с другой - мерой государственного принуждения, обладающую присущими только ей специфическими признаками, отличающими ее от других видов юридической ответственности, закрепленную нормами административно-деликтного законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возникающую вследствие совершения общественно опасного, противоправного, виновного, наказуемого деяния (действия или бездействия) субъектом административной ответственности (физическим или юридическим лицом), состоящую с одной стороны в применении уполномоченными органами административной юрисдикции к субъектам административной ответственности мер принуждения, предусмотренных административно-деликтным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с другой стороны - обязанности субъектов административной ответственности претерпевать административные наказания личного, имущественного или организационного характера, которые могут быть применены к лицу за совершение административного правонарушения.
Несмотря на актуальность и значимость изучения проблематики института административной ответственности на современном этапе, единого подхода к пониманию данной правовой категории среди ученых-административистов на сегодняшний день нет.
Вместе с тем, в последнее время законодатель все больше внимания уделяет развитию законодательных норм, направленных на профилактику и предупреждение административных деликтов, как наиболее предпочтительное направление борьбы с этим антисоциальным и антиправовым явлением, исходя из того, что административно-деликтные (охранительные) отношения - это отношения, которые регулируются нормами, регламентирующими порядок применения мер принуждения управленческого характера к физическим или юридическим лицам.
Анализ статистических данных Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации свидетельствует о росте количества административных деликтов и ухудшении административно-деликтной ситуации в целом.
Так, в 2018 г. в суды общей юрисдикции Российской Федерации поступило 7 055 780 дел об административных правонарушениях, из них возвращено для устранения недостатков - 505 786 дел, всего рассмотрено 7 033 723 дела, привлечено к административной ответственности 5 943 053 лица; в 2017 г. в суды общей юрисдикции Российской Федерации поступило 6 540 001 дел об административных правонарушениях, из них возвращено для устранения недостатков - 444 840 дел, всего рассмотрено 6 512 118 дел, привлечено к административной ответственности 5 509 733 лиц, в 2016 г. - поступило 6 419 802 дел, из них возвращено для устранения недостатков - 432 511 дел, всего рассмотрено 6 423 122 дел, по которым привлечено к административной ответственности 5 428 753 лиц.
Однако, и вышеприведенные данные не показывают всей картины о состоянии административной деликтности в Российской Федерации и ее субъектах в силу отсутствия ведения соответствующих федеральных и региональных баз данных.
Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого человека на свободное выражение своего мнения. Одновременно Конституцией предусмотрено, что всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, а также все акты насилия или подстрекательство к насилию должны быть запрещены законом. В то же время, уголовная ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства предусмотрена ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Вместе с тем, одним из направлений современной уголовно-правовой политики является возвращение к реализации принципа административной преюдиции. Причем, Концепция развития российского законодательства определяет, что достичь оптимизации средств согласования уголовно-правовых и административно-деликтных санкций можно путем расширения сферы административной преюдиции.
В силу чего, Федеральным законом «О внесении изменения в статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации» от 27.12.2018 N 519-ФЗ, ст. 282 УК РФ изложена в новой редакции, предусматривающей уголовное наказание за два самостоятельных состава преступления, а именно:
- действия, которые направлены на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года;
- действия, которые направлены на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет»: а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) организованной группой.
Таким образом, уголовно наказуемыми являются действия, направлены на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека, совершенные:
- лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года (при этом, законодателем не указывается, что подразумевается под аналогичным деянием, поскольку ни УК РФ, ни КоАП РФ данное понятие не раскрывают), которые наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет;
- - с применением насилия или с угрозой его применения; лицом с использованием своего служебного положения; организованной группой, за которые, ч. 2 ст. 282 УК РФ уже предусмотрены более суровые меры ответственности, а именно: штраф в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительные работы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишение свободы на срок от трех до шести лет.
Как видим, квалифицирующим признаком в первом случае является совершение лицом действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека в течение одного года после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние, т.е., в соответствии с требованиями ст. 4.6 КоАП РФ,. лицо, подлежит уголовному наказанию по одной ч. 1 ст. 282 УК РФ с административной преюдицией должно быть подвергнуто административному наказанию до истечения одного года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания и до окончания исполнения данного постановления, при этом, деяние должно быть аналогичным, т.е. также быть направленным на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека.
Так, Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 27.12.2018 № 521-ФЗ, в КоАП РФ добавлена статья 20.3.1, предусматривающая административную ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства. Так, действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадцати суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей. Необходимо отметить, что правом на возбуждение дел об административных правонарушениях рассматриваемой категории наделен прокурор. При этом в случаях, если после выявления административного правонарушения в области законодательства о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 КоАП РФ), осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, согласно ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ проводится административное расследование. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.3.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов.
Таким образом, указанные изменения позволят установить справедливые меры административной ответственности за совершение действий, незначительных по степени общественной опасности и потому не могущих считаться уголовным преступлением, например, «репосты» новостей и сообщений в социальных сетях и других ресурсах «Интернета», а также, позволят снизить излишнюю неоправданную нагрузку на уголовно-исполнительную систему, экспертное и судейское сообщество Российской Федерации и повысить уровень доверия общества к российскому правосудию в целом.
БУЦ Сергей Борисович
преподаватель кафедры административного и финансового права Крымского филиала Российского государственного университета правосудия
ЕВСИКОВА Елена Витальевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Крымского филиала Российского государственного университета правосудия
ПОНОМАРЕВ Александр Валерьевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Крымского филиала Российского государственного университета правосудия