На сегодняшний день планомерному развитию правового государства существенно мешает, повышения уровня преступности, негативные изменения ее количественных и качественных показателей. Тревогу вызывает довольно высокий уровень тяжких насильственных преступлений, среди которых наиболее опасными являются те, что совершаются с использованием оружия. Такие преступления всегда вызывают широкий резонанс, порождают в население чувство страха, неуверенности в будущем, незащищенности своей жизни и жизни близких людей.
В настоящее время, вызывает обеспокоенность развитие производства пневматического оружия. Техническое развитие производства, на современном этапе, позволяет изготовлять предметы, которые не только имеют полное подобие относительно тех или иных видов огнестрельного оружия, но и повышать и совершенствовать поражающую силу таких предметов. Положение которое имеет место на современном этапе, в сфере увеличения оборота пневматического оружия, и, как указывалось, его усовершенствование, крайне негативно влияет на одно из приоритетных направлений государственных органов, в частности правоохранительных органов, относительно противодействия каким-либо преступным проявлениям, поскольку это повышает не только уровень умышленных преступлений, которые совершаются с использованием таких предметов, но и уровень преступлений совершенных по неосторожности (использование таких средств в состоянии опьянения, нарушения правил обращения с ними и т.п.).
Пневматическое оружие - оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа. Пневматическое оружие являет собой разновидность стрелкового оружия, в котором снаряд (небольшой, стальной, как правило, шарик, покрытый сверху слоем меди) вылетает из ствола под действием газа, который находится под давлением (как правило используется углекислый газ, который содержится в баллончиках, которые присоединяются в пневматическому оружию).
Целесообразно указать, что с момента, когда легальный рынок оружия начал получать значительное распространение (имеется в виду рынок пневматического оружия, и гражданского огнестрельного оружия), что приходится на начало этого века, имело место сокращение, в соответствии со статистическими данными, количества насильственных преступлений, в том числе и преступлений, совершаемых с применением оружия. Так, например, с использование оружия, на территории Российской Федерации, было зарегистрировано следующее количество преступлений: 2005 г. - 21576; 2006 г. - 18727; 2007 г. - 13835; 2008 г. - 10045; 2009 г. - 8678; 2010 - 7445; 2011 - 6767; 2012 - 7541; 2013 - 7576. Нельзя не согласиться с мнением авторов, что одной из причин снижения указанных категорий преступлений является увеличение, на руках у населения, количества оружия, разрешенного к свободному обороту.
Однако, необходимо отметить, что, в настоящее время, ежегодно увеличивается количество случаев применения указанного оружия для совершения противоправных деяний. Статистические данные, относительно совершения преступлений, с применением указанной категория оружия отсутствуют, однако на основе анализа интервьюирования работников правоохранительных органов можно сделать вывод, что ежегодно увеличивается количество такой категории преступлений, что, в основном, связано с усовершенствованием производства данных предметов и увеличение количества единиц, которые попадают в оборот (как законный, так и незаконный). Также подтверждением указанного являются данные средств массовой информации, выступления уполномоченных лиц правоохранительных органов, а также некоторые статистические данные (например, количество случаев причинения вреда здоровью личности, в частности по способу причинения и т.п.). Кроме того, имеет место ежегодное увеличение количества несчастных случаев при обращение с указанными предметами, что, безоговорочно является следствием увеличения количества такого оружия у населения. Также, негативная тенденция имеет место относительно случаев использования данного оружия несовершеннолетними, как при совершении противоправных действий, так и случаев его использования, которые приводят к трагическим последствиям (данные факты связаны не только с несоблюдением совершеннолетними правил обращения с таким оружием, но увеличивающимся количеством случаев самостоятельного владения несовершеннолетними данными предметами).
Также, целесообразно указать, что глава государства неоднократно отмечал, что в настоящее время на руках у населения находится очень большое количество оружия и создавать условия для его увеличения очень опасно. Не поддается критике также позиция авторов, которые проводят исследования в сфере, как законного, так и незаконного оборота оружия, что чрезмерная насыщенность страны оружием предопределяет его неправомерное применение.
Кроме того, необходимо указать, что ежегодно усовершенствуется технология производства указанных видов оружия, что приводит к модификации тактико-технических характеристик, а именно поражающего эффекта при условии сохранения энергетических показателей и калибра.
Исходя из положений Федерального Закона «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ разрешенным к использованию является пневматическое оружие с дульной энергией до 25 Дж, при условии, что такое оружие с энергией до 7,5 Дж находится в свободном доступе, т.е. может быть приобретено без получения соответствующей лицензии. Непонятной является позиция законодателя относительно оружия, которое имеет дульную энергию свыше 25 Дж, а именно является ли такое оружие пневматическим, как необходимо квалифицировать действия лица (в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или УК РФ), которое допустило незаконный оборот таких предметов? В качестве примера можно привести несколько видов подобных оружий: крупнокалиберная Dragon Career Slayer, калибр - 12,7 мм, энергия выстрела - до 400 Дж, начальная скорость полета пули - 220 м/с; Sam Yang Big Bore 909S, калибр - 11,5 мм, энергия выстрела - 250 Дж, начальная скорость полета пули - 220 м/с; Sam Yang Sumatra 2500, энергия выстрела - 120-160 Дж, калибр - 4,5 мм, 5,5 мм, 6,35мм, начальная скорость полета пули - 280-310 м/с (это оружие можно свободно приобрести в России); пневматические винтовки кампании Air Force Guns, базовая комплектация имеет калибр 4,5 мм, энергия выстрела - до 200 Дж, начальная скорость полета пули - 70-390 м/с и др. Исходя из указанных характеристик, можно сделать вывод, что данные образцы по некоторым показателям превышают показатели огнестрельного оружия (так, например, начальная скорость полета пули пистолета Макарова, который находится на вооружении МВД составляет 310 м/с).
В соответствии с действующим законодательством, а именно Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 20.10, за незаконные действия с пневматическим оружием, а именно незаконные изготовление, продажа или передача указанных предметов предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией пневматического оружия или без таковой; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда с конфискацией пневматического оружия или без таковой; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией пневматического оружия или без таковой. Предметом указанного состава правонарушения является пневматическое оружие с дульной энергией более 7,5 Дж и калибра 4,5 мм. Исходя из вышеуказанного, по нашему мнению, позиция законодателя, относительно ответственности за незаконный оборот пневматического оружия, с дульной энергией свыше 25 Дж и калибра свыше 4,5 мм является необоснованной.
На основе указанного анализа отдельных тактико-технических характеристик некоторых образцов пневматического оружия, можно сделать вывод, что несмотря на то, что данные предметы не предназначены для причинения вреда жизни и здоровью людей, они представляют непосредственную опасность для указанных ценностей. Кроме того, данные предметы, за счет отсутствия порохового заряда, являются практически бесшумными, по сравнению с огнестрельным оружием, что усложняет обнаружение данного оружия, в случае его применения.
Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с действующим уголовным законодательством, предусматривается ответственность за незаконное обращение с холодным оружием и газовым оружием, в частности за сбыт указанных предметов. Отсюда можно сделать вывод, что данные предметы, применение которых возможно лишь при непосредственном контакте с человеком, представляет собой большую опасность чем пневматическое оружие. По нашему мнению, данное положение является довольно спорным.
Также целесообразно указать, что в соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17.01.1997 № 1 «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм» обязательным признаком банды, предусмотренным ст. 209 УК РФ, является ее вооруженность, предполагающая наличие у участников банды огнестрельного или холодного, в том числе метательного, оружия как заводского изготовления, так и самодельного, различных взрывных устройств, а также газового и пневматического оружия (вид пневматического оружия, а также его технические характеристики в указанном постановлении не обозначены). На основании указанного, по нашему мнению, можно сделать вывод, что в данном случае холодное, газовое и пневматическое оружие, по степени общественной опасности, ставится в один ряд и признавая наличие предметов, анализу которых посвящена данная работа, в качестве одного из признаков банды, учитывая общественную опасность такого объединения, также можно заключить, что их незаконный оборот должен подпадать под действие уголовного закона.
Целесообразно также отметить, что уголовное законодательство отдельных стран предусматривает уголовную ответственность за незаконный оборот оружия, в частности: УК Белоруссии, УК Киргизии, УК Казахстана и др. По мнению отдельных авторов, в целях совершенствования уголовно-правовой охраны оборота оружия, указывали на целесообразность установления ответственности за незаконный оборот пневматического оружия, приравняв ее к ответственности за незаконный оборот огнестрельного оружия.
На основании вышеуказанного, по нашему мнению, целесообразным является предусмотреть уголовную ответственность за незаконный оборот пневматического оружия с дульной энергией свыше 25 Дж и калибром свыше 4,5 мм.
РОБАК Владимир Анатольевич
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Крымского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации, советник юстиции