Происходящие сегодня процессы государственно-правового реформирования всех сфер управленческой деятельности, в том числе сферы налогов и сборов, требует выработки новой концепции построения системы налогов и сборов, отвечающей реалиям сегодняшнего дня.
К вопросу о введении курортного сбора (общие методические рекомендации для плательщиков и операторов курортного сбора в республике Крым)
Вместе с тем, налоговая система Российской Федерации за последние 27 лет много раз претерпевала существенные изменения, направленные на ее оптимизацию, а развитие и совершенствование, с целью ориентации не на фискальную функцию налогов и сборов, а на регулирующую, что вполне оправданно в условиях перехода к рыночной форме хозяйствования. Указанные изменения обусловлены необходимостью дальнейшего усовершенствования концептуальной основы развития системы налогов и сборов в Российской Федерации с учетом правовых особенностей, функций и специальных юридико-организационных принципов каждого вида налогов и сборов указанной системы (федеральных, региональных, местных).
Так, 30 июля 2017г. вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» (далее - ФЗ № 214-ФЗ), который предусматривает порядок проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Ставропольском крае и Краснодарском крае путем установления, введения и взимания курортного сбора, а также перечисления собранных средств в Фонд развития курортной инфраструктуры для дальнейшего строительства, ремонта, поддержания, восстановления, благоустройства объектов санаторно-курортной инфраструктуры.
Во исполнение требований ФЗ № 214-ФЗ принят Закон Республики Крым от 30 ноября 2017 года № 435-ЗРК/2017 «О введении курортного сбора» (далее - ЗРК № 435-ЗРК/2017), который регулирует правоотношения, связанные с введением курортного сбора в муниципальных образованиях Республики Крым, входящих в территорию эксперимента.
Анализ положений ЗРК № 435-ЗРК/2017 позволяет выделить следующие методические рекомендации для плательщиков и операторов курортного сбора в Республике Крым, а именно:
- курортный сбор взимается на территории муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента, в Республике Крым с 1 мая 2019 года по 31 декабря 2022г.;
- размер курортного сбора устанавливается за одни сутки фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения в размере: 0 рублей - с 1 января по 30 апреля и с 1 октября по 31 декабря каждого года проведения эксперимента; 10 рублей - с 1 мая по 30 сентября;
- курортный сбор в Республике Крым уплачивается только на территориях следующих муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента: городского округа Алушта, Евпатория, Саки, Судак, Феодосия, Ялта, а также Черноморского района, т.е. на всей остальной территории Республики Крым курортный сбор взиматься не может;
- сумма курортного сбора, подлежащая уплате плательщиками курортного сбора в Республике Крым, исчисляется как произведение установленной ставка курортного сбора (размера) и количества дней фактического проживания плательщика в объекте размещения;
- день заезда плательщика курортного сбора не засчитывается в сумму курортного сбора, подлежащую уплате;
- сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не засчитывается в стоимость проживания, т.е. уплачивается отдельно;
- от уплаты курортного сбора освобождаются (при наличии подтверждающих соответствующую льготу документов) следующие категории лиц:
- лица, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющиеся полными кавалерами ордена Славы;
- лица, удостоенные звания Героя Социалистического Труда или Героя Труда Российской Федерации либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;
- участники Великой Отечественной войны;
- ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1-4 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»;
- лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
- лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
- инвалиды войны;
- члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
- лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним лица;
- инвалиды I и II групп;
- лица, сопровождающие инвалидов I группы и детей- инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
- малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного по месту их жительства в соответствующем субъекте Российской Федерации;
- лица, прибывшие на территорию эксперимента в целях получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи или медицинской реабилитации после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях санаторно-курортных организаций, а также сопровождающее их лицо в случае, если пациентом является ребенок в возрасте до 18 лет;
- больные туберкулезом;
- лица в возрасте до 24 лет, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях, расположенных на территории эксперимента;
- лица, постоянно работающие на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта;
- лица, имеющие место жительства на территории эксперимента;
- лица, имеющие на праве собственности жилые дома (доли в праве собственности на них) и (или) жилые помещения (доли в праве собственности на них) на территории эксперимента;
- спортсмены, тренеры, спортивные судьи, а также иные специалисты в области физической культуры и спорта, прибывшие для участия в официальных спортивных мероприятиях на территорию эксперимента;
- лица, направляемые на лечение в рамках обязательного медицинского либо социального страхования;
- лица, имеющие место жительства (регистрацию) на территории Республики Крым.
- исчисление и взимание курортного сбора осуществляется оператором курортного сбора не позднее момента выезда плательщика из объекта размещения;
- оператор курортного сбора при взимании у плательщиков курортного сбора суммы курортного сбора, подлежащей уплате, выдает плательщику курортного сбора документ, подтверждающий факт уплаты;
- плательщик курортного сбора при уплате курортного сбора вправе требовать у оператора документ, подтверждающий факт уплаты соответствующей суммы курортного сбора;
- оператор курортного сбора при досрочном выбытии плательщика курортного сбора из объекта размещения обязан осуществить перерасчет и вернуть плательщику курортного сбора излишне уплаченную сумму сбора до момента выезда плательщика;
- плательщик курортного сбора при досрочном выбытии из объекта размещения вправе требовать перерасчета и возврата излишне уплаченной суммы курортного сбора;
- не позднее 30 календарных дней по истечении момента выезда плательщика курортного сбора из объекта размещения оператор курортного сбора, в случае невозможности удержания у плательщика курортного сбора исчисленной суммы курортного сбора, уведомляет уполномоченный орган исполнительной власти Республики Крым, ответственный за проведение эксперимента, о невозможности удержания курортного сбора у плательщика курортного сбора и соответствующей сумме курортного сбора, подлежащей уплате, в порядке и форме, предусмотренной уполномоченным органом исполнительной власти Республики Крым;
- операторы курортного сбора в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти Республики Крым, обязаны осуществлять учет плательщиков курортного сбора и лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора;
- перечисление курортного сбора в бюджет Республики Крым осуществляется оператором курортного сбора не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным;
- уполномоченный орган исполнительной власти Республики Крым уведомляет операторов курортного сбора о реквизитах для формирования платежных поручений по уплате курортного сбора;
- региональный государственный контроль за исполнением плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора требований ФЗ № 214-ФЗ осуществляется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление государственного контроля за исполнением плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора, путем проведения плановых и внеплановых проверок, с учетом требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- оператор курортного сбора обязан обеспечить должностным лицам органа регионального государственного контроля доступ к объектам, подлежащим региональному государственному контролю, и представить документацию, необходимую для его проведения;
- ответственность за нарушение положений ЗРК № 435- ЗРК/2017 и иных нормативных правовых актов Республики Крым, связанных с проведением эксперимента, устанавливается соответствующим законодательством Республики Крым.
Таким образом, грамотное и согласованное соблюдение всего алгоритма действий, основанного на требованиях ФЗ № 214-ФЗ и ЗРК № 435-ЗРК/2017, как плательщиками, так и операторами курортного сбора, позволит достигнуть тех целей и результатов, ради которых, собственно, и были приняты ФЗ № 214-ФЗ и ЗРК № 435-ЗРК/2017, а именно: развитие санаторнокурортной и туристической инфраструктуры, ее восстановление, развитие, ремонт, содержание, благоустройство, реставрация, что будет способствовать развитию сферы курортов и туризма Российской Федерации и Республики Крым.
ЕВСИКОВА Елена Витальевна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного и финансового права Крымского филиала Российского государственного университета правосудия (РПА Минюста России)