К вопросу о введении курортного сбора в республике Крым

Происходящие сегодня процессы государственно-право­вого реформирования всех сфер управленческой деятельно­сти, в том числе сферы налогов и сборов, требует выработки новой концепции построения системы налогов и сборов, от­вечающей реалиям сегодняшнего дня.

К вопросу о введении курортного сбора (общие методические рекомендации для плательщиков и операторов курортного сбора в республике Крым)

Вместе с тем, налоговая система Российской Федерации за последние 27 лет много раз претерпевала существенные изменения, направленные на ее оптимизацию, а развитие и совершенствование, с целью ориентации не на фискальную функцию налогов и сборов, а на регулирующую, что вполне оправданно в условиях перехода к рыночной форме хозяйство­вания. Указанные изменения обусловлены необходимостью дальнейшего усовершенствования концептуальной основы развития системы налогов и сборов в Российской Федерации с учетом правовых особенностей, функций и специальных юридико-организационных принципов каждого вида налогов и сборов указанной системы (федеральных, региональных, местных).

Так, 30 июля 2017г. вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 214-ФЗ «О проведении эксперимен­та по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставрополь­ском крае» (далее - ФЗ № 214-ФЗ), который предусматривает порядок проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Став­ропольском крае и Краснодарском крае путем установления, введения и взимания курортного сбора, а также перечисления собранных средств в Фонд развития курортной инфраструк­туры для дальнейшего строительства, ремонта, поддержания, восстановления, благоустройства объектов санаторно-курорт­ной инфраструктуры.

Во исполнение требований ФЗ № 214-ФЗ принят Закон Республики Крым от 30 ноября 2017 года № 435-ЗРК/2017 «О введении курортного сбора» (далее - ЗРК № 435-ЗРК/2017), который регулирует правоотношения, связанные с введением курортного сбора в муниципальных образованиях Республи­ки Крым, входящих в территорию эксперимента.

Анализ положений ЗРК № 435-ЗРК/2017 позволяет вы­делить следующие методические рекомендации для платель­щиков и операторов курортного сбора в Республике Крым, а именно:

  • курортный сбор взимается на территории муници­пальных образований, входящих в территорию эксперимента, в Республике Крым с 1 мая 2019 года по 31 декабря 2022г.;
  • размер курортного сбора устанавливается за одни сут­ки фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения в размере: 0 рублей - с 1 января по 30 апреля и с 1 октября по 31 декабря каждого года проведения эксперимента; 10 рублей - с 1 мая по 30 сентября;
  • курортный сбор в Республике Крым уплачивается только на территориях следующих муниципальных образова­ний, входящих в территорию эксперимента: городского окру­га Алушта, Евпатория, Саки, Судак, Феодосия, Ялта, а также Черноморского района, т.е. на всей остальной территории Ре­спублики Крым курортный сбор взиматься не может;
  • сумма курортного сбора, подлежащая уплате платель­щиками курортного сбора в Республике Крым, исчисляется как произведение установленной ставка курортного сбора (размера) и количества дней фактического проживания пла­тельщика в объекте размещения;
  • день заезда плательщика курортного сбора не засчиты­вается в сумму курортного сбора, подлежащую уплате;
  • сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не засчи­тывается в стоимость проживания, т.е. уплачивается отдельно;
  • от уплаты курортного сбора освобождаются (при нали­чии подтверждающих соответствующую льготу документов) следующие категории лиц:
  • лица, удостоенные званий Героя Советского Союза, Ге­роя Российской Федерации или являющиеся полными кавале­рами ордена Славы;
  • лица, удостоенные звания Героя Социалистического Труда или Героя Труда Российской Федерации либо награж­денные орденом Трудовой Славы трех степеней;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ле­нинграда»;
  • лица, работавшие в период Великой Отечественной во­йны на объектах противовоздушной обороны, местной проти­вовоздушной обороны, на строительстве оборонительных со­оружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены эки­пажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • инвалиды войны;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объ­ектовых и аварийных команд местной противовоздушной обо­роны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  • лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядер­ных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравнен­ные к ним лица;
  • инвалиды I и II групп;
  • лица, сопровождающие инвалидов I группы и детей- инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
  • малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживаю­щие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О го­сударственной социальной помощи», которые имеют средне­душевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного по месту их жительства в соответствующем субъекте Российской Федерации;
  • лица, прибывшие на территорию эксперимента в це­лях получения специализированной, в том числе высокотех­нологичной, медицинской помощи или медицинской реаби­литации после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях сана­торно-курортных организаций, а также сопровождающее их лицо в случае, если пациентом является ребенок в возрасте до 18 лет;
  • больные туберкулезом;
  • лица в возрасте до 24 лет, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях, расположенных на территории эксперимента;
  • лица, постоянно работающие на территории экспери­мента на основании трудового договора или служебного кон­тракта;
  • лица, имеющие место жительства на территории экс­перимента;
  • лица, имеющие на праве собственности жилые дома (доли в праве собственности на них) и (или) жилые помеще­ния (доли в праве собственности на них) на территории экс­перимента;
  • спортсмены, тренеры, спортивные судьи, а также иные специалисты в области физической культуры и спорта, при­бывшие для участия в официальных спортивных мероприяти­ях на территорию эксперимента;
  • лица, направляемые на лечение в рамках обязательного медицинского либо социального страхования;
  • лица, имеющие место жительства (регистрацию) на тер­ритории Республики Крым.
  • исчисление и взимание курортного сбора осуществля­ется оператором курортного сбора не позднее момента выезда плательщика из объекта размещения;
  • оператор курортного сбора при взимании у платель­щиков курортного сбора суммы курортного сбора, подлежа­щей уплате, выдает плательщику курортного сбора документ, подтверждающий факт уплаты;
  • плательщик курортного сбора при уплате курортного сбора вправе требовать у оператора документ, подтверждаю­щий факт уплаты соответствующей суммы курортного сбора;
  • оператор курортного сбора при досрочном выбытии плательщика курортного сбора из объекта размещения обя­зан осуществить перерасчет и вернуть плательщику курортно­го сбора излишне уплаченную сумму сбора до момента выезда плательщика;
  • плательщик курортного сбора при досрочном выбы­тии из объекта размещения вправе требовать перерасчета и возврата излишне уплаченной суммы курортного сбора;
  • не позднее 30 календарных дней по истечении момен­та выезда плательщика курортного сбора из объекта разме­щения оператор курортного сбора, в случае невозможности удержания у плательщика курортного сбора исчисленной суммы курортного сбора, уведомляет уполномоченный орган исполнительной власти Республики Крым, ответственный за проведение эксперимента, о невозможности удержания ку­рортного сбора у плательщика курортного сбора и соответ­ствующей сумме курортного сбора, подлежащей уплате, в по­рядке и форме, предусмотренной уполномоченным органом исполнительной власти Республики Крым;
  • операторы курортного сбора в порядке, установлен­ном уполномоченным органом исполнительной власти Респу­блики Крым, обязаны осуществлять учет плательщиков ку­рортного сбора и лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора;
  • перечисление курортного сбора в бюджет Республики Крым осуществляется оператором курортного сбора не позд­нее 10 числа месяца, следующего за отчетным;
  • уполномоченный орган исполнительной власти Ре­спублики Крым уведомляет операторов курортного сбора о реквизитах для формирования платежных поручений по уплате курортного сбора;
  • региональный государственный контроль за испол­нением плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора требований ФЗ № 214-ФЗ осуществляется органом исполнительной власти Республики Крым, уполно­моченным на осуществление государственного контроля за ис­полнением плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора, путем проведения плановых и внеплановых проверок, с учетом требований Федерального закона от 26 де­кабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального кон­троля»;
  • оператор курортного сбора обязан обеспечить долж­ностным лицам органа регионального государственного контроля доступ к объектам, подлежащим региональному государственному контролю, и представить документацию, необходимую для его проведения;
  • ответственность за нарушение положений ЗРК № 435- ЗРК/2017 и иных нормативных правовых актов Республики Крым, связанных с проведением эксперимента, устанавлива­ется соответствующим законодательством Республики Крым.

Таким образом, грамотное и согласованное соблюдение всего алгоритма действий, основанного на требованиях ФЗ № 214-ФЗ и ЗРК № 435-ЗРК/2017, как плательщиками, так и опе­раторами курортного сбора, позволит достигнуть тех целей и результатов, ради которых, собственно, и были приняты ФЗ № 214-ФЗ и ЗРК № 435-ЗРК/2017, а именно: развитие санаторно­курортной и туристической инфраструктуры, ее восстановле­ние, развитие, ремонт, содержание, благоустройство, рестав­рация, что будет способствовать развитию сферы курортов и туризма Российской Федерации и Республики Крым.

ЕВСИКОВА Елена Витальевна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного и финансового права Крымского филиала Российского государственного университета правосудия (РПА Минюста России)

Правовые онлайн консультации юристов осуществляет проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.). 

© 2019. Правовые онлайн консультации юристов. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Юридическая консультация и помощь по БЕСПЛАТНОМУ тел. Россия +8 800 500-27-29 (доб. 507)
Московская обл, г. Москва +7 499 653-60-72 (доб. 665)
Ленинградская обл, г. Санкт-Петербург +7 812 426-14-07 (доб. 423)
в режиме online - круглосуточно!