Такие данные закрепляются в документах, формирующихся в процессе производства по делу об административном правонарушении. В числе таковых - протоколы, объяснения лица, в отношении которого ведется производство, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства.
О доказательствах в производстве по делу об административном правонарушении, связанном с состоянием опьянения
Так, с целью установления виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, связанным с состоянием опьянения, и выраженном в управлении транспортным средством, либо ношении оружия, а также нахождении в общественном месте в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, это лицо подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения или направлению, в соответствии со статьями 27.12 или 27.12.1 КоАП РФ, на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. При этом акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения алкогольного или наркотического являются доказательствами по такому делу.
Так, например, в соответствии со статьей 12.8 КоАП РФ освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежит водитель транспортного средства, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения. К таким основаниям относится наличие одного или нескольких признаков состояния опьянения: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
В случае, если водитель согласился с освидетельствованием на состояние опьянения, проводимым инспектором дорожно-патрульной службы специальным техническим средством измерения, обеспечивающим запись результатов исследования на бумажном носителе, разрешенном к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, поверенных в установленном порядке Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, то доказательством по делу будет акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, к которому приобщается бумажный носитель с записью результатов исследования.
Действия, выраженные в отказе от медицинского освидетельствования лица, управляющего транспортным средством образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.26 КоАП РФ. Таким образом, водитель транспортного средства независимо от того передали ли ему управление транспортным средством либо он самостоятельно принял решение управлять последним в состоянии опьянения и отказавшийся от медицинского освидетельствования будет привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа с лишением права управления транспортным средством или административного ареста. В то время как лицо, противоправное действие которого выражено в передаче управления транспортным средством лицу, фактически находящемуся в состоянии опьянения сможет избежать административного наказания, если водитель откажется от освидетельствования либо медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
В связи с вышеперечисленным предлагается дополнить статью 12.8 КоАП РФ примечанием следующего содержания: «По части 2 настоящей статьи лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо, управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на стояние опьянения в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».
Подобная проблема, но уже связанная с состоянием опьянения несовершеннолетних, возникает в ходе производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2015 г. № 37 утверждены Правила направления на медицинское освидетельствования на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения, в соответствии с которыми при направлении на медицинское освидетельствование несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители. Вместе с тем, для непосредственного проведения медицинского освидетельствования несовершеннолетнего согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» необходимо информированное добровольное согласие одного из родителей или иного законного представителя. В соответствии со статьей 20.22 КоАП РФ состояние опьянения несовершеннолетнего является квалифицирующим признаком состава административного правонарушения, то в случае воспрепятствования родителем или иным законным представителем несовершеннолетнего проведению медицинского освидедетельствования, данное состояние несовершеннолетнего доказать будет достаточно сложно. Только косвенных доказательств, таких как запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы и шаткость походки, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, не всегда достаточно для установления факта нахождения несовершеннолетнего в таком состоянии.
Отказываясь от освидетельствования своих несовершеннолетних детей в возрасте до 16 лет, родители препятствуют законной деятельности должностных лиц по сбору доказательств по делу. Анализ судебной практики показывает, что в данных действиях родителей может усматриваться состав правонарушения, указанного в части 1 статьи 19.3 КоАП РФ, который заключается в неповиновении законному распоряжению или требованию упомянутых в этой части статьи лиц при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей. Так как сотрудники полиции, для выполнения возложенных на нее обязанностей, наделены правом направлять на медицинское освидетельствование в соответствующие медицинские организации граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения либо опровержения факта совершения преступления или административного правонарушения, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении (п. 14 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции»).
Однако, в соответствии со статьей 63 СК РФ, пунктом 2 статьи 14.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» основную ответственность, общую и равную, за воспитание и развитие ребенка несут родители. Родители обязаны воспитывать своих детей, заботиться о здоровье детей, их физическом, психическом, духовном, нравственном развитии. Поэтому нахождение несовершеннолетнего ребенка в наркотическом и алкогольном опьянении безусловно демонстрирует ненадлежащее выполнение обязанностей родителями по воспитанию своих детей и защите прав и интересов несовершеннолетних и, как следствие, влечет квалификацию правонарушения по статье 5.35 КоАП РФ.
Однако, на наш взгляд, в данной ситуации целесообразнее применить специальную норму КоАП РФ за совершение подобного деяния - статью 20.22 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность именно за ненадлежащее выполнение обязанностей родителями по воспитанию, защите прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в допущении нахождения в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ.
С целью устранения сопротивления со стороны родителей или иных законных представителей, выражающееся в воспрепятствовании деятельности должностных лиц, направляющих несовершеннолетних на медицинское освидетельствование, и недопущения злоупотребления родительскими правами при применении норм законодательства об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации предлагается статью 20.22 КоАП РФ дополнить примечанием следующего содержания: «Для целей настоящей статьи настоящего Кодекса несовершеннолетним лицом в возрасте до 16 лет, находящимся в состоянии опьянения, признается несовершеннолетнее лицо в возрасте до 16 лет, родители или законные представители которого, воспрепятствовали деятельности должностных лиц, направивших на медицинское освидетельствование несовершеннолетнее лицо».
КОРНИЕНКО Оксана Владимировна
кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Уральского юридического института МВД России
СВАЛОВА Наталья Александровна
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин Уральского юридического института о доказательствах в производстве по делу об административном правонарушении, связанном с состоянием опьянении