Преимущество в движении транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами

что в свою очередь, может повлечь тяжелые последствия для человека и общества в целом. Так за 8 месяцев 2017 года статистика привлечения по статье 12.17 КоАП РФ по­казывает снижение числа нарушителей. По части первой этой статьи оштрафовано 1,8 тысяч человек (в 2016 году 2,2 тысячи водителей). Обусловлено это на наш взгляд определенными проблемами, как в законодательстве, так и в правопримени­тельной деятельности.

В ПДД РФ отсутствует понятие «преимущество», но име­ется термин «уступить дорогу (не создавать помех)» - требо­вание, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

Административная ответственность за непредоставление преимущества в движении транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами

Согласно п. 3.2 ПДД при приближении транспортно­го средства с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом водители обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного про­езда указанного транспортного средства. При приближении транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с вклю­ченными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом водители обязаны усту­пить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда указанного транспортного средства, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств). На сопровождаемых транспортных средствах должен быть включен ближний свет фар.

Водители транспортных средств, выполняющих неотлож­ное служебное задание и осуществляющих движение с вклю­ченными специальными световыми и звуковыми сигналами, в свою очередь, согласно разделу 3 ПДД имеют право отступать от требований раздела 6 ПДД РФ - в части сигналов светофора (но не регулировщика); разделов 8-18 ПДДРФ - начало движе­ния, маневрирование, расположение транспортных средств на проезжей части, скорость движения, обгон, опережение, встречный разъезд, остановка и стоянка, проезд перекрестков, пешеходные переходы и места остановок маршрутных транс­портных средств, движение через железнодорожные пути, движение по автомагистралям, движение в жилых зонах и приоритет маршрутных транспортных средств; приложений 1 и 2 к ПДД РФ (приложение 1 - Дорожные знаки и приложение 2 - Дорожная разметка и ее характеристики).

Водителям спецавтомобилей данное право предоставля­ется при условии обеспечения безопасности дорожного дви­жения. Для получения преимущества перед другими участни­ками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу.

На транспортных средствах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутрен­них дел Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Военной автомобильной инспекции дополнительно к проблесковому маячку синего цвета может быть включен проблесковый маячок красного цвета. Этим же правом пользуются водители транспортных средств, сопрово­ждаемых транспортными средствами, имеющими нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом.

От поведения каждого участника дорожного движения, в основном водителя транспортного средства зависит порой жизнь и здоровье граждан, нуждающихся в помощи спец­служб. Управление транспортными средствами несет в себе риск в сфере безопасности дорожного движения при любых условиях, и насколько он будет высок, зависит от того, насколь­ко внимательны, опытны, осторожны, готовы соблюдать Пра­вила дорожного движения водители транспортных средств.

За непредоставление преимущества в движении транс­портному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами предусмотрена административная от­ветственность по ст. 12.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Первая часть указанной статьи регламентирует непредо­ставление преимущества в движении транспортному средству с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, за совершение ко­торого законодатель устанавливает административное наказа­ние в виде предупреждения или административного штрафа в размере пятисот рублей. Вторая же часть, закрепляет не­предоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначе­ния, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, совершение данного деяния влечет наложение административного штра­фа в размере пятисот рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.

Сотрудники ГИБДД периодически проводят профилак­тическую операцию «Маячок» с целью установления фактов непредоставления приоритета в движении автомобилям с включенными проблесковыми маячками синего (сине-красно­го) цвета и специальным звуковым сигналом.

Так, например, В городе Екатеринбурге в сентябре те­кущего года было проведено данное оперативно-профилак­тическое мероприятие, в ходе которого сотрудники ГИБДД пресекали нарушения ПДД, связанные с непредоставлением преимущества в движении автомобилю спецслужб. В спец­операции был задействован автомобиль пожарной службы с включенными звуковыми и световыми сигналами, за которым следовали пять экипажей специализированной роты ДПСУ- ГИБДД ГУ МВД России по Свердловской области. Сотрудники полиции вели видеосъемку, которая впоследствии стала до­казательной базой при предъявлении нарушения водителям транспортных средств, которые не предоставили пожарному спецавтомобилю преимущества в движении.

За время проведения операции «Маяк» в течение дня спецавтомобиль не пропустили 16 водителей. Сотрудниками ГИБДД на водителей были составлены соответствующие ад­министративные материалы за нарушение ПДД.

Госавтоинспекция подобными мероприятиями доводит до сознания других водителей о важности предоставления преимущества спецавтомобилю, потому как именно от пре­доставления преимущества в движении автомобилям спец­служб зависит то, как быстро к месту происшествия прибудут спасатели или медики, а сотрудники полиции - к месту совер­шения преступления.

По официальным статистическим данным ГИБДД МВД России только в Москве за 2016 год было возбуждено 224 дела об административном правонарушении по части 2 статьи 12.17 КоАП РФ «Непредставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему специальные цветогра­фические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специ­альным звуковым сигналом» в отношении водителей, которые не предоставили право преимущественного движения авто­мобилям оборудованным специальными цветографическими схемами, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом. При­чем, это лишь те инциденты, когда водителю спецавтомобиля пришлось обращаться в ГИБДД. На самом же деле, реальное количество ситуаций, когда водителю спецавтомобиля прихо­дилось столкнуться с препятствиями на дороге, вызванными другими участниками дорожного движения, было за год го­раздо больше.

Опять же, в случае наступления тяжких последствий от­дельные нарушения становится резонансными делами. На­пример, в случае произошедшем в г. Петропавловск-Кам- чатский 10 января 2017 года непредоставление водителем на проезжей части преимущества автомобилю скорой медицин­ской помощи, спешащему на вызов, повлекло впоследствии смерть 21-однолетнего пациента, нуждающегося в экстренной медицинской помощи.

В связи с чем, депутаты от фракции Единая Россия, вы­ступили с предложением внести поправки в Уголовный ко­декс РФ и дополнить статью 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств» частью 1.1, согласно которой уголовную ответственность будут нести водители, не предоставившие преимущества в движении транспортному средству с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, если это повлекло причинение тяжкого вреда здоровью чело­века, а также в случае, если указанные действия совершены в состоянии алкогольного опьянения».

Авторы законопроекта предлагают привлекать к уголов­ной ответственности таких лиц, наказывая ограничением сво­боды на срок от двух до трех лет, либо принудительными ра­ботами на срок до двух лет.

Таким образом, учитывая вид и размер предлагаемых депутатами санкций, данное преступление будет относить­ся к преступлениям небольшой тяжести, и реализовываться в случае наступления тяжких последствий или смерти в ре­зультате непредоставление преимущества в движении спец­автомобилю, при условии, если между действиями водите­ля, который своими неправомерными действиями создавал помехи движению спецавтомобиля, и последствиями (при­чинение вреда третьим лицам) имеется причинная связь. Например, воспрепятствование водителем проезду машине скорой медицинской помощи и не обеспечение её свобод­ного проезда привело к неоказанию должной медицинской помощи, причинив тема самым тяжкий вред здоровью либо смерть человеку.

На наш взгляд, учитывая характер последствий не­предоставления преимущества в движении транспортному средству, имеющему специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными про­блесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом в виде тяжкого вреда здоровью или смерть третьего лица, которому не была оказана квалифицированная помощь медицинского сотрудника, сотрудника полиции, необходимо рассмотреть возможность привлечения водителя, создающе­го помехи в движении указанного транспортного средства к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ. При отсутствии тяжких последствий следовало бы предусмотреть ужесточе­ние административных санкций, предусмотренных ст. 12.17 КоАП РФ.

Считаем, что применение дифференцированного подхода при назначении административного наказания, позволит его индивидуализировать, в зависимости от сте­пени общественной вредности и тяжести наступивших последствий.

Таким образом, на наш взгляд, следует усовершен­ствовать нормы законодательства, предусматривающе­го ответственность за непредоставление преимущества в движении транспортным средствам с включенным про­блесковым маячком и звуковым сигналом в двух направ­лениях. Во-первых, необходимо санкцию ст. 12.17 КоАП РФ привести в соответствиес общественной вредностью деяния, увеличив размер административного штрафа до пяти тысяч рублей, а также активнее применять нака­зание в виде лишения права управления транспортным средством. Во-вторых, необходима криминализация от­ветственности за наступление тяжких последствий, если водитель не предоставил преимущество в движении транспортным средствам, имеющим специальные цвето­графические схемы, надписи и обозначения, с одновре­менно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом. В качестве дополни­тельных профилактирующих мер комплексного воздей­ствия на таких лиц, можно рассмотреть вопрос обязатель­ности сдачи экзамена на право управления транспортным средством после исполнения наказания, в том числе не связанного с лишением такого права.

ЛЕТАЕВА Елена Андреевна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России

Правовые онлайн консультации юристов осуществляет проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.). 

© 2018-2020. Правовые онлайн консультации юристов. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Юридическая консультация и помощь по БЕСПЛАТНОМУ тел. Россия +8 (800) 700-99-56 (доб. 995)
Московская обл, г. Москва +7 (495) 980-97-90 (доб. 597)
Ленинградская обл, г. Санкт-Петербург +7 (812) 449-45-96 (доб. 560)
в режиме online - круглосуточно!