Незыблемым критерием поступательного развития любого современного общества принято считать уровень законности административно-правового инструментария, используемого для поддержания и устойчивого развития широкого спектра общественных отношений в различных отраслях жизнедеятельности индивида и общества в целом.
К вопросу о взаимосвязи мер обеспечения и стадий производства по делам об административных правонарушениях
Неоспоримо значимой административно-правовой единицей в деле по установлению законности во всех сферах общественных отношений выступают органы внутренних дел (далее - ОВД) и их сотрудники, являющиеся элементом, проявляющим своё государственно-властное воздействие и исполнительно-распорядительные отношения на всё многообразие субъектов гражданского общества. Роль органов внутренних дел нельзя переоценить буквально, поскольку в их непосредственную зону ответственности входят не только мероприятия по пресечению и выявлению административно- и уголовно-правовых деликтов, но субъекты, которые ответственны за профилактику нарушений закона, поддержание законности на уровне «допустимой комфортности» общества и его основных институтов, в соответствии с основополагающими принципами и функциями, являющимися основой оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД.
Необходимо отметить, что важнейшей характерной особенностью осуществления профессиональной деятельности правоохранительными органами, является активное применение мер принудительного воздействия.
Действующее законодательство не содержит формулировки такой правовой дефиниции как «меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях», а из статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) следует, что такие меры воздействия применяются в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. Как видно из вышеуказанного толкования статьи 27.1 КоАП РФ, меры обеспечения имеют отношение к самым разнообразным мероприятиям, осуществляемым сотрудниками ОВД по делам об административных правонарушениях, находящих своё отражение в различных стадиях административно-правового разбирательства.
В рамках данной статьи автор попыталась выявить не только проблемные вопросы, касающиеся применения мер обеспечения по делам об административных правонарушениях, но и связать практическую значимость указанных мер с различными научно-правовыми дефинициями, принятыми в исследовательских кругах.
Анализируя административно-правовую дефиницию «стадии производства по делам об административных правонарушениях», следует отметить, что она не закреплена законодателем в каком-либо нормативно-правовом акте Российской Федерации, при этом достаточно широко распространенным мнением в среде исследователей-правоведов является факт наличия таких стадий по делам об административных правонарушениях как:
- Возбуждение дела об административном правонарушении;
- Рассмотрение дела об административном правонарушении;
- Принятия и пересмотра решения по делу об административном правонарушении;
- Исполнения принятого решения по делу об административном правонарушении.
Основная цель упоминания в настоящей статье вышеуказанных стадий заключается отнюдь не в научно-правовом исследовании их последовательного расположения, а в невозможности отрицания присущих каждой стадии (пусть даже условно) уникальных признаков и характерных особенностей, которые имеют прямое отношение к мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Перед тем как коснуться связующего звена обеспечительных мер по делам об административных правонарушениях с достаточно часто встречающейся классификацией стадий по делам об административных правонарушениях, автор считает целесообразным выделить отдельные виды мер принуждения. Исследуемый в статье вопрос о взаимосвязи стадий по делам об административных правонарушениях с обеспечительными мерами по аналогичным делам, позволяет выделить ряд их особенностей и взаимопересечений. Так, исследуя стадию возбуждения дела об административном правонарушении, можно сделать вывод о том, что уполномоченное на выявление и пресечение общественных вредных деяний лицо сталкивается с начальной стадией противоправного деяния, на которой, с практической точки зрения, необходимы к применению следующие меры обеспечения:
- Личный досмотр - в целях отыскания предметов и вещей, которые могут находиться в незаконном обороте, а также в целях личной и коллективной безопасности при дальнейшем доставлении правонарушителя в орган внутренних дел.
- Доставление - как средство для принудительного препровождения нарушителя в орган внутренних дел для последующего его административного задержания.
- Административное задержание - как элемент практической составляющей оперативно-служебной деятельности сотрудников внутренних дел, направленный на обеспечение уполномоченными на проведение проверки по факту совершения правонарушителем общественно вредного деяния, в целях дальнейшего применения широкого спектра видов проверочных мероприятий в отношении правонарушителя, в том числе и с его участием.
- Изъятие вещей и документов - как обеспечительная мера, направленная на изъятие вещей и документов из незаконного оборота, а равно в целях дальнейшего разбирательства по делу с использованием различных техник исследования изъятых вещей и получения необходимой доказательственной базы.
- Временный запрет деятельности - как основополагающий элемент мер обеспечения, направленный на кратковременное прекращение деятельности исполнительных органов и (или) их филиалов, в случае нарушения условий, определённых ст. 27.16 КоАП РФ, или угрозе жизни и здоровья населения.
- Отстранение от управления транспортным средством - в целях пресечения выявленного правонарушения и предупреждения детерминантов будущего общественно вредного деяния.
Касательно стадии рассмотрения дела об административном правонарушении и имеющейся взаимосвязи с мерами обеспечения по делам об административных правонарушениях, следует отметить, что здесь могут применяться следующие принудительные меры:
- Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения - как средство для закрепления первичных признаков состояния алкогольного опьянения (преимущественно с применением различных технических устройств и алгоритмов, направленных на установление тождественности доказательной базы с видимой объективной стороной административного правонарушения.
- Медицинское освидетельствование на состояние опьянения - как метод, используемый для четкого, медико-экспертного подхода при установлении факта употребления наркотических средств, психотропных веществ, алкогольных субстанций и препаратов, приводящих субъекта в состояние различных видов опьянения.
- Задержание транспортного средства - как обеспечительная мера, способствующая формированию административно-правовых инструментов для дальнейшего использования транспортного средства в необходимых проверочных мероприятиях, либо мера, направленная на своеобразное изъятие транспортного средств с места общего пользования (автодороги) и помещении такого транспортного средства на стоянку для хранения задержанного автотранспорта, ввиду невозможности его дальнейшей эксплуатации в актуальном состоянии.
- Привод - как мера обеспечения, применяемая на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, при условии невозможности установления контакта или получения оперативно-значимых данных, необходимых для качественного, своевременного и объективного рассмотрения дела. Заключается, как правило, в принудительном препровождении лица, являющегося участником по делу об административном правонарушении, к должностному лицу или судье, уполномоченному на рассмотрение и принятие решения по отдельно взятому делу.
- Помещение иностранных граждан в специализированные учреждения - как мера, призванная обеспечить содержание иностранных граждан (лиц без гражданства) в помещениях специальных учреждений, в целях обеспечения их участия в дальнейшем судебном разбирательстве, решение по которому может повлечь за собой выдворение таких лиц за пределы Российской Федерации.
Применительно к стадиям принятия (пересмотра) решений и стадии исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях может применяться такая мера обеспечения как арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного, например, статьей 19.28 КоАП РФ.
Исследование взаимосвязи установленных мер обеспечения по делам об административных правонарушениях и указанных стадий по аналогичным делам в очередной раз указывает на взаимосвязь и практическую значимость, имеющихся в распоряжении правоприменителя, инструментов, способствующих эффективной деятельности по сдерживанию преступности, восстановлению законности в различных сферах общественных отношений.
Рассматривая практическую значимость мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, безусловно, следует делать акцент на уже имеющийся опыт применения отдельных мер обеспечения, слабые стороны, а также проблемы применения принудительных мер, но и нельзя забывать о том, что успешный правоприменитель в деле по установлению законности и правопорядка, должен «просчитывать ситуацию» наперёд, опережая совершение противоправного деяния. В этой связи, следует обратить внимание на концепцию нового КоАП РФ, которая в настоящее время уже одобрена Правительством Российской Федерации. В данном документе уделено внимание различным административно-правовым новеллам, применение которых окажет важное значение для установления существенного уровня законности в обществе, защиты прав и интересов лиц, пострадавших от противоправных посягательств. При этом следует отметить факты наличия правовых пробелов, связанных непосредственно с мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, имеющие место быть как в действующем КоАП РФ, так и в его новой Концепции. Речь идёт о том, что ни одним законодательным актом Российской Федерации не приняты формализованные бланки процессуальных документов, необходимые для законодательного оформления исследуемых в статье мер.
В настоящее время сотрудники органов внутренних дел имеют возможность применять формализованные бланки оформления мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях благодаря единственно действующему Приказу МВД России от 23.08.2017 г. № 664 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» Вместе с тем, данные бланки относятся по своему содержанию к мероприятиям по выявлению и пресечению административных правонарушений в области дорожного движения.
Необходимо также учесть, что вопросам, касающимся проблем законодательного развития мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, следует уделять наиболее пристальное внимание, так как, наличие возможности ссылаться на историко-правовой анализ законодательного оформления исследуемых мер, позволит правоприменителю более подробно проследить их систематизацию.
Исследование, проведенное в рамках статьи, позволяет автору сформулировать ряд рекомендаций, способствующих оптимизации деятельности, связанной с применением мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях:
- Целесообразно закрепить на законодательном уровне административно-правовую дефиницию «мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях»;
- Разработать и добавить в КоАП РФ единообразные формализованные бланки процессуальных документов, сопровождающих применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
- В Концепции нового КоАП РФ проработать и законодательно закрепить четкое разграничение стадий производства по делам об административных правонарушениях, подробно прописав использование мер обеспечения на каждой из них.
Учет данных рекомендаций будет способствовать эффективности применения изложенных в статье мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, поскольку они являются действенным инструментом для поддержания установленного порядка, реализации административной ответственности и нормального функционирования современного общества в Российской Федерации.
КАНУННИКОВА Наталья Геннадьевна
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, полковник полиции