что в свою очередь, может повлечь тяжелые последствия для человека и общества в целом. Так за 8 месяцев 2017 года статистика привлечения по статье 12.17 КоАП РФ показывает снижение числа нарушителей. По части первой этой статьи оштрафовано 1,8 тысяч человек (в 2016 году 2,2 тысячи водителей). Обусловлено это на наш взгляд определенными проблемами, как в законодательстве, так и в правоприменительной деятельности.
В ПДД РФ отсутствует понятие «преимущество», но имеется термин «уступить дорогу (не создавать помех)» - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
Административная ответственность за непредоставление преимущества в движении транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами
Согласно п. 3.2 ПДД при приближении транспортного средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства. При приближении транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств). На сопровождаемых транспортных средствах должен быть включен ближний свет фар.
Водители транспортных средств, выполняющих неотложное служебное задание и осуществляющих движение с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами, в свою очередь, согласно разделу 3 ПДД имеют право отступать от требований раздела 6 ПДД РФ - в части сигналов светофора (но не регулировщика); разделов 8-18 ПДДРФ - начало движения, маневрирование, расположение транспортных средств на проезжей части, скорость движения, обгон, опережение, встречный разъезд, остановка и стоянка, проезд перекрестков, пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств, движение через железнодорожные пути, движение по автомагистралям, движение в жилых зонах и приоритет маршрутных транспортных средств; приложений 1 и 2 к ПДД РФ (приложение 1 - Дорожные знаки и приложение 2 - Дорожная разметка и ее характеристики).
Водителям спецавтомобилей данное право предоставляется при условии обеспечения безопасности дорожного движения. Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу.
На транспортных средствах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Военной автомобильной инспекции дополнительно к проблесковому маячку синего цвета может быть включен проблесковый маячок красного цвета. Этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопровождаемых транспортными средствами, имеющими нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом.
От поведения каждого участника дорожного движения, в основном водителя транспортного средства зависит порой жизнь и здоровье граждан, нуждающихся в помощи спецслужб. Управление транспортными средствами несет в себе риск в сфере безопасности дорожного движения при любых условиях, и насколько он будет высок, зависит от того, насколько внимательны, опытны, осторожны, готовы соблюдать Правила дорожного движения водители транспортных средств.
За непредоставление преимущества в движении транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами предусмотрена административная ответственность по ст. 12.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Первая часть указанной статьи регламентирует непредоставление преимущества в движении транспортному средству с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, за совершение которого законодатель устанавливает административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа в размере пятисот рублей. Вторая же часть, закрепляет непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, совершение данного деяния влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
Сотрудники ГИБДД периодически проводят профилактическую операцию «Маячок» с целью установления фактов непредоставления приоритета в движении автомобилям с включенными проблесковыми маячками синего (сине-красного) цвета и специальным звуковым сигналом.
Так, например, В городе Екатеринбурге в сентябре текущего года было проведено данное оперативно-профилактическое мероприятие, в ходе которого сотрудники ГИБДД пресекали нарушения ПДД, связанные с непредоставлением преимущества в движении автомобилю спецслужб. В спецоперации был задействован автомобиль пожарной службы с включенными звуковыми и световыми сигналами, за которым следовали пять экипажей специализированной роты ДПСУ- ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области. Сотрудники полиции вели видеосъемку, которая впоследствии стала доказательной базой при предъявлении нарушения водителям транспортных средств, которые не предоставили пожарному спецавтомобилю преимущества в движении.
За время проведения операции «Маяк» в течение дня спецавтомобиль не пропустили 16 водителей. Сотрудниками ГИБДД на водителей были составлены соответствующие административные материалы за нарушение ПДД.
Госавтоинспекция подобными мероприятиями доводит до сознания других водителей о важности предоставления преимущества спецавтомобилю, потому как именно от предоставления преимущества в движении автомобилям спецслужб зависит то, как быстро к месту происшествия прибудут спасатели или медики, а сотрудники полиции - к месту совершения преступления.
По официальным статистическим данным ГИБДД МВД России только в Москве за 2016 год было возбуждено 224 дела об административном правонарушении по части 2 статьи 12.17 КоАП РФ «Непредставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом» в отношении водителей, которые не предоставили право преимущественного движения автомобилям оборудованным специальными цветографическими схемами, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом. Причем, это лишь те инциденты, когда водителю спецавтомобиля пришлось обращаться в ГИБДД. На самом же деле, реальное количество ситуаций, когда водителю спецавтомобиля приходилось столкнуться с препятствиями на дороге, вызванными другими участниками дорожного движения, было за год гораздо больше.
Опять же, в случае наступления тяжких последствий отдельные нарушения становится резонансными делами. Например, в случае произошедшем в г. Петропавловск-Кам- чатский 10 января 2017 года непредоставление водителем на проезжей части преимущества автомобилю скорой медицинской помощи, спешащему на вызов, повлекло впоследствии смерть 21-однолетнего пациента, нуждающегося в экстренной медицинской помощи.
В связи с чем, депутаты от фракции Единая Россия, выступили с предложением внести поправки в Уголовный кодекс РФ и дополнить статью 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» частью 1.1, согласно которой уголовную ответственность будут нести водители, не предоставившие преимущества в движении транспортному средству с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека, а также в случае, если указанные действия совершены в состоянии алкогольного опьянения».
Авторы законопроекта предлагают привлекать к уголовной ответственности таких лиц, наказывая ограничением свободы на срок от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет.
Таким образом, учитывая вид и размер предлагаемых депутатами санкций, данное преступление будет относиться к преступлениям небольшой тяжести, и реализовываться в случае наступления тяжких последствий или смерти в результате непредоставление преимущества в движении спецавтомобилю, при условии, если между действиями водителя, который своими неправомерными действиями создавал помехи движению спецавтомобиля, и последствиями (причинение вреда третьим лицам) имеется причинная связь. Например, воспрепятствование водителем проезду машине скорой медицинской помощи и не обеспечение её свободного проезда привело к неоказанию должной медицинской помощи, причинив тема самым тяжкий вред здоровью либо смерть человеку.
На наш взгляд, учитывая характер последствий непредоставления преимущества в движении транспортному средству, имеющему специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом в виде тяжкого вреда здоровью или смерть третьего лица, которому не была оказана квалифицированная помощь медицинского сотрудника, сотрудника полиции, необходимо рассмотреть возможность привлечения водителя, создающего помехи в движении указанного транспортного средства к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ. При отсутствии тяжких последствий следовало бы предусмотреть ужесточение административных санкций, предусмотренных ст. 12.17 КоАП РФ.
Считаем, что применение дифференцированного подхода при назначении административного наказания, позволит его индивидуализировать, в зависимости от степени общественной вредности и тяжести наступивших последствий.
Таким образом, на наш взгляд, следует усовершенствовать нормы законодательства, предусматривающего ответственность за непредоставление преимущества в движении транспортным средствам с включенным проблесковым маячком и звуковым сигналом в двух направлениях. Во-первых, необходимо санкцию ст. 12.17 КоАП РФ привести в соответствиес общественной вредностью деяния, увеличив размер административного штрафа до пяти тысяч рублей, а также активнее применять наказание в виде лишения права управления транспортным средством. Во-вторых, необходима криминализация ответственности за наступление тяжких последствий, если водитель не предоставил преимущество в движении транспортным средствам, имеющим специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. В качестве дополнительных профилактирующих мер комплексного воздействия на таких лиц, можно рассмотреть вопрос обязательности сдачи экзамена на право управления транспортным средством после исполнения наказания, в том числе не связанного с лишением такого права.
ЛЕТАЕВА Елена Андреевна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России