9 марта 2017 года на расширенном заседании коллегии МВД России Президент РФ В. В. Путин обозначил необходимость усиления мер по противодействию нелегальной миграции: «Мы создаем цивилизованную прозрачную среду для тех, кто хотел бы жить и работать в России, но, безусловно, соблюдая наши законы, уважая традиции и культуру нашей страны. При этом каналы нелегальной миграции, любые факты нарушений миграционного законодательства должны решительно пресекаться».
Основную роль в противодействии нелегальной миграции играет МВД России. Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» была упразднена Федеральная миграционная служба. Этим же нормативным правовым актом были внесены изменения в структуру центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденную Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Так, МВД России были переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанной сфере согласно Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699 (далее - Положение о МВД России).
Меры административного принуждения, применяемыек иностранным гражданам, нарушающим миграционное законодательство
Для обеспечения и осуществления этой функции в структуре центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации было сформировано Главное управление по вопросам миграции (ГУВМ МВД России), соответствующие подразделения были созданы в структуре территориальных органов МВД России регионального уровня.
Сотрудники подразделений по вопросам миграции территориального органа МВД России наделены целым комплексом полномочий по применению принудительных мер воздействия на иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушающих миграционное законодательство. К арсеналу административно-правовых средств, активно применяемых органами внутренних дел, относятся привлечение к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства. Так в 2016 году органы внутренних дел провели 420,4 тысяч мероприятий по выявлению нарушений миграционного законодательства (-32,9 % по сравнению с 2015 годом), в результате которых было выявлено и составлено 474,8 тысяч протоколов об административных правонарушениях (-54,8 % по сравнению с 2015 годом), выдворено и депортировано 60042 человека (-8,9 % по сравнению с 2015 годом).
Главой 18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, а также Кодекс) предусмотрены административные правонарушения, связанные с нарушением иностранными гражданами или лицами без гражданства правил пребывания или проживания в Российской Федерации, а именно:иностранный гражданин или лицо без гражданства, совершившие административное правонарушение (за нарушение режима пребывания (ст. 18.8), правил привлечения и использования в России иностранной рабочей силы (ч. 1-3 ст. 18.10) и иммиграционных правил (ч. 1 ст. 18.11), несоблюдение установленных в соответствии с федеральным законом ограничений на осуществлении отдельных видов деятельности (ч. 2 ст. 18.17) и представление ложных сведений при осуществлении миграционного учета (ч.ч. 1 и 3 ст. 19.27)), подлежит административному выдворению за пределы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации или
Вместе с тем анализ законодательства и правоприменительной практики функционирования органов внутренних дел позволяет сделать вывод о существовании ряда нерешенных проблем и наличии потенциала для совершенствования как правовой, так и организационной основ деятельности МВД России в указанном направлении.
Во-первых, при назначении районным судьей административного выдворения за административные правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации они обязаны выехать с территории России. Однако, изменив транскрипцию написания своих установочных данных, иностранные граждане по новым документам могут вновь беспрепятственно въехать на территорию России. Думается, что для отслеживания таких нарушителей необходимо ввести обязательным условием получения визы для въезда в Российскую Федерацию дактилоскопическую регистрацию. При рассмотрении предоставленных документов для получения визы необходимо сверять дактилоскопические данные с информацией из центрального банка данных Главного управления по вопросам миграции МВД России, в котором согласно ст. 33 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) хранятся сведения о государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, для возможности отказа им в выдаче визы на въезд в Российскую Федерацию.
Во-вторых, целесообразно разработать и утвердить ведомственные нормативные правовые акты МВД России, регламентирующие работу подразделений по вопросам миграции в сфере контроля за соблюдением иностранными гражданами режима пребывания в Российской Федерации и применения в отношении них мер административного воздействия.
В-третьих, Федеральным законом от 03.07.2016 № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 18.8, ст. 18.9, ч.ч. 1 и 4 ст. 18.10, ст.ст. 18.15 - 18.18, ч. 1 ст. 18.19, ст.ст. 18.20, 19.27 КоАП РФ, были переданы органам внутренних дел (полиции), путем включения перечня соответствующих статей Особенной части Кодекса в ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ. Кроме того в КоАП РФ была включена специальная норма, устанавливающая должностную подведомственность по рассмотрению указанных выше дел (п. 11 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ). Исходя из этого, а также учитывая п. 4 ч. 2 ст. 22.2 КоАП РФ можно сделать вывод, что от имени органов внутренних дел рассматривать дела об административных правонарушениях в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации вправе руководители структурных подразделений (подразделение по вопросам миграции) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (территориального органа МВДРоссии), их заместители. Иначе говоря, например, начальники отделов иммиграционного контроля и по вопросам трудовой миграции такими полномочиями не обладают, так как являются руководителями структурных подразделений в составе структурного подразделения (подразделение по вопросам миграции) территориального органа федерального органа исполнительной власти (территориального органа МВД России).
Выведение начальников отделов иммиграционного контроля и по вопросам трудовой миграции из круга субъектов, обладающих правом рассмотрения дел об административных правонарушениях в области режима пребывания на территории Российской Федерации, снижает эффективность противодействия нелегальной миграции, т.к. сотрудники именно этих отделов в первую очередь выполняют функции контроля за пребыванием иностранных граждан на территории России.
Для решения данной проблемы можно предложить два пути. Во-первых, вновь наделить начальников отделов иммиграционного контроля и по вопросам трудовой миграции подразделений по вопросам миграции функцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Для этого необходимо дополнить часть вторую ст. 23.3 КоАП РФ пунктом 13 следующего содержания: «руководители подразделений иммиграционного контроля и по вопросам трудовой миграции структурных подразделений по вопросам миграции территориальных органов, их заместители - об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьей 18.9, частями 1 и 4 статьи 18.10, статьями 18.15 - 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.8.3, 19.15 - 19.18, 19.27 настоящего Кодекса.».
Второй путь решения этой проблемы рассмотреть позицию, что руководители отделов иммиграционного контроля и по вопросам трудовой миграции подразделений по вопросам миграции имеют право рассмотрения дел об административных правонарушениях в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 22.2 КоАП РФ. На наш взгляд, при определении круга должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере миграции, наряду с положениями п. 11 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ, следует руководствоваться отдельными нормами, закрепленными в главе 22 Кодекса.
Комплексное толкование положений Раздела III КоАП РФ позволяет рассматривать правила закрепленные в главе 22 Кодекса как имеющие самостоятельное значение при определении границ компетенции должностных лиц при рассмотрении дел об административных правонарушениях. Таким образом, ч. 2 ст. 22.2 КоАП РФ также имеет самостоятельное регулятивное значение, а положения указанной нормы должны учитываться отдельно отправил, закрепленных в ч. 1 ст. 22.2 КоАП РФ. При использовании такого подхода можно сделать заключение о том, что наряду с субъектами, перечисленным в главе 23 Кодекса, дела названной выше категории могут рассматриваться должностными лицами, указанными в п. 5 ч. 2 ст. 22.2 КоАП РФ. Данный вывод косвенно подтверждается сравнительным анализом указанной выше нормы с положениями п. 3 ч. 5 ст. 22.2 КоАП РФ. Так, п. 3 ч. 5 ст. 22.2КоАП РФ содержит прямую отсылку к перечню должностных лиц, указанных в главе 23 Кодекса, например, главный государственный инспектор субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (п. 7 ч. 2 ст. 23.29 КоАП РФ). Тогда как п. 5 ч. 2 ст. 22.2 КоАП РФ содержит лишь специальные признаки субъекта административной юрисдикции (осуществление в соответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорных или контрольных функций).
Учитывая, что начальники отделов иммиграционного контроля и по вопросам трудовой миграции подразделения по вопросам миграции территориального органа МВД России по субъекту Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 115-ФЗ, а также согласно п. 25 п. 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699, осуществляют федеральный государственный контроль (надзор) за проживанием, временным пребыванием в Российской Федерации и транзитным передвижением в пределах Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, они вправе рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере миграции.
Кроме того, следует обратить внимание на то, что ранее действовавшая ст. 23.67 КоАП РФ предусматривала возможность рассмотрения дел начальниками отделов иммиграционного контроля и по вопросам трудовой миграции территориальных органов ФМС России.
В заключении хотелось бы выразить надежду, что данные предложения позволят более эффективно реализовывать применение мер административного принуждения в отношении иностранных граждан, совершающих административные правонарушения в области режима пребывания на территории Российской Федерации.
КУДАШОВА Ирина Владимировна
кандидат философских наук, доцент кафедры административного права и административной деятельности ОВД Сибирского юридического института МВД России