Регулирование игорного бизнеса в России

Изначально в период ста­новления рыночной экономики в России 90-х годов 20 века данная сфера деятельности не имела узкоспециализирован­ного законодательного регулирования и была относительно свободной, что позволяло развивать данную отрасль эконо­мики в любом из субъектов Российской Федерации. Карди­нальные изменения произошли с принятием Федерального закона № 244-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О государственном

регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законо­дательные акты Российской Федерации». Данный закон определил, что государ­ственно-правовая политика в сфере организации и про­ведения азартных игр на­правлена на их разрешение исключительно в специ­ально отведенных игорных зонах, сопровождающееся жестким административным этого правила. Тысячи рассмотренных судами дел, где при­менялось законодательство об административных правона­рушениях в связи со случаями незаконного предпринима­тельства в сфере игорного бизнеса, демонстрируют общую правовую позицию, заключающуюся в том, что как бы ни именовались действия организаторов и игроков (лотерея­ми, пари, турнирами и т.д.), если они отвечают общей схеме поведения, оговоренной Федеральным законом № 244-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О государственном регулировании де­ятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», то считаются азартными играми и зачастую квалифицируются соответствующим образом. Соответственно на основании положений статьи 9 выше­названного закона в России создано пять игорных зон, где разрешена деятельность игорных заведений для проведе­ния азартных игр. А именно это Алтайский край, Красно­дарский край, Приморский край, Калининградская область, Республика Крым. При этом на территории одного субъ­екта Российской Федерации может быть создано не более одной игорной зоны. В случае, если игорная зона включает в себя части территорий нескольких субъектов Российской Федерации, на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации не могут быть созданы другие игор­ные зоны. Порядок создания и ликвидации игорных зон, а также их наименования, границы, иные параметры игор­ных зон определяются Правительством Российской Федера­ции. В соответствии с данным положением с 2007 года на протяжении пяти лет шло строительство инфраструктуры и самих первых игорных заведений, соответственно к 2012 году в том или ином объеме начали функционировать че­тыре игорные зоны (за исключением Республики Крым, так как он находился в составе Украины). Наиболее успешной игорной зоной оказалась «Азов-Сити» на территории Крас­нодарского края. Изначально на территории «Азов-Сити» было построено три казино, «Оракул», «Шамбала» и «Нир­вана», они были построены буквально в чистом поле, в де­прессивном районе Краснодарского края. До ближайшего города, Ейска, где живет 85 тысяч человек, 90 километров, до Ростова-на-Дону - почти 200 километров, до Краснодара - 270. Однако, несмотря на столь «пустынное» расположе­ние «Азов-Сити» стал процветающей зоной. Посетителями «Азов-Сити» сразу же стали жители окрестностей, Ростова- на-Дону, Краснодара, Ставрополя, да и почти всех городов Северного Кавказа. Однако российское законодательство, отличающееся завидной нестабильностью решило в очеред­ной раз поменять правила игры и изменить место располо­жение игорной зоны на территории Краснодарского края с нынешнего «Азов-Сити» на территорию Красной поляны в городе Сочи.

Актуальные проблемы государственно-правового регулирования игорного бизнеса в России

Идея игорной зоны в Сочи принадлежит главе Сбербанка Герману Грефу. Крупнейший государственный банк получил контроль над курортом «Горки-Город» (бывшая «Горная ка­русель»), когда предыдущие инвесторы не смогли достроить объект и попали под уголовное преследование. В итоге Сбер­банк стал обладателем самой крупной в Красной Поляне не­движимости, включая четыре пятизвездочных отеля, общей стоимостью 80 млрд рублей. Президенту Российской Федера­ции Владимиру Владимировичу Путину изначально данная идея не понравилась. На совещании в феврале 2014 года он го­ворил, что Сочи - центр семейного отдыха, а вокруг игорных зон формируется «определенный контингент». Однако позже Президент России изменил свое мнение и поручил властям Краснодарского края проработать вопрос открытия казино в Сочи. Аргументация инвесторов, переубедивших Президен­та, понятна. Тот же «Горки-Город» включает 6,5 тысяч мест. Сейчас заполнены две трети. В общем, «Горки-Город» очень нуждается в игорной зоне, чтобы не превратиться в очередной олимпийский пустырь. В конечном итоге, данная инициати­ва получила свое законодательное закрепление. Был принят Федеральный закон от 01.05.2016 № 121-ФЗ «О внесении из­менения в статью 9 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законода­тельные акты Российской Федерации». Согласно положениям этого закона игорная зона «Азов-Сити» ликвидируется. Одна­ко изначально часть 7 статьи 9 Федерального закона № 244-ФЗ от 29 декабря 2006 года «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Рос­сийской Федерации» предусматривала правило, согласно ко­торому срок действия игорных зон не может быть ограничен. Соответственно уже установленные игорные зоны должны действовать вечно или точнее говоря - неопределенный срок. Данное правило выступало в качестве правовой гарантии без­опасности инвестиций в развитие данной отрасли экономики и позволяло развивать выбранное направление без опаски того, что государство изменит правила игры. Вместе с тем, в мае 2016 года часть 7 статьи 9 Федерального закона «О государ­ственном регулировании деятельности по организации и про­ведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» была допол­нена положением о том, что решение о ликвидации игорной зоны не может быть принято Правительством России до ис­течении десяти лет с момента её создания, что в свою очередь попросту нивелировало ранее закрепленную норму. В резуль­тате сложившейся ситуации субъекты предпринимательской деятельности, вложившие многомиллиардные инвестиции в развитие игорной зоны «Азов-Сити», оказались в критической ситуации, ибо согласно действующему правилу игорную зону можно ликвидировать уже 30.12.2017 года. Однако Российская Федерация, принимая решение о ликвидации данной игор­ной зоны и переносе её в Сочи, прекрасно понимала, что за таким решением последуют обоснованные требования о ком­пенсациях из федерального бюджета, и чтобы смягчить «удар» как по бизнесу, так и по бюджету Российской Федерации, в Федеральном законе от 01.05.2016 № 121-ФЗ «О внесении из­менения в статью 9 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законо­дательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что игорная зона на территории Краснодарского края «Азов-Си­ти» подлежит ликвидации до 1 января 2019 года. Таким обра­зом, бизнесу была дана возможность спокойно и без спешки завершить свою деятельность в «Азов-Сити» и переориентироваться на новое место расположение игорной зоны в городе Сочи. Однако данная мера все равно является лишь временной и не предотвратит те убытки, которые понесли и ещё поне­сут инвесторы, вложившие в развитие данной игорной зоны. Примерная сумма потерь частного бизнеса составляет около 10 миллиардов рублей, которые так или иначе будут компен­сироваться через Министерство финансов Российской Федера­ции. Представляется, что подобные решения, принимаемые государством, относятся не к области государственно-право­вой политики, где учитываются национальные интересы, а к сфере интереса узкой группы лиц. Более того, Российская Федерация по форме своего территориального устройства яв­ляется федеративным государством, регулирование подобных вопросов вообще должно осуществляться на уровне федера­ции лишь в самых общих моментах, а конкретика, в том чис­ле и конкретное месторасположение игорной зоны исходя из конституционного принципа субсидиарности, должно регла­ментироваться непосредственно самим субъектом Российской Федерации.

На основании вышеизложенного можно сделать сле­дующие выводы. Прежде всего, организация и проведение азартных игр в России прошло долгий путь от полного от­сутствия правового регулирования до жесткого администра­тивно-правового регулирования. Игорный бизнес стал одной из отраслей экономики, которая является легальной только в строго отведенных игорных зонах. Частные инвесторы в оче­редной раз поверив государству осуществили многомилли­ардные вложения в фундаментальные стройки и развитие инфраструктуры. Государство же в очередной раз нарушило свое обещание не менять правила игры для инвесторов исходя из сиюминутной выгоды и взглядов узкой группы людей. На­конец, целесообразным выходом из сложившейся ситуации могли быть изменения в статье 9 Федерального закона № 244- ФЗ от 29 декабря 2006 года «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» позволяющие в качестве исключе­ния создать на территории Краснодарского края две игорные зоны. Именно такой подход к государственно-правовому ре­гулированию позволил бы сформировать в России подлинно федеративное, демократическое и открытое для ведения биз­неса государство в котором существует подлинное уважение прав и свобод человека и гражданина.

ЗАВГОРОДНИЙАндрей Геннадьевич
преподаватель кафедры физической подготовки Барнаульского юридического института МВД России

КОЛЕНКО Роман Сергеевич
преподаватель кафедры физической подготовки Барнаульского юридического института МВД России

МАТВЕЙЧУК Николай Станиславович
преподаватель кафедры физической подготовки Барнаульского юридического института МВД России

Правовые онлайн консультации юристов осуществляет проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.). 

© 2019. Правовые онлайн консультации юристов. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Юридическая консультация и помощь по БЕСПЛАТНОМУ тел. Россия +8 800 500-27-29 (доб. 507)
Московская обл, г. Москва +7 499 653-60-72 (доб. 665)
Ленинградская обл, г. Санкт-Петербург +7 812 426-14-07 (доб. 423)
в режиме online - круглосуточно!