Изначально в период становления рыночной экономики в России 90-х годов 20 века данная сфера деятельности не имела узкоспециализированного законодательного регулирования и была относительно свободной, что позволяло развивать данную отрасль экономики в любом из субъектов Российской Федерации. Кардинальные изменения произошли с принятием Федерального закона № 244-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О государственном
регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Данный закон определил, что государственно-правовая политика в сфере организации и проведения азартных игр направлена на их разрешение исключительно в специально отведенных игорных зонах, сопровождающееся жестким административным этого правила. Тысячи рассмотренных судами дел, где применялось законодательство об административных правонарушениях в связи со случаями незаконного предпринимательства в сфере игорного бизнеса, демонстрируют общую правовую позицию, заключающуюся в том, что как бы ни именовались действия организаторов и игроков (лотереями, пари, турнирами и т.д.), если они отвечают общей схеме поведения, оговоренной Федеральным законом № 244-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», то считаются азартными играми и зачастую квалифицируются соответствующим образом. Соответственно на основании положений статьи 9 вышеназванного закона в России создано пять игорных зон, где разрешена деятельность игорных заведений для проведения азартных игр. А именно это Алтайский край, Краснодарский край, Приморский край, Калининградская область, Республика Крым. При этом на территории одного субъекта Российской Федерации может быть создано не более одной игорной зоны. В случае, если игорная зона включает в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не могут быть созданы другие игорные зоны. Порядок создания и ликвидации игорных зон, а также их наименования, границы, иные параметры игорных зон определяются Правительством Российской Федерации. В соответствии с данным положением с 2007 года на протяжении пяти лет шло строительство инфраструктуры и самих первых игорных заведений, соответственно к 2012 году в том или ином объеме начали функционировать четыре игорные зоны (за исключением Республики Крым, так как он находился в составе Украины). Наиболее успешной игорной зоной оказалась «Азов-Сити» на территории Краснодарского края. Изначально на территории «Азов-Сити» было построено три казино, «Оракул», «Шамбала» и «Нирвана», они были построены буквально в чистом поле, в депрессивном районе Краснодарского края. До ближайшего города, Ейска, где живет 85 тысяч человек, 90 километров, до Ростова-на-Дону - почти 200 километров, до Краснодара - 270. Однако, несмотря на столь «пустынное» расположение «Азов-Сити» стал процветающей зоной. Посетителями «Азов-Сити» сразу же стали жители окрестностей, Ростова- на-Дону, Краснодара, Ставрополя, да и почти всех городов Северного Кавказа. Однако российское законодательство, отличающееся завидной нестабильностью решило в очередной раз поменять правила игры и изменить место расположение игорной зоны на территории Краснодарского края с нынешнего «Азов-Сити» на территорию Красной поляны в городе Сочи.
Актуальные проблемы государственно-правового регулирования игорного бизнеса в России
Идея игорной зоны в Сочи принадлежит главе Сбербанка Герману Грефу. Крупнейший государственный банк получил контроль над курортом «Горки-Город» (бывшая «Горная карусель»), когда предыдущие инвесторы не смогли достроить объект и попали под уголовное преследование. В итоге Сбербанк стал обладателем самой крупной в Красной Поляне недвижимости, включая четыре пятизвездочных отеля, общей стоимостью 80 млрд рублей. Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину изначально данная идея не понравилась. На совещании в феврале 2014 года он говорил, что Сочи - центр семейного отдыха, а вокруг игорных зон формируется «определенный контингент». Однако позже Президент России изменил свое мнение и поручил властям Краснодарского края проработать вопрос открытия казино в Сочи. Аргументация инвесторов, переубедивших Президента, понятна. Тот же «Горки-Город» включает 6,5 тысяч мест. Сейчас заполнены две трети. В общем, «Горки-Город» очень нуждается в игорной зоне, чтобы не превратиться в очередной олимпийский пустырь. В конечном итоге, данная инициатива получила свое законодательное закрепление. Был принят Федеральный закон от 01.05.2016 № 121-ФЗ «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Согласно положениям этого закона игорная зона «Азов-Сити» ликвидируется. Однако изначально часть 7 статьи 9 Федерального закона № 244-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предусматривала правило, согласно которому срок действия игорных зон не может быть ограничен. Соответственно уже установленные игорные зоны должны действовать вечно или точнее говоря - неопределенный срок. Данное правило выступало в качестве правовой гарантии безопасности инвестиций в развитие данной отрасли экономики и позволяло развивать выбранное направление без опаски того, что государство изменит правила игры. Вместе с тем, в мае 2016 года часть 7 статьи 9 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» была дополнена положением о том, что решение о ликвидации игорной зоны не может быть принято Правительством России до истечении десяти лет с момента её создания, что в свою очередь попросту нивелировало ранее закрепленную норму. В результате сложившейся ситуации субъекты предпринимательской деятельности, вложившие многомиллиардные инвестиции в развитие игорной зоны «Азов-Сити», оказались в критической ситуации, ибо согласно действующему правилу игорную зону можно ликвидировать уже 30.12.2017 года. Однако Российская Федерация, принимая решение о ликвидации данной игорной зоны и переносе её в Сочи, прекрасно понимала, что за таким решением последуют обоснованные требования о компенсациях из федерального бюджета, и чтобы смягчить «удар» как по бизнесу, так и по бюджету Российской Федерации, в Федеральном законе от 01.05.2016 № 121-ФЗ «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что игорная зона на территории Краснодарского края «Азов-Сити» подлежит ликвидации до 1 января 2019 года. Таким образом, бизнесу была дана возможность спокойно и без спешки завершить свою деятельность в «Азов-Сити» и переориентироваться на новое место расположение игорной зоны в городе Сочи. Однако данная мера все равно является лишь временной и не предотвратит те убытки, которые понесли и ещё понесут инвесторы, вложившие в развитие данной игорной зоны. Примерная сумма потерь частного бизнеса составляет около 10 миллиардов рублей, которые так или иначе будут компенсироваться через Министерство финансов Российской Федерации. Представляется, что подобные решения, принимаемые государством, относятся не к области государственно-правовой политики, где учитываются национальные интересы, а к сфере интереса узкой группы лиц. Более того, Российская Федерация по форме своего территориального устройства является федеративным государством, регулирование подобных вопросов вообще должно осуществляться на уровне федерации лишь в самых общих моментах, а конкретика, в том числе и конкретное месторасположение игорной зоны исходя из конституционного принципа субсидиарности, должно регламентироваться непосредственно самим субъектом Российской Федерации.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Прежде всего, организация и проведение азартных игр в России прошло долгий путь от полного отсутствия правового регулирования до жесткого административно-правового регулирования. Игорный бизнес стал одной из отраслей экономики, которая является легальной только в строго отведенных игорных зонах. Частные инвесторы в очередной раз поверив государству осуществили многомиллиардные вложения в фундаментальные стройки и развитие инфраструктуры. Государство же в очередной раз нарушило свое обещание не менять правила игры для инвесторов исходя из сиюминутной выгоды и взглядов узкой группы людей. Наконец, целесообразным выходом из сложившейся ситуации могли быть изменения в статье 9 Федерального закона № 244- ФЗ от 29 декабря 2006 года «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» позволяющие в качестве исключения создать на территории Краснодарского края две игорные зоны. Именно такой подход к государственно-правовому регулированию позволил бы сформировать в России подлинно федеративное, демократическое и открытое для ведения бизнеса государство в котором существует подлинное уважение прав и свобод человека и гражданина.
ЗАВГОРОДНИЙАндрей Геннадьевич
преподаватель кафедры физической подготовки Барнаульского юридического института МВД России
КОЛЕНКО Роман Сергеевич
преподаватель кафедры физической подготовки Барнаульского юридического института МВД России
МАТВЕЙЧУК Николай Станиславович
преподаватель кафедры физической подготовки Барнаульского юридического института МВД России