Об административном правонарушении, связанном с состоянием опьянения

Такие данные закрепляют­ся в документах, формирующихся в процессе производства по делу об административном правонарушении. В числе таковых - протоколы, объяснения лица, в отношении которого ведется производство, показания потерпевшего, свидетелей, заключе­ния эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства.

О доказательствах в производстве по делу об административном правонарушении, связанном с состоянием опьянения

Так, с целью установления виновности лица, в отношении ко­торого ведется производство по делу об административном право­нарушении, связанным с состоянием опьянения, и выраженном в управлении транспортным средством, либо ношении оружия, а также нахождении в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нрав­ственность, это лицо подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения или направлению, в соответствии со ста­тьями 27.12 или 27.12.1 КоАП РФ, на медицинское освидетельство­вание на состояние опьянения. При этом акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и акт медицинского освиде­тельствования на состояние опьянения алкогольного или наркоти­ческого являются доказательствами по такому делу.

Так, например, в соответствии со статьей 12.8 КоАП РФ освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежит водитель транспортного средства, в отношении ко­торого имеются достаточные основания полагать, что он нахо­дится в состоянии опьянения. К таким основаниям относится наличие одного или нескольких признаков состояния опьяне­ния: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; по­ведение, не соответствующее обстановке.

В случае, если водитель согласился с освидетельствова­нием на состояние опьянения, проводимым инспектором дорожно-патрульной службы специальным техническим средством измерения, обеспечивающим запись результатов исследования на бумажном носителе, разрешенном к при­менению Федеральной службой по надзору в сфере здравоох­ранения, поверенных в установленном порядке Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, то доказательством по делу будет акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, к которому приобщается бумажный носитель с записью результатов исследования.

Действия, выраженные в отказе от медицинского освидетель­ствования лица, управляющего транспортным средством образу­ют состав административного правонарушения, предусмотренно­го статьей 12.26 КоАП РФ. Таким образом, водитель транспортного средства независимо от того передали ли ему управление транс­портным средством либо он самостоятельно принял решение управлять последним в состоянии опьянения и отказавшийся от медицинского освидетельствования будет привлечен к админи­стративной ответственности в виде административного штрафа с лишением права управления транспортным средством или адми­нистративного ареста. В то время как лицо, противоправное дей­ствие которого выражено в передаче управления транспортным средством лицу, фактически находящемуся в состоянии опьяне­ния сможет избежать административного наказания, если води­тель откажется от освидетельствования либо медицинского осви­детельствования на состояние опьянения.

В связи с вышеперечисленным предлагается дополнить статью 12.8 КоАП РФ примечанием следующего содержания: «По части 2 настоящей статьи лицом, находящимся в состоя­нии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномочен­ного должностного лица о прохождении медицинского освиде­тельствования на стояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Подобная проблема, но уже связанная с состоянием опья­нения несовершеннолетних, возникает в ходе производства по делам об административных правонарушениях, осуществля­емого в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 г. № 37 утверждены Правила направления на медицинское освидетельствования на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения, в со­ответствии с которыми при направлении на медицинское осви­детельствование несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. Вместе с тем, для непосредственного проведения медицинского освидетельствования несовершеннолетнего согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» необходимо информированное добровольное со­гласие одного из родителей или иного законного представителя. В соответствии со статьей 20.22 КоАП РФ состояние опьянения несовершеннолетнего является квалифицирующим признаком состава административного правонарушения, то в случае вос­препятствования родителем или иным законным представите­лем несовершеннолетнего проведению медицинского освидедетельствования, данное состояние несовершеннолетнего доказать будет достаточно сложно. Только косвенных доказательств, таких как запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы и шаткость по­ходки, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных по­кровов лица, не всегда достаточно для установления факта на­хождения несовершеннолетнего в таком состоянии.

Отказываясь от освидетельствования своих несовершеннолет­них детей в возрасте до 16 лет, родители препятствуют законной деятельности должностных лиц по сбору доказательств по делу. Анализ судебной практики показывает, что в данных действиях родителей может усматриваться состав правонарушения, указан­ного в части 1 статьи 19.3 КоАП РФ, который заключается в непо­виновении законному распоряжению или требованию упомяну­тых в этой части статьи лиц при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране общественного порядка, обе­спечению общественной безопасности, а равно воспрепятствова­ние исполнению ими служебных обязанностей. Так как сотрудни­ки полиции, для выполнения возложенных на нее обязанностей, наделены правом направлять на медицинское освидетельствова­ние в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для под­тверждения либо опровержения факта совершения преступле­ния или административного правонарушения, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении (п. 14 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции»).

Однако, в соответствии со статьей 63 СК РФ, пунктом 2 ста­тьи 14.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ос­новную ответственность, общую и равную, за воспитание и раз­витие ребенка несут родители. Родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться о здоровье детей, их физическом, психи­ческом, духовном, нравственном развитии. Поэтому нахождение несовершеннолетнего ребенка в наркотическом и алкогольном опьянении безусловно демонстрирует ненадлежащее выпол­нение обязанностей родителями по воспитанию своих детей и защите прав и интересов несовершеннолетних и, как следствие, влечет квалификацию правонарушения по статье 5.35 КоАП РФ.

Однако, на наш взгляд, в данной ситуации целесообразнее применить специальную норму КоАП РФ за совершение по­добного деяния - статью 20.22 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность именно за ненадлежащее выполнение обязанностей родителями по воспитанию, защите прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в допуще­нии нахождения в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребле­ние ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ.

С целью устранения сопротивления со стороны родителей или иных законных представителей, выражающееся в воспре­пятствовании деятельности должностных лиц, направляющих несовершеннолетних на медицинское освидетельствование, и недопущения злоупотребления родительскими правами при применении норм законодательства об основах охраны здоро­вья граждан в Российской Федерации предлагается статью 20.22 КоАП РФ дополнить примечанием следующего содержания: «Для целей настоящей статьи настоящего Кодекса несовершен­нолетним лицом в возрасте до 16 лет, находящимся в состоянии опьянения, признается несовершеннолетнее лицо в возрасте до 16 лет, родители или законные представители которого, воспре­пятствовали деятельности должностных лиц, направивших на медицинское освидетельствование несовершеннолетнее лицо».

КОРНИЕНКО Оксана Владимировна
кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Уральского юридического института МВД России

СВАЛОВА Наталья Александровна
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин Уральского юридического института о доказательствах в производстве по делу об административном правонарушении, связанном с состоянием опьянении

Правовые онлайн консультации юристов осуществляет проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.). 

© 2019. Правовые онлайн консультации юристов. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Юридическая консультация и помощь по БЕСПЛАТНОМУ тел. Россия +8 800 500-27-29 (доб. 507)
Московская обл, г. Москва +7 499 653-60-72 (доб. 665)
Ленинградская обл, г. Санкт-Петербург +7 812 426-14-07 (доб. 423)
в режиме online - круглосуточно!