В качестве одного из отличительных признаков административной ответственности в теории административного права рассматривается основание ее применения - совершение административного правонарушения.
Действующее административное законодательство, определяет административное правонарушение как противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из анализа, сформулированного в части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понятия административного правонарушения, а также задач и принципов законодательства об административных правонарушениях, выделяют два основания административной ответственности: материальное (фактическое) и юридическое.
Материальным (фактическим) основанием административной ответственности является совершение деяния в форме действия или бездействия.
Квалификация административных правонарушений в области охраны морских биологических ресурсов, связанных с нарушением правил рыболовства
Под юридическим основанием административной ответственности понимается состав административного правонарушения, который представляет собой совокупность установленных законом объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное деяние как административное правонарушение.
Единство и взаимосвязь указанных оснований административной ответственности, в том числе и за правонарушения в области охраны морских биологических ресурсов, связанных с нарушением правил рыболовства определяется термином «квалификация».
В юридической литературе и правоприменительной деятельности должностных лиц, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях термин «квалификация», используется как минимум в двух значениях:
- в одном случае, данное понятие используется для обозначения сделанного логического вывода по конкретной административно-правовой оценке содеянного, предполагающего указание соответствующей статьи (части, пункта) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- в другом случае под данным термином подразумевают саму деятельность, направленную на получение такого вывода.
В этой связи основной целью квалификации становится установление правовой нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежащей применению в конкретном случае.
Административное правонарушение как фактическое основание административной ответственности раскрывается через его признаки, которые охватывают: противоправность, виновность, наказуемость.
Противоправность предполагает совершение лицом деяния, запрещенного нормой права.Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии вины в форме умысла или неосторожности.
Наказуемость деяния означает, что за совершение данного действия (бездействия) физического или юридического лица обязательно должна быть установлена именно административная ответственность.
Вместе с тем, не каждое деяние, даже содержащее все признаки административного правонарушения (противоправность, виновность, наказуемость), является административным правонарушением. Дело в том, что в конкретном деянии может отсутствовать состав административного правонарушения, под которым следует понимать установленную правом совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Понимание состава административного правонарушения важно для обеспечения законности при привлечении лица к административной ответственности, в том числе и за правонарушения в области охраны морских биологических ресурсов, связанных с нарушением правил рыболовства. Поэтому при квалификации административных правонарушений следует отличать признаки административного правонарушения как понятия от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.
Последовательность действий при квалификации административных правонарушений в области охраны морских биологических ресурсов, связанных с нарушением правил рыболовства определяется с решением двух относительно самостоятельных задач:
- во-первых, с определением административно-правовой нормы, с позиции которой должно рассматриваться решение вопроса о противоправности и наказуемости деяния;
- во-вторых, с установлением в последнем всех необходимых признаков состава административного правонарушения.
Говоря о первой задаче, следует отметить, что ее решение обусловлено логикой конструирования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, главным образом, его Особенной части.
Квалификацию административных правонарушений в области охраны морских биологических ресурсов, связанных с нарушением правил рыболовства в этом случае можно было бы непосредственно связать с существующими в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях структурными элементами, устанавливая принадлежность деяния:
- к определенному разделу. Административные правонарушения в области охраны морских биологических ресурсов, связанные с нарушением правил рыболовства предусмотрены в Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - Раздел II;
- к определенной главе. Административные правонарушения в области охраны морских биологических ресурсов, связанные с нарушением правил рыболовства закреплены в главе 8 - Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования;
- к определенной статье. Административные правонарушения в области охраны морских биологических ресурсов, связанные с нарушением правил рыболовства отнесены к нарушениям, регламентирующим деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море требований или условий лицензии - статья 8.17;
- к определенной части статьи. Административные правонарушения в области охраны морских биологических ресурсов, связанные с нарушением правил рыболовства определены в части 2 статьи 8.17 как нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море.
Отличительной чертой второй задачи квалификации является то, что при ее выполнении необходимо установить соответствие или, напротив, несоответствие признаков содеянного всем признакам состава правонарушения, предусмотренного избранной на предшествующем этапе квалификации, нормы Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 2 статьи 8.17).
К элементам состава административного правонарушения, в том числе предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относятся:
- объект административного правонарушения;
- объективная сторона административного правонарушения;
- субъект административного правонарушения;
- субъективная сторона административного правонарушения.
Под объектом административного правонарушения в теории административного права понимается общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административная ответственности.
К числу общественных отношений, охраняемых частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относится порядок добычи водных биологических ресурсов и правила, регламентирующие различные виды рыболовства.
Объективная сторона административного правонарушения представляет собой систему предусмотренных нормами права признаков, характеризующих внешнее проявление административного правонарушения.
Внешняя сторона противоправного деяния субъекта административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проявляется в том, что виновный нарушает правила добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иные правила, регламентирующие осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства.
При соотнесении объективной стороны содеянного и состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:
- способы изложения правовой нормы в статьях закона. В теории права принято выделять прямой, ссылочный (отсылочный) и бланкетный способы изложения правовой нормы в статьях закона. При прямом изложении все составные части правовой нормы полностью совпадают со структурой статьи. Для ссылочного (отсылочного) способа характерно то, что недостающие элементы правовой нормы восполняются прямо указанными статьями этого же закона. Бланкетный способ отличается от ссылочного тем, что недостающие элементы правовой нормы восполняются положениями самостоятельных нормативных правовых актов. Большинство составов правонарушений, в области охраны окружающей среды и природопользования изложены бланкетным способом. Следовательно, для определения объективной стороны состава правонарушения, должностному лицу, осуществляющему производство по делу об административном правонарушении, следует сначала определить какие пункты, каких правил нарушены, и связать это с объективной стороной конкретного состава административного правонарушения;
- факультативные признаки состава правонарушения. Для объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в качестве факультативных признаков выступают:
- место совершения правонарушения - внутренние морские воды, территориальное море, континентальный шельф, исключительная экономическая зона Российской Федерации;
- негативные последствия - водные биологические ресурсы, явившиеся предметом административного правонарушения.
Отсутствие хотя бы одного из указанных факультативных признаков объективной стороны данного состава правонарушения, требует квалификации данного правонарушения по части 2 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектом административного правонарушения признается лицо, его совершившее.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного в части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются граждане, должностные и юридические лица.
Под субъективной стороной административного правонарушения понимается психическое отношение субъекта к противоправному деянию и его последствиям. Обязательным признаком субъективной стороной административного правонарушения выступает вина.
Действующее административное законодательство закрепляет следующие формы вины:
- умысел, когда лицо, совершившее административное правонарушение сознает противоправный характер своего действия (бездействия), предвидит его вредные последствия и желает наступления таких последствий или сознательно их допускает, либо относится к ним безразлично.
- неосторожность, когда лицо, совершившее административное правонарушение предвидит вредные последствия своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на предотвращение таких последствий либо не предвидит возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вывод о соответствии или, напротив, несоответствии признаков содеянного всем признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, означает, что административно-правовая квалификация в отношении отдельно взятого деяния в области охраны морских биологических ресурсов, связанных с нарушением правил рыболовства состоялась.
Что же касается фактического применения избранной правовой нормы, то очевидно, что при оценке содеянного должны учитываться:
- пределы действия законодательства об административных правонарушениях во времени. Устанавливая пределы действия законодательства об административных правонарушениях во времени, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях закрепляет:
а) общее правило действия законодательства об административных правонарушениях во времени, в соответствии с которым лицо подлежит административной ответственности только на основании закона, под которым понимается Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, действующего либо действовавшего на момент совершения административного правонарушения;
б) специальные правила действия законодательства об административных правонарушениях во времени, которые применяются только в тех случаях, когда вступил в силу закон, который:
- смягчает или отменяет административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение. При этом закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу;
- устанавливает или отягчает административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшает положение лица, совершившего административное правонарушение. В таких случаях установлен запрет на придание обратной силы закону;
- обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. К таким обстоятельствам Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях относит:
- отсутствие события административного правонарушения;
- отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
- действия лица в состоянии крайней необходимости;
- издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
- признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность;
- истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
- наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
- смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
- иные предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
При наличии одного из указанных обстоятельств, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Таким образом, квалификация административных правонарушений в области охраны морских биологических ресурсов, связанные с нарушением правил рыболовства:
1) с одной стороны позволяет:
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
- осуществлять реализацию норм материального и процессуального права;
- обеспечивать законность и правопорядок в области охраны морских биологических ресурсов;
- применять соответствующие меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
- осуществлять поиск и использование информации, необходимой для квалификации административных правонарушений в области охраны морских биологических ресурсов, связанные с нарушением правил рыболовства;
- обеспечивать выявление административных правонарушений в области охраны морских биологических ресурсов, связанные с нарушением правил рыболовства;
2) с другой стороны норма административного права, избранная для применения к содеянному деянию в процессе квалификации (часть 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), осуществляя охранительную функцию:
- характеризует право как особый способ воздействия на поведение физических и юридических лиц под угрозой применения соответствующей санкции, установлением запретов и реализацией административной ответственности;
- служит источником информации для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану государством посредством установления соответствующих предписаний.
ДАНИЛОВ Николай Филиппович
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общеправовых дисциплин Дальневосточного института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), г. Хабаровск