Административные правонарушения связанные с нарушением правил рыболовства

В качестве одного из отличительных признаков админи­стративной ответственности в теории административного пра­ва рассматривается основание ее применения - совершение административного правонарушения.

Действующее административное законодательство, опре­деляет административное правонарушение как противоправ­ное, виновное действие (бездействие) физического или юри­дического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъ­ектов Российской Федерации об административных правона­рушениях установлена административная ответственность.

Исходя из анализа, сформулированного в части 1 ста­тьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятия административного правонаруше­ния, а также задач и принципов законодательства об админи­стративных правонарушениях, выделяют два основания административной ответственности: материальное (фактическое) и юридическое.

Материальным (фактическим) основанием администра­тивной ответственности является совершение деяния в форме действия или бездействия.

Квалификация административных правонарушений в области охраны морских биологических ресурсов, связанных с нарушением правил рыболовства

Под юридическим основанием административной от­ветственности понимается состав административного право­нарушения, который представляет собой совокупность уста­новленных законом объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное деяние как административное правонарушение.

Единство и взаимосвязь указанных оснований админи­стративной ответственности, в том числе и за правонарушения в области охраны морских биологических ресурсов, связанных с нарушением правил рыболовства определяется термином «квалификация».

В юридической литературе и правоприменительной дея­тельности должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях термин «квалификация», используется как минимум в двух значениях:

- в одном случае, данное понятие используется для обо­значения сделанного логического вывода по конкретной адми­нистративно-правовой оценке содеянного, предполагающего указание соответствующей статьи (части, пункта) Кодекса Рос­сийской Федерации об административных правонарушениях;

  • в другом случае под данным термином подразумевают саму деятельность, направленную на получение такого вывода.

В этой связи основной целью квалификации становится установление правовой нормы Кодекса Российской Федера­ции об административных правонарушениях, подлежащей применению в конкретном случае.

Административное правонарушение как фактическое основание административной ответственности раскрывается через его признаки, которые охватывают: противоправность, виновность, наказуемость.

Противоправность предполагает совершение лицом дея­ния, запрещенного нормой права.Виновность деяния подразу­мевает, что оно совершено при наличии вины в форме умысла или неосторожности.

Наказуемость деяния означает, что за совершение дан­ного действия (бездействия) физического или юридического лица обязательно должна быть установлена именно админи­стративная ответственность.

Вместе с тем, не каждое деяние, даже содержащее все при­знаки административного правонарушения (противоправ­ность, виновность, наказуемость), является административным правонарушением. Дело в том, что в конкретном деянии мо­жет отсутствовать состав административного правонаруше­ния, под которым следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.

Понимание состава административного правонарушения важно для обеспечения законности при привлечении лица к административной ответственности, в том числе и за правона­рушения в области охраны морских биологических ресурсов, связанных с нарушением правил рыболовства. Поэтому при квалификации административных правонарушений следует отличать признаки административного правонарушения как понятия от элементов и признаков состава конкретного адми­нистративного правонарушения.

Последовательность действий при квалификации адми­нистративных правонарушений в области охраны морских биологических ресурсов, связанных с нарушением правил ры­боловства определяется с решением двух относительно само­стоятельных задач:

  • во-первых, с определением административно-правовой нормы, с позиции которой должно рассматриваться решение вопроса о противоправности и наказуемости деяния;
  • во-вторых, с установлением в последнем всех необходи­мых признаков состава административного правонарушения.

Говоря о первой задаче, следует отметить, что ее решение обусловлено логикой конструирования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, глав­ным образом, его Особенной части.

Квалификацию административных правонарушений в области охраны морских биологических ресурсов, связанных с нарушением правил рыболовства в этом случае можно было бы непосредственно связать с существующими в Кодексе Рос­сийской Федерации об административных правонарушениях структурными элементами, устанавливая принадлежность де­яния:

  • к определенному разделу. Административные правона­рушения в области охраны морских биологических ресурсов, связанные с нарушением правил рыболовства предусмотрены в Особенной части Кодекса Российской Федерации об админи­стративных правонарушениях - Раздел II;
  • к определенной главе. Административные правонару­шения в области охраны морских биологических ресурсов, связанные с нарушением правил рыболовства закреплены в главе 8 - Административные правонарушения в области охра­ны окружающей среды и природопользования;
  • к определенной статье. Административные правона­рушения в области охраны морских биологических ресурсов, связанные с нарушением правил рыболовства отнесены к на­рушениям, регламентирующим деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море требований или условий ли­цензии - статья 8.17;
  • к определенной части статьи. Административные пра­вонарушения в области охраны морских биологических ресур­сов, связанные с нарушением правил рыболовства определены в части 2 статьи 8.17 как нарушение правил и требований, ре­гламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в ис­ключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море.

Отличительной чертой второй задачи квалификации является то, что при ее выполнении необходимо установить соответствие или, напротив, несоответствие признаков содеян­ного всем признакам состава правонарушения, предусмотрен­ного избранной на предшествующем этапе квалификации, нормы Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2 статьи 8.17).

К элементам состава административного правонаруше­ния, в том числе предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Ко­декса Российской Федерации об административных правона­рушениях относятся:

  • объект административного правонарушения;
  • объективная сторона административного правонаруше­ния;
  • субъект административного правонарушения;
  • субъективная сторона административного правонару­шения.

Под объектом административного правонарушения в теории административного права понимается общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административная ответственности.

К числу общественных отношений, охраняемых частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях, относится порядок добычи водных биологических ресурсов и правила, регламентирующие раз­личные виды рыболовства.

Объективная сторона административного правонаруше­ния представляет собой систему предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление ад­министративного правонарушения.

Внешняя сторона противоправного деяния субъекта ад­министративного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об администра­тивных правонарушениях, проявляется в том, что виновный нарушает правила добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иные правила, регламентирующие осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства.

При соотнесении объективной стороны содеянного и со­става правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных право­нарушениях необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:

  • способы изложения правовой нормы в статьях закона. В теории права принято выделять прямой, ссылочный (отсы­лочный) и бланкетный способы изложения правовой нормы в статьях закона. При прямом изложении все составные части правовой нормы полностью совпадают со структурой статьи. Для ссылочного (отсылочного) способа характерно то, что не­достающие элементы правовой нормы восполняются прямо указанными статьями этого же закона. Бланкетный способ от­личается от ссылочного тем, что недостающие элементы пра­вовой нормы восполняются положениями самостоятельных нормативных правовых актов. Большинство составов правона­рушений, в области охраны окружающей среды и природо­пользования изложены бланкетным способом. Следовательно, для определения объективной стороны состава правонаруше­ния, должностному лицу, осуществляющему производство по делу об административном правонарушении, следует сначала определить какие пункты, каких правил нарушены, и связать это с объективной стороной конкретного состава администра­тивного правонарушения;
  • факультативные признаки состава правонарушения. Для объективной стороны состава правонарушения, предус­мотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федера­ции об административных правонарушениях, в качестве фа­культативных признаков выступают:
  • место совершения правонарушения - внутренние мор­ские воды, территориальное море, континентальный шельф, исключительная экономическая зона Российской Федерации;
  • негативные последствия - водные биологические ресур­сы, явившиеся предметом административного правонаруше­ния.

Отсутствие хотя бы одного из указанных факультативных признаков объективной стороны данного состава правонару­шения, требует квалификации данного правонарушения по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об админи­стративных правонарушениях.

Субъектом административного правонарушения призна­ется лицо, его совершившее.

Субъектами административного правонарушения, пред­усмотренного в части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Фе­дерации об административных правонарушениях являются граждане, должностные и юридические лица.

Под субъективной стороной административного право­нарушения понимается психическое отношение субъекта к противоправному деянию и его последствиям. Обязательным признаком субъективной стороной административного пра­вонарушения выступает вина.

Действующее административное законодательство закре­пляет следующие формы вины:

  • умысел, когда лицо, совершившее административное правонарушение сознает противоправный характер своего действия (бездействия), предвидит его вредные последствия и желает наступления таких последствий или сознательно их допускает, либо относится к ним безразлично.
  • неосторожность, когда лицо, совершившее администра­тивное правонарушение предвидит вредные последствия сво­его действия (бездействия), но без достаточных к тому осно­ваний самонадеянно рассчитывает на предотвращение таких последствий либо не предвидит возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установле­но, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административ­ная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вывод о соответствии или, напротив, несоответствии при­знаков содеянного всем признакам состава административно­го правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных право­нарушениях, означает, что административно-правовая ква­лификация в отношении отдельно взятого деяния в области охраны морских биологических ресурсов, связанных с наруше­нием правил рыболовства состоялась.

Что же касается фактического применения избранной правовой нормы, то очевидно, что при оценке содеянного должны учитываться:

  • пределы действия законодательства об администра­тивных правонарушениях во времени. Устанавливая пределы действия законодательства об административных правонару­шениях во времени, Кодекс Российской Федерации об адми­нистративных правонарушениях закрепляет:

а)    общее правило действия законодательства об адми­нистративных правонарушениях во времени, в соответствии с которым лицо подлежит административной ответствен­ности только на основании закона, под которым понимается Кодекс Российской Федерации об административных право­нарушениях и законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, действующего либо действовавшего на момент совершения административного правонарушения;

б)   специальные правила действия законодательства об ад­министративных правонарушениях во времени, которые при­меняются только в тех случаях, когда вступил в силу закон, который:

  • смягчает или отменяет административную ответствен­ность за административное правонарушение либо иным об­разом улучшает положение лица, совершившего админи­стративное правонарушение. При этом закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за ад­министративное правонарушение либо иным образом улуч­шающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу;
  • устанавливает или отягчает административную ответ­ственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшает положение лица, совершившего админи­стративное правонарушение. В таких случаях установлен за­прет на придание обратной силы закону;
  • обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. К таким обстоятель­ствам Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях относит:
  • отсутствие события административного правонаруше­ния;
  • отсутствие состава административного правонаруше­ния, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возрас­та, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяе­мость физического лица, совершившего противоправные дей­ствия (бездействие);
  • действия лица в состоянии крайней необходимости;
  • издание акта амнистии, если такой акт устраняет при­менение административного наказания;
  • признание утратившими силу закона или его положе­ния, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступле­ния в силу положений закона, отменяющих административ­ную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность;
  • истечение сроков давности привлечения к администра­тивной ответственности;
  • наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отно­шении которого ведется производство по делу об админи­стративном правонарушении, постановления о назначе­нии административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбужде­нии уголовного дела;
  • смерть физического лица, в отношении которого ведет­ся производство по делу об административном правонаруше­нии;
  • иные предусмотренные Кодексом Российской Федера­ции об административных правонарушениях обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездей­ствие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответ­ственности.

При наличии одного из указанных обстоятельств, про­изводство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекра­щению.

Таким образом, квалификация административных пра­вонарушений в области охраны морских биологических ре­сурсов, связанные с нарушением правил рыболовства:

1) с одной стороны позволяет:

  • принимать решения и совершать юридические дей­ствия в точном соответствии с законом;
  • осуществлять реализацию норм материального и про­цессуального права;
  • обеспечивать законность и правопорядок в области ох­раны морских биологических ресурсов;
  • применять соответствующие меры обеспечения произ­водства по делам об административных правонарушениях;
  • осуществлять поиск и использование информации, не­обходимой для квалификации административных правона­рушений в области охраны морских биологических ресурсов, связанные с нарушением правил рыболовства;
  • обеспечивать выявление административных правона­рушений в области охраны морских биологических ресурсов, связанные с нарушением правил рыболовства;

2) с другой стороны норма административного права, избранная для применения к содеянному деянию в процессе квалификации (часть 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Феде­рации об административных правонарушениях), осуществляя охранительную функцию:

  • характеризует право как особый способ воздействия на поведение физических и юридических лиц под угрозой при­менения соответствующей санкции, установлением запретов и реализацией административной ответственности;
  • служит источником информации для субъектов обще­ственных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану государством посредством установления соответ­ствующих предписаний.

ДАНИЛОВ Николай Филиппович
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеправовых дисциплин Дальневосточного института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Хабаровск

Правовые онлайн консультации юристов осуществляет проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.). 

© 2019. Правовые онлайн консультации юристов. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Юридическая консультация и помощь по БЕСПЛАТНОМУ тел. Россия +8 800 500-27-29 (доб. 507)
Московская обл, г. Москва +7 499 653-60-72 (доб. 665)
Ленинградская обл, г. Санкт-Петербург +7 812 426-14-07 (доб. 423)
в режиме online - круглосуточно!