). 

© 2018-2020. Правовые онлайн консультации юристов. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Юридическая консультация и помощь по БЕСПЛАТНОМУ тел. Россия +8 (800) 700-99-56 (доб. 995)
Московская обл, г. Москва +7 (495) 980-97-90 (доб. 597)
Ленинградская обл, г. Санкт-Петербург +7 (812) 449-45-96 (доб. 560)
в режиме online - круглосуточно!