К вопросу об административной ответственности в сфере безопасности дорожного движения и платных парковок

Значительные размеры социальных и экономических потерь от дорожно­транспортных происшествий на российских дорогах прида­ют задаче обеспечения безопасности дорожного движения государственную значимость.

В последние годы в России значительно вырос автомобиль­ный парк, который за последние годы по количеству автомоби­лей вышел на седьмое место в мире. Для развития соответствую­щей дорожной инфраструктуры на первый план выходит задача обеспечения безопасности дорожного движения.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движе­ния» в статье 21 определяет перечень мероприятий по ор­ганизации дорожного движения, которые преследуют цели повышения безопасности дорожного движения, создание и обеспечение функционирования парковок в границах на­селенных пунктов. В настоящее время парковочные места создаются и используются в порядке, установленном феде­ральным законом от 8.11.2017 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с этим законом к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в зависимости от категории дороги (кроме дорог федерального значения) относятся: принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог об­щего пользования; приня­тие решений о создании и об использовании на платной основе парковок, расположенных на авто­мобильных дорогах обще­го пользования и установ­ление размера платы за пользование ими.

В соответствии с этими нормативными правовыми актами созданы платные парковочные места и уста­новлена плата за парковку в г.

Рязани. Решением Рязанской городской Думы от 26.12.2013 № 267-II утвержден «Порядок соз­дания и использования парковок (парковочных мест), располо­женных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования - город Рязань», а Поста­новлением Администрации г. Рязани от 26.01.2016 № 167 «О созда­нии и использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользо­вания местного значения муниципального образования - город Рязань» утвержден перечень платных парковок, расположенных на автомобильной дороге общего пользования местного значения муниципального образования - город Рязань. Размер платы за час пользования соответствующими парковками установлен в разме­ре 20 руб.

Законом Рязанской области установлена административная ответственность за нарушение установленного нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Рязанской области порядка создания и использования парковочных мест, расположенных на автомобильных дорогах общего пользова­ния местного значения, предусмотрена административная от­ветственность в виде административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 3000 руб. (ст. 6.4 Закона Рязанской области от 04.12. 2008 № 182-03 «Об административных правонарушениях»). Указанное правонарушение законодатель отнес к правонаруше­ниям в сфере благоустройства территории.

Сфера благоустройства территории выбрана не случайно, т.к. ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административ­ных правонарушениях (далее - КоАП РФ) позволяет вести упро­щённое производство по делу об административном правонару­шении в случае фиксации административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного за­коном субъекта РФ, совершенного с использованием транспорт­ного средства приборами, работающими в автоматическом режиме. В этом случае протокол об административном право­нарушении не составляется, а в соответствии с ч. 3 ст. 28.6, ст. 2.6.1 и примечания к ст. 1.5 КоАП РФ сразу выносится постановление по делу об административном правонарушении.

По нашему мнению существует серьезная проблема, связан­ная с криминализацией данного деяния по закону субъекта РФ. Правонарушение, предусмотренное ст. 6.4 Закона Рязанской об­ласти «Об административных правонарушениях» не может быть направлено против правоотношений в области благоустройства территории, это правонарушение, как мы отмечали выше, от­носится к безопасности дорожного движения, ответственность за которые устанавливает глава 12 КоАП РФ. Никому не приходит в голову, что за кражу бутылки водки следует привлекать фи­зическое лицо, к примеру, за нарушения паспортно-регистра­ционных правил. Вместе с тем, имеется серьезная повсеместная практика привлечения граждан к административной ответствен­ности за неоплату парковки на дорогах общего пользования как за правонарушение в сфере благоустройства территории.

По нашему мнению, установление административной от­ветственности за неоплаченные парковки, расположенные на автомобильных дорогах общего пользования, относится к веде­нию российского законодателя. Если это обустроенное и обору­дованное место, не являющееся частью автомобильной дороги или примыкающее к проезжей части, то субъект РФ вправе уста­навливать административную ответственность за неоплаченные парковки, объектом посягательства при этом будет выступать именно благоустройство территории, а не безопасность дорож­ного движения. В этом случае привлечение к административной ответственности по ст. 6.4 закона Рязанской области «Об адми­нистративных правонарушениях» за неоплаченную парковку противоречит Конституции Российской Федерации, КоАП РФ, нарушает принцип недопустимости противопоставления закон­ности и целесообразности.

Надо признать, что некоторые субъекты Российской Федерации начали устанавливать административную ответ­ственность за неуплату за размещение транспортного сред­ства на платной парковке гораздо ранее Рязанской области. В частности закон г. Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (ст. 8.14) еще в 2012 году установил административную ответствен­ность за неуплату за размещение транспортного средства на платной городской парковке в виде административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере двух тысяч пятисот рублей. Не секрет, что в городах федерального значения устанавливается повышенная адми­нистративная ответственность (ст. 12.16, 12,17, 12.19, 12.28 и т.д.). В этой связи непонятна «жадность» Рязанского законо­дателя установившего санкцию за неоплаченную парковку в размере от 1000 до 3000 руб. против 2500 руб. в г. Москва.

КоАП РФ устанавливает в больших размерах администра­тивные штрафы для юридических лиц, нежели для физических лиц (ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ). В этой связи вызывает недоуме­ние позиции региональных законодателей, в частности московского, устанавливающих равные административные штрафы, как для граждан, так и юридических лиц. При этом региональ­ный законодатель забывает, что административное наказание это не кара, цель административного наказания - предупреж­дение совершения правонарушений, как самим правонаруши­телем, так и другими лицами, именно в этом и состоит эффек­тивность правоприменения.

На форуме «Организация и безопасность дорожного дви­жения в Российской Федерации» Общественная палата РФ под­вергла острой критике работу системы автоматической фикса­ции нарушений 11/1/1. По мнению общественников, вместо того чтобы повышать безопасность движения, она стала средством пополнения региональных бюджетов. Автор представленного на форуме доклада «О состоянии дел в сфере безопасности до­рожного движения в регионах России», член Общественной палаты Анатолий Кучерена сообщил, что в настоящее время в России действует более 2,7 тыс. стационарных и около 3,7 тыс. передвижных комплексов, фиксирующих порядка 50% нару­шений. «Во многих случаях камеры ставят не в очагах аварий­ности, а там, где вероятность ДТП минимальна, но водители массово нарушают скоростной режим, — отмечается в докла­де. Главными цифрами отчетов в работе фото-видеофиксации становятся не данные о снижении числа ДТП, а суммы, зара­ботанные на штрафах». В частности, годовой бюджет Омской области региональный Минфин планирует пополнить за счет автомобилистов на 492 млн. руб. Депутаты Самарской думы подсчитали, что каждый вложенный в камеру рубль возвраща­ет в казну 3 рубля.

Безопасность дорожного движения это не только борьба с правонарушениями, но и это состояние дороги и ее инфра­структуры, наличие по примеру г. Москва, альтернативы плат­ным парковкам в виде перехватывающих парковок. Борьба с правонарушениями в области дорожного движения не должна сводиться к массовым административным штрафам, основной вектор - неотвратимость административного наказания, как средства предупреждения правонарушения. Кроме того, счи­таем, что надо возвратиться к практике лишения права управ­ления транспортным средством за систематическое соверше­ние административных правонарушений правил дорожного движения. Действенным видом административного наказания, которое будет способствовать снижению правонарушений в области дорожного движения, может послужить конфискация транспортного средства за управление транспортным сред­ством водителя, лишенным права управления.

ЗАКОПЫРИН Владимир Николаевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России

ЗВЕРЕВ Андрей Владимирович
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России

ДАЗМАРОВА Татьяна Николаевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России

Правовые онлайн консультации юристов осуществляет проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.). 

© 2019. Правовые онлайн консультации юристов. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Юридическая консультация и помощь по БЕСПЛАТНОМУ тел. Россия +8 800 500-27-29 (доб. 507)
Московская обл, г. Москва +7 499 653-60-72 (доб. 665)
Ленинградская обл, г. Санкт-Петербург +7 812 426-14-07 (доб. 423)
в режиме online - круглосуточно!