Юристы и адвокаты по административному праву

Юридическая онлайн консультация по административным делам

К вопросу об административной ответственности в сфере безопасности дорожного движения и платных парковок

Значительные размеры социальных и экономических потерь от дорожно­транспортных происшествий на российских дорогах прида­ют задаче обеспечения безопасности дорожного движения государственную значимость.

В последние годы в России значительно вырос автомобиль­ный парк, который за последние годы по количеству автомоби­лей вышел на седьмое место в мире. Для развития соответствую­щей дорожной инфраструктуры на первый план выходит задача обеспечения безопасности дорожного движения.

Федеральный закон «О безопасности дорожного движе­ния» в статье 21 определяет перечень мероприятий по ор­ганизации дорожного движения, которые преследуют цели повышения безопасности дорожного движения, создание и обеспечение функционирования парковок в границах на­селенных пунктов. В настоящее время парковочные места создаются и используются в порядке, установленном феде­ральным законом от 8.11.2017 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с этим законом к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в зависимости от категории дороги (кроме дорог федерального значения) относятся: принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог об­щего пользования; приня­тие решений о создании и об использовании на платной основе парковок, расположенных на авто­мобильных дорогах обще­го пользования и установ­ление размера платы за пользование ими.

В соответствии с этими нормативными правовыми актами созданы платные парковочные места и уста­новлена плата за парковку в г.

Рязани. Решением Рязанской городской Думы от 26.12.2013 № 267-II утвержден «Порядок соз­дания и использования парковок (парковочных мест), располо­женных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования - город Рязань», а Поста­новлением Администрации г. Рязани от 26.01.2016 № 167 «О созда­нии и использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользо­вания местного значения муниципального образования - город Рязань» утвержден перечень платных парковок, расположенных на автомобильной дороге общего пользования местного значения муниципального образования - город Рязань. Размер платы за час пользования соответствующими парковками установлен в разме­ре 20 руб.

Законом Рязанской области установлена административная ответственность за нарушение установленного нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Рязанской области порядка создания и использования парковочных мест, расположенных на автомобильных дорогах общего пользова­ния местного значения, предусмотрена административная от­ветственность в виде административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 3000 руб. (ст. 6.4 Закона Рязанской области от 04.12. 2008 № 182-03 «Об административных правонарушениях»). Указанное правонарушение законодатель отнес к правонаруше­ниям в сфере благоустройства территории.

Сфера благоустройства территории выбрана не случайно, т.к. ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административ­ных правонарушениях (далее - КоАП РФ) позволяет вести упро­щённое производство по делу об административном правонару­шении в случае фиксации административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного за­коном субъекта РФ, совершенного с использованием транспорт­ного средства приборами, работающими в автоматическом режиме. В этом случае протокол об административном право­нарушении не составляется, а в соответствии с ч. 3 ст. 28.6, ст. 2.6.1 и примечания к ст. 1.5 КоАП РФ сразу выносится постановление по делу об административном правонарушении.

По нашему мнению существует серьезная проблема, связан­ная с криминализацией данного деяния по закону субъекта РФ. Правонарушение, предусмотренное ст. 6.4 Закона Рязанской об­ласти «Об административных правонарушениях» не может быть направлено против правоотношений в области благоустройства территории, это правонарушение, как мы отмечали выше, от­носится к безопасности дорожного движения, ответственность за которые устанавливает глава 12 КоАП РФ. Никому не приходит в голову, что за кражу бутылки водки следует привлекать фи­зическое лицо, к примеру, за нарушения паспортно-регистра­ционных правил. Вместе с тем, имеется серьезная повсеместная практика привлечения граждан к административной ответствен­ности за неоплату парковки на дорогах общего пользования как за правонарушение в сфере благоустройства территории.

По нашему мнению, установление административной от­ветственности за неоплаченные парковки, расположенные на автомобильных дорогах общего пользования, относится к веде­нию российского законодателя. Если это обустроенное и обору­дованное место, не являющееся частью автомобильной дороги или примыкающее к проезжей части, то субъект РФ вправе уста­навливать административную ответственность за неоплаченные парковки, объектом посягательства при этом будет выступать именно благоустройство территории, а не безопасность дорож­ного движения. В этом случае привлечение к административной ответственности по ст. 6.4 закона Рязанской области «Об адми­нистративных правонарушениях» за неоплаченную парковку противоречит Конституции Российской Федерации, КоАП РФ, нарушает принцип недопустимости противопоставления закон­ности и целесообразности.

Надо признать, что некоторые субъекты Российской Федерации начали устанавливать административную ответ­ственность за неуплату за размещение транспортного сред­ства на платной парковке гораздо ранее Рязанской области. В частности закон г. Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (ст. 8.14) еще в 2012 году установил административную ответствен­ность за неуплату за размещение транспортного средства на платной городской парковке в виде административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере двух тысяч пятисот рублей. Не секрет, что в городах федерального значения устанавливается повышенная адми­нистративная ответственность (ст. 12.16, 12,17, 12.19, 12.28 и т.д.). В этой связи непонятна «жадность» Рязанского законо­дателя установившего санкцию за неоплаченную парковку в размере от 1000 до 3000 руб. против 2500 руб. в г. Москва.

КоАП РФ устанавливает в больших размерах администра­тивные штрафы для юридических лиц, нежели для физических лиц (ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ). В этой связи вызывает недоуме­ние позиции региональных законодателей, в частности московского, устанавливающих равные административные штрафы, как для граждан, так и юридических лиц. При этом региональ­ный законодатель забывает, что административное наказание это не кара, цель административного наказания - предупреж­дение совершения правонарушений, как самим правонаруши­телем, так и другими лицами, именно в этом и состоит эффек­тивность правоприменения.

На форуме «Организация и безопасность дорожного дви­жения в Российской Федерации» Общественная палата РФ под­вергла острой критике работу системы автоматической фикса­ции нарушений 11/1/1. По мнению общественников, вместо того чтобы повышать безопасность движения, она стала средством пополнения региональных бюджетов. Автор представленного на форуме доклада «О состоянии дел в сфере безопасности до­рожного движения в регионах России», член Общественной палаты Анатолий Кучерена сообщил, что в настоящее время в России действует более 2,7 тыс. стационарных и около 3,7 тыс. передвижных комплексов, фиксирующих порядка 50% нару­шений. «Во многих случаях камеры ставят не в очагах аварий­ности, а там, где вероятность ДТП минимальна, но водители массово нарушают скоростной режим, — отмечается в докла­де. Главными цифрами отчетов в работе фото-видеофиксации становятся не данные о снижении числа ДТП, а суммы, зара­ботанные на штрафах». В частности, годовой бюджет Омской области региональный Минфин планирует пополнить за счет автомобилистов на 492 млн. руб. Депутаты Самарской думы подсчитали, что каждый вложенный в камеру рубль возвраща­ет в казну 3 рубля.

Безопасность дорожного движения это не только борьба с правонарушениями, но и это состояние дороги и ее инфра­структуры, наличие по примеру г. Москва, альтернативы плат­ным парковкам в виде перехватывающих парковок. Борьба с правонарушениями в области дорожного движения не должна сводиться к массовым административным штрафам, основной вектор - неотвратимость административного наказания, как средства предупреждения правонарушения. Кроме того, счи­таем, что надо возвратиться к практике лишения права управ­ления транспортным средством за систематическое соверше­ние административных правонарушений правил дорожного движения. Действенным видом административного наказания, которое будет способствовать снижению правонарушений в области дорожного движения, может послужить конфискация транспортного средства за управление транспортным сред­ством водителя, лишенным права управления.

ЗАКОПЫРИН Владимир Николаевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России

ЗВЕРЕВ Андрей Владимирович
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России

ДАЗМАРОВА Татьяна Николаевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России

  • All
  • ДТП
  • адвокат
  • адвокатская деятельность
  • административная ответственность
  • административное законодательство
  • административное право
  • безопасность дорожного движения
  • гражданское право
  • договор возмездного оказания услуг
  • договор купли продажи недвижимости
  • договор на оказание юридических услуг
  • игорный бизнес
  • изъятие оружия
  • курортный сбор
  • лишение права управления
  • наружная реклама
  • пневматическое оружие
  • правила дорожного движения
  • правовое регулирование рекламы
  • право на получение квалифицированной юридической помощи
  • предоставление доступа к базам данных
  • рыболовство
  • семейно бытовое насилие
  • удостоверение нотариусом договора купли продажи недвижимости
  • юридическая помощь
  • юридические услуги
load more hold SHIFT key to load all load all
Правовые онлайн консультации юристов осуществляет проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.).