Значительные размеры социальных и экономических потерь от дорожнотранспортных происшествий на российских дорогах придают задаче обеспечения безопасности дорожного движения государственную значимость.
В последние годы в России значительно вырос автомобильный парк, который за последние годы по количеству автомобилей вышел на седьмое место в мире. Для развития соответствующей дорожной инфраструктуры на первый план выходит задача обеспечения безопасности дорожного движения.
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в статье 21 определяет перечень мероприятий по организации дорожного движения, которые преследуют цели повышения безопасности дорожного движения, создание и обеспечение функционирования парковок в границах населенных пунктов. В настоящее время парковочные места создаются и используются в порядке, установленном федеральным законом от 8.11.2017 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с этим законом к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в зависимости от категории дороги (кроме дорог федерального значения) относятся: принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования; принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования и установление размера платы за пользование ими.
В соответствии с этими нормативными правовыми актами созданы платные парковочные места и установлена плата за парковку в г.
Рязани. Решением Рязанской городской Думы от 26.12.2013 № 267-II утвержден «Порядок создания и использования парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования - город Рязань», а Постановлением Администрации г. Рязани от 26.01.2016 № 167 «О создании и использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования - город Рязань» утвержден перечень платных парковок, расположенных на автомобильной дороге общего пользования местного значения муниципального образования - город Рязань. Размер платы за час пользования соответствующими парковками установлен в размере 20 руб.
Законом Рязанской области установлена административная ответственность за нарушение установленного нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Рязанской области порядка создания и использования парковочных мест, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 3000 руб. (ст. 6.4 Закона Рязанской области от 04.12. 2008 № 182-03 «Об административных правонарушениях»). Указанное правонарушение законодатель отнес к правонарушениям в сфере благоустройства территории.
Сфера благоустройства территории выбрана не случайно, т.к. ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) позволяет вести упрощённое производство по делу об административном правонарушении в случае фиксации административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта РФ, совершенного с использованием транспортного средства приборами, работающими в автоматическом режиме. В этом случае протокол об административном правонарушении не составляется, а в соответствии с ч. 3 ст. 28.6, ст. 2.6.1 и примечания к ст. 1.5 КоАП РФ сразу выносится постановление по делу об административном правонарушении.
По нашему мнению существует серьезная проблема, связанная с криминализацией данного деяния по закону субъекта РФ. Правонарушение, предусмотренное ст. 6.4 Закона Рязанской области «Об административных правонарушениях» не может быть направлено против правоотношений в области благоустройства территории, это правонарушение, как мы отмечали выше, относится к безопасности дорожного движения, ответственность за которые устанавливает глава 12 КоАП РФ. Никому не приходит в голову, что за кражу бутылки водки следует привлекать физическое лицо, к примеру, за нарушения паспортно-регистрационных правил. Вместе с тем, имеется серьезная повсеместная практика привлечения граждан к административной ответственности за неоплату парковки на дорогах общего пользования как за правонарушение в сфере благоустройства территории.
По нашему мнению, установление административной ответственности за неоплаченные парковки, расположенные на автомобильных дорогах общего пользования, относится к ведению российского законодателя. Если это обустроенное и оборудованное место, не являющееся частью автомобильной дороги или примыкающее к проезжей части, то субъект РФ вправе устанавливать административную ответственность за неоплаченные парковки, объектом посягательства при этом будет выступать именно благоустройство территории, а не безопасность дорожного движения. В этом случае привлечение к административной ответственности по ст. 6.4 закона Рязанской области «Об административных правонарушениях» за неоплаченную парковку противоречит Конституции Российской Федерации, КоАП РФ, нарушает принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности.
Надо признать, что некоторые субъекты Российской Федерации начали устанавливать административную ответственность за неуплату за размещение транспортного средства на платной парковке гораздо ранее Рязанской области. В частности закон г. Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» (ст. 8.14) еще в 2012 году установил административную ответственность за неуплату за размещение транспортного средства на платной городской парковке в виде административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере двух тысяч пятисот рублей. Не секрет, что в городах федерального значения устанавливается повышенная административная ответственность (ст. 12.16, 12,17, 12.19, 12.28 и т.д.). В этой связи непонятна «жадность» Рязанского законодателя установившего санкцию за неоплаченную парковку в размере от 1000 до 3000 руб. против 2500 руб. в г. Москва.
КоАП РФ устанавливает в больших размерах административные штрафы для юридических лиц, нежели для физических лиц (ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ). В этой связи вызывает недоумение позиции региональных законодателей, в частности московского, устанавливающих равные административные штрафы, как для граждан, так и юридических лиц. При этом региональный законодатель забывает, что административное наказание это не кара, цель административного наказания - предупреждение совершения правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, именно в этом и состоит эффективность правоприменения.
На форуме «Организация и безопасность дорожного движения в Российской Федерации» Общественная палата РФ подвергла острой критике работу системы автоматической фиксации нарушений 11/1/1. По мнению общественников, вместо того чтобы повышать безопасность движения, она стала средством пополнения региональных бюджетов. Автор представленного на форуме доклада «О состоянии дел в сфере безопасности дорожного движения в регионах России», член Общественной палаты Анатолий Кучерена сообщил, что в настоящее время в России действует более 2,7 тыс. стационарных и около 3,7 тыс. передвижных комплексов, фиксирующих порядка 50% нарушений. «Во многих случаях камеры ставят не в очагах аварийности, а там, где вероятность ДТП минимальна, но водители массово нарушают скоростной режим, — отмечается в докладе. Главными цифрами отчетов в работе фото-видеофиксации становятся не данные о снижении числа ДТП, а суммы, заработанные на штрафах». В частности, годовой бюджет Омской области региональный Минфин планирует пополнить за счет автомобилистов на 492 млн. руб. Депутаты Самарской думы подсчитали, что каждый вложенный в камеру рубль возвращает в казну 3 рубля.
Безопасность дорожного движения это не только борьба с правонарушениями, но и это состояние дороги и ее инфраструктуры, наличие по примеру г. Москва, альтернативы платным парковкам в виде перехватывающих парковок. Борьба с правонарушениями в области дорожного движения не должна сводиться к массовым административным штрафам, основной вектор - неотвратимость административного наказания, как средства предупреждения правонарушения. Кроме того, считаем, что надо возвратиться к практике лишения права управления транспортным средством за систематическое совершение административных правонарушений правил дорожного движения. Действенным видом административного наказания, которое будет способствовать снижению правонарушений в области дорожного движения, может послужить конфискация транспортного средства за управление транспортным средством водителя, лишенным права управления.
ЗАКОПЫРИН Владимир Николаевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России
ЗВЕРЕВ Андрей Владимирович
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России
ДАЗМАРОВА Татьяна Николаевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Академии ФСИН России