Юристы и адвокаты по административному праву

Юридическая онлайн консультация по административным делам

Иностранные граждане нарушающие миграционное законодательство

9 марта 2017 года на расши­ренном заседании коллегии МВД России Президент РФ В. В. Путин обозначил необходимость усиления мер по противо­действию нелегальной миграции: «Мы создаем цивилизован­ную прозрачную среду для тех, кто хотел бы жить и работать в России, но, безусловно, соблюдая наши законы, уважая тради­ции и культуру нашей страны. При этом каналы нелегальной миграции, любые факты нарушений миграционного законо­дательства должны решительно пресекаться».

Основную роль в противодействии нелегальной миграции играет МВД России. Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных ве­ществ и их прекурсоров и в сфере миграции» была упразднена Федеральная миграционная служба. Этим же нормативным пра­вовым актом были внесены изменения в структуру центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденную Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Во­просы Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Так, МВД России были переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-пра­вовому регулированию в сфере миграции, а также правопри­менительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанной сфере согласно Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, ут­вержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699 (далее - Положение о МВД России).

Меры административного принуждения, применяемыек иностранным гражданам, нарушающим миграционное законодательство

Для обеспечения и осуществления этой функции в струк­туре центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации было сформировано Главное управле­ние по вопросам миграции (ГУВМ МВД России), соответству­ющие подразделения были созданы в структуре территори­альных органов МВД России регионального уровня.

Сотрудники подразделений по вопросам миграции тер­риториального органа МВД России наделены целым ком­плексом полномочий по применению принудительных мер воздействия на иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушающих миграционное законодательство. К арсеналу административно-правовых средств, активно применяемых органами внутренних дел, относятся привлечение к адми­нистративной ответственности за нарушение миграционно­го законодательства. Так в 2016 году органы внутренних дел провели 420,4 тысяч мероприятий по выявлению нарушений миграционного законодательства (-32,9 % по сравнению с 2015 годом), в результате которых было выявлено и составлено 474,8 тысяч протоколов об административных правонарушениях (-54,8 % по сравнению с 2015 годом), выдворено и депортиро­вано 60042 человека (-8,9 % по сравнению с 2015 годом).

Главой 18 Кодекса Российской Федерации об админи­стративных правонарушениях (далее - КоАП РФ, а также Ко­декс) предусмотрены административные правонарушения, связанные с нарушением иностранными гражданами или ли­цами без гражданства правил пребывания или проживания в Российской Федерации, а именно:иностранный гражданин или лицо без гражданства, совершившие административное правонарушение (за нарушение режима пребывания (ст. 18.8), правил привлечения и использования в России иностранной рабочей силы (ч. 1-3 ст. 18.10) и иммиграционных правил (ч. 1 ст. 18.11), несоблюдение установленных в соответствии с феде­ральным законом ограничений на осуществлении отдельных видов деятельности (ч. 2 ст. 18.17) и представление ложных све­дений при осуществлении миграционного учета (ч.ч. 1 и 3 ст. 19.27)), подлежит административному выдворению за преде­лы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации или

Вместе с тем анализ законодательства и правопримени­тельной практики функционирования органов внутренних дел позволяет сделать вывод о существовании ряда нерешен­ных проблем и наличии потенциала для совершенствования как правовой, так и организационной основ деятельности МВД России в указанном направлении.

Во-первых, при назначении районным судьей администра­тивного выдворения за административные правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации они обязаны выехать с территории России. Однако, изменив транскрипцию написания своих установочных данных, ино­странные граждане по новым документам могут вновь бес­препятственно въехать на территорию России. Думается, что для отслеживания таких нарушителей необходимо ввести обязательным условием получения визы для въезда в Россий­скую Федерацию дактилоскопическую регистрацию. При рас­смотрении предоставленных документов для получения визы необходимо сверять дактилоскопические данные с информа­цией из центрального банка данных Главного управления по вопросам миграции МВД России, в котором согласно ст. 33 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом по­ложении иностранных граждан в Российской Федерации» (да­лее - Федеральный закон № 115-ФЗ) хранятся сведения о госу­дарственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, для возможности отказа им в выдаче визы на въезд в Российскую Федерацию.

Во-вторых, целесообразно разработать и утвердить ве­домственные нормативные правовые акты МВД России, регла­ментирующие работу подразделений по вопросам миграции в сфере контроля за соблюдением иностранными гражданами режима пребывания в Российской Федерации и применения в отношении них мер административного воздействия.

В-третьих, Федеральным законом от 03.07.2016 № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием госу­дарственного управления в сфере контроля за оборотом нар­котических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 18.8, ст. 18.9, ч.ч. 1 и 4 ст. 18.10, ст.ст. 18.15 - 18.18, ч. 1 ст. 18.19, ст.ст. 18.20, 19.27 КоАП РФ, были переданы орга­нам внутренних дел (полиции), путем включения перечня со­ответствующих статей Особенной части Кодекса в ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ. Кроме того в КоАП РФ была включена специальная норма, устанавливающая должностную подведомственность по рассмотрению указанных выше дел (п. 11 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ). Исходя из этого, а также учитывая п. 4 ч. 2 ст. 22.2 КоАП РФ можно сделать вывод, что от имени органов внутренних дел рассматривать дела об административных правонаруше­ниях в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации вправе руководители структурных подразделений (подразделение по вопросам миграции) территориальных ор­ганов федеральных органов исполнительной власти (террито­риального органа МВДРоссии), их заместители. Иначе говоря, например, начальники отделов иммиграционного контроля и по вопросам трудовой миграции такими полномочиями не обладают, так как являются руководителями структурных подразделений в составе структурного подразделения (под­разделение по вопросам миграции) территориального органа федерального органа исполнительной власти (территориаль­ного органа МВД России).

Выведение начальников отделов иммиграционного кон­троля и по вопросам трудовой миграции из круга субъектов, обладающих правом рассмотрения дел об административных правонарушениях в области режима пребывания на террито­рии Российской Федерации, снижает эффективность противо­действия нелегальной миграции, т.к. сотрудники именно этих отделов в первую очередь выполняют функции контроля за пребыванием иностранных граждан на территории России.

Для решения данной проблемы можно предложить два пути. Во-первых, вновь наделить начальников отделов имми­грационного контроля и по вопросам трудовой миграции подразделений по вопросам миграции функцией по рассмо­трению дел об административных правонарушениях. Для этого необходимо дополнить часть вторую ст. 23.3 КоАП РФ пунктом 13 следующего содержания: «руководители подраз­делений иммиграционного контроля и по вопросам трудовой миграции структурных подразделений по вопросам мигра­ции территориальных органов, их заместители - об админи­стративных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьей 18.9, частями 1 и 4 статьи 18.10, статьями 18.15 - 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.8.3, 19.15 - 19.18, 19.27 настоящего Кодекса.».

Второй путь решения этой проблемы рассмотреть пози­цию, что руководители отделов иммиграционного контроля и по вопросам трудовой миграции подразделений по вопросам миграции имеют право рассмотрения дел об административ­ных правонарушениях в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 22.2 КоАП РФ. На наш взгляд, при определении круга должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере миграции, наряду с положениями п. 11 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ, следует руководствоваться отдель­ными нормами, закрепленными в главе 22 Кодекса.

Комплексное толкование положений Раздела III КоАП РФ позволяет рассматривать правила закрепленные в главе 22 Кодекса как имеющие самостоятельное значение при опре­делении границ компетенции должностных лиц при рассмо­трении дел об административных правонарушениях. Таким образом, ч. 2 ст. 22.2 КоАП РФ также имеет самостоятельное регулятивное значение, а положения указанной нормы долж­ны учитываться отдельно отправил, закрепленных в ч. 1 ст. 22.2 КоАП РФ. При использовании такого подхода можно сделать заключение о том, что наряду с субъектами, перечисленным в главе 23 Кодекса, дела названной выше категории могут рас­сматриваться должностными лицами, указанными в п. 5 ч. 2 ст. 22.2 КоАП РФ. Данный вывод косвенно подтверждается сравнительным анализом указанной выше нормы с положени­ями п. 3 ч. 5 ст. 22.2 КоАП РФ. Так, п. 3 ч. 5 ст. 22.2КоАП РФ со­держит прямую отсылку к перечню должностных лиц, указан­ных в главе 23 Кодекса, например, главный государственный инспектор субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (п. 7 ч. 2 ст. 23.29 КоАП РФ). Тогда как п. 5 ч. 2 ст. 22.2 КоАП РФ содержит лишь специальные призна­ки субъекта административной юрисдикции (осуществление в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ над­зорных или контрольных функций).

Учитывая, что начальники отделов иммиграционного контроля и по вопросам трудовой миграции подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России по субъекту Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 115-ФЗ, а также согласно п. 25 п. 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Фе­дерации, утвержденному Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699, осуществляют федеральный государственный контроль (надзор) за проживанием, временным пребыванием в Россий­ской Федерации и транзитным передвижением в пределах Российской Федерации иностранных граждан и лиц без граж­данства, они вправе рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере миграции.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что ранее действовавшая ст. 23.67 КоАП РФ предусматривала возмож­ность рассмотрения дел начальниками отделов иммиграцион­ного контроля и по вопросам трудовой миграции территори­альных органов ФМС России.

В заключении хотелось бы выразить надежду, что данные предложения позволят более эффективно реализовывать при­менение мер административного принуждения в отношении иностранных граждан, совершающих административные пра­вонарушения в области режима пребывания на территории Российской Федерации.

КУДАШОВА Ирина Владимировна
кандидат философских наук, доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД Сибирского юридического института МВД России

  • All
  • ДТП
  • адвокат
  • адвокатская деятельность
  • административная ответственность
  • административное законодательство
  • административное право
  • безопасность дорожного движения
  • гражданское право
  • договор возмездного оказания услуг
  • договор купли продажи недвижимости
  • договор на оказание юридических услуг
  • игорный бизнес
  • изъятие оружия
  • курортный сбор
  • лишение права управления
  • наружная реклама
  • пневматическое оружие
  • правила дорожного движения
  • правовое регулирование рекламы
  • право на получение квалифицированной юридической помощи
  • предоставление доступа к базам данных
  • рыболовство
  • семейно бытовое насилие
  • удостоверение нотариусом договора купли продажи недвижимости
  • юридическая помощь
  • юридические услуги
load more hold SHIFT key to load all load all
Правовые онлайн консультации юристов осуществляет проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.).