Данное положение предполагает то, что все граждане имеют право на равных условиях претендовать на место в системе органов государственной власти.
Регламентировав в Конституции данное право, государство взяло на себя обязательство гарантировать гражданам его реализацию в полном объеме исключительно в соответствии с их профессиональными качествами, способностями, уровнем знаний и умениями. Подобные требования обусловлены прежде всего тем, что государственная служба подразумевает собой реализацию государственными служащими различных полномочий государства, в связи с чем для обеспечения нормальной работы органов государственной власти необходимы служащие с высоким уровнем профессионализма.
Кандидаты, претендующие на место в органах государственной власти, ни в коем случае не должны подвергаться какой-либо дискриминации по тем или иным, не связанным с профессиональными качествами, признакам, таким как раса, пол, социальное происхождение и иным обстоятельствам.
Но в то же время нельзя сказать, что абсолютно все граждане могут рассчитывать на реализацию ими данного права, поскольку существуют определенные ограничения, установленные федеральным законодательством, в число которых входит наличие судимости у гражданина.
Судимость лица порождается наказанием, которое, согласно ч. 1 ст. 43 УК РФ, представляет собой совокупность определенных мер государственного принуждения, направленное на лишение или ограничение прав и свобод лица, признанного судом виновным в совершении преступления. Оно является основным методом борьбы с преступностью, поскольку наказание является противодействием совершенному преступлению, так как применяя наказание в отношении преступника, государство пытается возместить нанесенный им ущерб и восстановить социальную справедливость, что закреплено в ч. 2 ст. 43 УК РФ.
Судимость в теории уголовного права является тем правовым последствием, которое несет лицо за совершение преступления, что порождает особое правовое состояние, накладывающее на него определенные ограничения. Но в действительности они затрагивают не только виновное лицо, но и его близких, тем самым ограничивая их в реализации своих прав.
Ограничения при приеме на государственную службу четко определены федеральным законодательством, примером чего может служить целый комплекс федеральных законов, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации регулируют общественные отношения, определяющие правовые и организационные основы системы государственной службы.
В свою очередь, требования, предъявляемые к кандидатам, существуют в каждом из соответствующих федеральных нормативно-правовых актов в виде исчерпывающего перечня, примером чего является ст. 40.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - ФЗ «О прокуратуре РФ»), где в ч. 1 и 2 установлены определенные требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров, а также обстоятельства, налагающие различные ограничения.
В данном перечне следует обратить особое внимание на п. 4 ч. 1 ст. 40.1 ФЗ «О прокуратуре РФ», согласно которому лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе, поскольку оно имело или имеет судимость.
Исторически сложилось, что отечественное законодательство ограничивает лиц, когда-либо привлеченных к уголовной ответственности в реализации различных прав, вследствие чего данное положение имеется также и в иных федеральных нормативно-правовых актах соответствующих органов государственной власти, и необходимо отметить, что оно вполне оправданно, поскольку тогда как практически ко всем служащим, обеспечивающим исполнение определенных государственных полномочий, предъявляются крайне высокие требования морального облика, категорически недопустимо, чтобы их осуществлением занималось лицо, привлеченное к уголовной ответственности за совершение преступления.
Кроме того, ограничивая в поступлении на службу лиц, имеющих или имевших судимость, государство принимает превентивные меры по недопущению проникновения в государственные органы нежелательных элементов, тем самым уменьшая потенциальный уровень коррупции и криминальную зараженность государственного аппарата.
Однако, судя по современной практике приема в государственные органы, мы видим, что препятствием на поступление на службу может являться не судимость кандидата, которой может не быть, а судимость его близких родственников. Так, очень часто людям, желающим поступить на государственную службу, отказывают в трудоустройстве, ссылаясь на факт привлечения его родственника к уголовной ответственности.
Несмотря на факт того, что в данном случае ограничение лица при приеме на государственную службу влечет за собой нарушение его права, часть авторов придерживается позиции, что хоть оно действительно не соответствует действующему законодательству, но тем не менее имеет место быть.
Данная точка зрения обосновывается тем, что подобное ограничение способствовало бы формированию кадрового состава органов государственной власти из законопослушных граждан, не имеющих контактов с лицами, связанными с преступной деятельностью. Помимо этого, ими также было проведено анкетирование сотрудников кадровых подразделений органов внутренних дел, которое показало, что 17 % опрошенных респондентов указали на необходимость предусмотреть возможность отказа в приеме на службу для лиц, имеющих судимых близких родственников.
Для этого авторами предлагается конкретизировать запрет на ограничение допуска к государственной и муниципальной службе лиц с криминальным прошлым путем внесения изменений в федеральное законодательство, а именно ограничить в доступе к государственной службе лиц, имеющих близких родственников с судимостью, в том числе снятой или погашенной.
Более того, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации», одним из факторов риска возможного девиантного поведения со стороны кандидата на должность в ОВД является наличие противоправных контактов с лицами, имеющими неснятую или непогашенную судимость, что хоть и не является определяющим фактором, но сильно снижает его шансы поступить на службу. Таким образом мы видим, что уже в настоящее время принимаются нормативные акты, ограничивающие и нарушающие право, предусмотренное ч. 4 ст. 32 Конституции РФ.
На наш взгляд, подобная практика недопустима, поскольку данное право обуславливает равенство доступа гражданина к государственной службе, его возможность претендовать без дискриминации и необоснованных ограничений на получение и сохранение им статуса государственного служащего при том условии, если он соответствует всем определенным индивидуальным требованиям по тем или иным обоснованным признакам, касающихся исключительно его деловых и профессиональных качеств. При вышеописанном применении ограничений данное право абсолютно нивелируется, так как право без реализации теряет какой-либо смысл.
В свою очередь, если рассматривать эти меры с точки зрения превентивных действий государства с целью предотвращения коррумпированности и так называемой криминальной зараженности, то и тут не все так однозначно, потому что, как нам известно, в Российской Федерации очень высокий уровень латентной преступности. Следовательно, данные меры не могут служить гарантией того, что в систему органов государственной власти не попадут лица, так или иначе связанные с преступностью, учитывая факт того, что преступления могут быть не зарегистрированы самими правоохранительными органами с целью защиты заинтересованных в этом лиц.
В случае отказа в поступлении на государственную службу кандидату по причине привлечения его близкого родственника к уголовной ответственности будет наблюдаться полное противоречие принципу личной виновной ответственности в целом, поскольку нести ответственность за свое преступное деяние должно лишь лицо, которое его совершило. Если же ответственность за него распространяется и на лиц, находящихся с ним в близком родстве или свойстве, нельзя сказать, что уголовный закон действует в соответствии вышеназванному принципу.
Например, в том случае, если мать двоих детей, терпящая физическое насилие от мужа, которое выражается в причинении ей как минимум легкого вреда здоровью, напишет заявление в полицию, в результате чего он будет привлечен к уголовной ответственности, то в будущем ее дети о карьере в государственных органах с наибольшей вероятностью могут забыть, поскольку при поступлении на службу выявится факт привлечения их отца к уголовной ответственности. Таким образом, мы видим, что уголовная ответственность затрагивает не только виновное в совершении преступления лицо, но и его невиновных близких.
Стоит отметить, что наши доводы подтверждаются также судебной практикой. В частности, Верховным Судом Российской Федерации, согласно Решению ВС РФ от 27 марта 2017 г. № АКПИ17-46, было установлено, что приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 июля 2014 г. № 595 утверждена Инструкция о порядке отбора граждан Российской Федерации и приема документов для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 41 данной Инструкции, уполномоченный на то руководитель может индивидуально принять решение о принятии кандидата на службу в органы внутренних дел в случае, если имеются достоверные сведения о наличии у него судимых родственников. Следовательно, руководитель также имеет право отказать ему на этом основании, что, в свою очередь, не согласуется с требованием правовой определенности и принципом равного доступа к государственной службе.
Нельзя сказать, что данный пункт Инструкции является соответствующим законодательству, так как все правовые основания, по которым гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел, определены в Законе о службе в ОВД, согласно которому полученные данные о наличии у родственников кандидата судимости не определяют в качестве самостоятельного основания для отказа в приеме.
На основании вышеизложенного решением Верховного Суда РФ норма была признана недействующей в той части, в какой она допускает принятие упомянутого решения только на основании полученных данных о наличии у родственников кандидата судимости, поскольку она наделяет соответствующее должностное лицо, по сути, неограниченной дискрецией и позволяет при прочих одинаковых условиях наличие у родственников кандидата судимости либо использовать для принятия отрицательного решения, либо нет.
В связи со всем этим мы считаем, что практику отказа кандидатам в поступлении на государственную службу на основании наличия у его близких родственников судимости необходимо устранить и добавить в соответствующие нормативно-правовые акты положения, признающие основания для отказа в трудоустройстве, которые противоречат или не соответствуют установленным федеральным законодательством требованиям, недействительными.
КУЗЬМИН Иван Петрович
студент 4 курса Юридического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова
ГОГОЛЕВА Анна Яковлевна
старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса Юридического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова