Среди них добровольный отказ от указанной лицензии или разрешения, ликвидация юридического лица или смерть владельца оружия, возникновение обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии или разрешения; аннулирование охотничьего билета.
В соответствии с буквой закона учету подлежит оружие, доступное как юридическим, так и физическим лицам. Исключением является лишь оружие, принадлежащее государственным военизированным организациям, оружие, регистрация для которого не предусмотрена законом, и патроны, приобретенные гражданами к оружию, находящимся в их законном пользовании.
На бумажных и электронных носителях хранятся специальные журналы учета лиц, получивших лицензию на покупку, хранение и ношение оружия в целях самообороны, а также владельцев огнестрельного оружия, учетные записи организаций, использующих в своей деятельности оружие. Для каждого владельца огнестрельного оружия заводится учетное дело, содержащее материалы, послужившие основой для приобретения оружия, а также материалы по проверкам.
Проблемы аннулирования лицензии на приобретение гражданского оружия
Важно отметить, что охота на охотничьих угодьях с оружием приравнивается к охоте только в тех случаях, когда оружие субъекта может быть использовано для охоты. Соответственно, нахождение в охотничьих угодьях с оружием, которое по своим характеристикам не может быть использовано для добычи объектов охоты, не подлежит приравниванию к охоте.
Не приравнивается к охоте и законная перевозка оружия, регулируемая «Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему». Необходимо отметить, что и действия по кратковременному удержанию пистолета во время нападения не могут рассматриваться как незаконное ношение огнестрельного оружия и боеприпасов, что дает основания для дополнительной квалификации согласно части 2 ст. 222 УК РФ. Исходя из действующего законодательства об оружии, лицо, которое перевозило личное охотничье оружие по дорогам общего пользования в собранном и зачехленном виде, не может быть привлечено к административной ответственности в соответствии с частью 1 ст. 8.37 КоАП РФ.
При выявлении нарушений со стороны гражданина по использованию оружия и боеприпасов, а также экспедирования оружия применяются обеспечительные меры принудительного характера.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом либо органами внутренних дел с последующей передачей в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия временно изымаются лицензия на приобретение оружия или разрешение на хранение или ношение оружия до принятия окончательного решения об аннулировании.
В случае наложения судом наказания в виде административного приостановления деятельности за нарушение правил оборота оружия на юридическое лицо, выданные ему лицензии изымаются на срок, установленный судом, назначающим наказание.
Если говорить о лишение права на охоту, то нужно отметить что оно может быть использовано только в качестве основного наказания и только при грубом или систематическом нарушении правил охоты. К ним относится охота: без охотничьего билета или с недействительным билетом; за запрещенными видами животных, за пределами охотничьего времени, предусмотренного для охоты на данный вид животных; в запрещенных местах; на диких копытных или бурых медведей без действительной лицензии; без контракта для лицензированных видов пушных зверей; с использованием запрещенных методов охоты или видов оружия.
Понятие системности устанавливается наличием повторного нарушения правил охоты, подтвержденное соответствующими документами. Срок лишения права на охоту может быть назначен от одного месяца до двух лет, и не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником средств существования. Лишение права на охоту осуществляют должностные лица органов государственного надзора за соблюдением правил охоты. Их исполнение осуществляется путем изъятия охотничьего или членского охотничьего рыболовного билета после вступления в силу постановления суда. По истечении срока лишения права на охоту, соответствующие документы, ранее изъятые у лица, возвращаются ему по его просьбе в течение одного рабочего дня.
Лицензия на приобретение оружия или разрешение на хранение оружия, выданные юридическому лицу, подлежат аннулированию по решению суда, если в течение срока административного приостановления деятельности юридического лица не были устранены допущенные нарушения правил в сфере оборота оружия и боеприпасов, которые привели к назначению наказания в форме административного приостановления деятельности субъекта.
Решение об отзыве лицензии или разрешения может быть обжаловано их владельцем в судебном порядке.
В соответствии с российским законодательством аннулирование лицензии не является бессрочным актом. В случае отмены лицензии на приобретение оружия или разрешения на владение оружием, юридическое лицо имеет право повторно подать заявку на него через три года с даты отзыва лицензии или разрешения. Что касается гражданина, то он наделен правом подать заявку по истечении одного года с даты истечения срока административного взыскания в виде лишения права на приобретение оружия или права на владение или хранение и ношение оружия или даты устранения обстоятельств, исключающих в соответствии с законом возможность получения такой лицензии. В случае добровольного отказа от лицензии или разрешения сроки его повторной обработки не установлены.
Следует отметить, что при наличии систематических нарушений предусмотрено вынесение предупреждения. То есть, чтобы лишить гражданина лицензии или разрешения из- за невыполнения законодательства в сфере оборота оружия, компетентные органы должны направить ему письменное предупреждение. Предупреждение содержит данные о том, какие правовые нормы и правила нарушены или не выполнены, и устанавливает лимит времени для устранения совершенных нарушений.
Законодательством РФ предусмотрена возможность изъятия оружия и патронов к нему в случаях, когда имеют место:
- грубые нарушения юридическими лицами лицензионных требований и условий оборота оружия и патронов к нему, а также незаконные действия с огнестрельным оружием до момента принятия окончательного решения по изъятию;
- владение оружием граждан, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения, нарушение гражданами установленных законом правил оборота оружия и патронов к нему, а также передача оружия до окончательного решения соответствующим органам;
- аннулирование в установленном порядке лицензии или разрешения на оружие;
- смерть владельца гражданского оружия или смерть гражданина, имеющего гражданское или военное оружие;
- ликвидация юридического лица, являющегося владельцем оружия.
Изъятие можно рассматривать как начальную стадию процессуальных действий государственных органов, включающую в себя само отчуждение оружия, проведение экспертиз, и как следствие конфискацию, утилизацию или реализацию оружия.
Изъятие могут производить органы внутренних дел с последующей передачей оружия и патронов в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области оборота оружия, за исключением случаев грубого нарушения юридическими лицами требований и условий оборота оружия и патронов к нему.
Органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, охраны окружающей среды, в случаях пресечения нарушений законодательства РФ об охране окружающей среды в пределах своей компетенции могут передать оружие и патроны федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в сфере оборота оружия, или его территориальному органу, зарегистрировавшему указанное оружие.
В местностях, в которых отсутствуют подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, возможна передача органам внутренних дел с последующей передачей в федерального органа исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия.
Процедура изъятия оружия и патронов к нему определяется Правительством РФ.
Распоряжение оружием и патронами к нему, которые изъяты в связи с нарушением установленных законом правил в сфере оборота оружия, осуществляется в соответствии с решением суда либо другого органа, уполномоченного осуществлять производство по делу об административном правонарушении.
В свою очередь, необходимо обратить внимание на то, что по ФЗ «Об оружии» лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам, которые неоднократно совершали административное правонарушение, нарушающее общественный порядок или установленный порядок управления.
Указанные административные правонарушения, посягающие на общественный порядок или установленный порядок управления, предусмотрены главами 19 и 20 КоАП РФ. В общей сложности в этих главах содержится более пятидесяти статей, из которых лишь несколько касаются нарушения правил обращения с оружием.
Другие статьи устанавливают ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, неуплату штрафов, нарушение правил регистрации транспорта, нарушение правил регистрации недвижимости и другие, не связанные с оборотом оружия.
Но если эти нарушения являются административными, то наказание за них должно осуществляться в соответствии с административным законодательством. И если законодатель решил включить все эти статьи в качестве основания для отзыва лицензий и разрешений с последующим изъятием оружия, то в каждой статье этих глав КоАП РФ необходимо добавить меру ответственности, связанную с наличием у гражданина оружия.[6]
Также согласно ст. 27 ФЗ «Об оружии» изъятие оружия и патронов к нему производится органами внутренних дел во все случаях, предусмотренных законодательством РФ, кроме случая грубого нарушения юридическими лицами лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, а также незаконного изготовления, приобретения, продажи, передачи, хранения или перевозки огнестрельного оружия.
Таким образом, исходя из вышесказанного, если гражданин фактически был привлечен к административной ответственности по статьям указанным в ФЗ «Об оружии» и КоАП РФ, то действия сотрудников полиции по аннулированию лицензии на оружие, изъятию такого оружия и последующего его отчуждения, например, путем продажи, являются законными.
Оружие и патроны к нему, изъятые в связи с отменой в установленном порядке лицензии или разрешения, а также в связи с ликвидацией юридического лица, которое владеет оружием, хранятся в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе до их отчуждения.
Оружие и патроны к нему, изъятые в связи со смертью владельца, хранятся в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до тех пор, пока вопрос о наследовании имущества и получении лицензии на приобретение гражданского оружия не будет разрешено. В этом случае устанавливается срок до одного года. По истечении одного года федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обращения оружия или его территориальный орган, принимает меры, определенные гражданским законодательством, для принудительного отчуждения этого оружия и патронов к нему.
Технически непригодные для эксплуатации, самодельные изъятые оружие и патроны, а также оборот которых запрещен на территории России, подлежат уничтожению уполномоченными органами.
Конфискованное оружие и патроны к нему могут быть переданы на хранение территориальному органу федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, а также государственным военизированным организациям.
КОДЗОКОВА Ляца Арсеньевна
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, майор полиции