Административная ответственность за возбуждение ненависти либо вражды

с другой - мерой государственного принужде­ния, обладающую присущими только ей специфическими признаками, отличающими ее от других видов юридической ответственности, закрепленную нормами административ­но-деликтного законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возникающую вследствие совершения общественно опасного, противоправного, вино­вного, наказуемого деяния (действия или бездействия) субъ­ектом административной ответственности (физическим или юридическим лицом), состоящую с одной стороны в при­менении уполномоченными органами административной юрисдикции к субъектам административной ответственности мер принуждения, пред­усмотренных администра­тивно-деликтным законо­дательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с другой стороны - обязанности субъектов административной ответственности претерпевать административные наказания личного, имущественного или организационного характера, которые могут быть примене­ны к лицу за совершение административного правонарушения.

Несмотря на актуальность и значимость изучения про­блематики института административной ответственности на современном этапе, единого подхода к пониманию данной правовой категории среди ученых-административистов на сегодняшний день нет.

Вместе с тем, в последнее время законодатель все боль­ше внимания уделяет развитию законодательных норм, направленных на профилактику и предупреждение адми­нистративных деликтов, как наиболее предпочтительное на­правление борьбы с этим антисоциальным и антиправовым явлением, исходя из того, что административно-деликтные (охранительные) отношения - это отношения, которые регу­лируются нормами, регламентирующими порядок приме­нения мер принуждения управленческого характера к физи­ческим или юридическим лицам.

Анализ статистических данных Судебного Департамен­та при Верховном Суде Российской Федерации свидетель­ствует о росте количества административных деликтов и ухудшении административно-деликтной ситуации в целом.

Так, в 2018 г. в суды общей юрисдикции Российской Феде­рации поступило 7 055 780 дел об административных право­нарушениях, из них возвращено для устранения недостатков - 505 786 дел, всего рассмотрено 7 033 723 дела, привлечено к административной ответственности 5 943 053 лица; в 2017 г. в суды общей юрисдикции Российской Федерации поступило 6 540 001 дел об административных правонарушениях, из них возвращено для устранения недостатков - 444 840 дел, всего рассмотрено 6 512 118 дел, привлечено к административной ответственности 5 509 733 лиц, в 2016 г. - поступило 6 419 802 дел, из них возвращено для устранения недостатков - 432 511 дел, всего рассмотрено 6 423 122 дел, по которым привлечено к административной ответственности 5 428 753 лиц.

Однако, и вышеприведенные данные не показывают всей картины о состоянии административной деликтности в Российской Федерации и ее субъектах в силу отсутствия ведения соответствующих федеральных и региональных баз данных.

Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого человека на свободное выражение своего мнения. Одновременно Конституцией предусмотрено, что всякое вы­ступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дис­криминации, вражде или насилию, распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, а так­же все акты насилия или подстрекательство к насилию долж­ны быть запрещены законом. В то же время, уголовная ответ­ственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства предусмотрена ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).

Вместе с тем, одним из направлений современной уго­ловно-правовой политики является возвращение к реали­зации принципа административной преюдиции. Причем, Концепция развития российского законодательства опреде­ляет, что достичь оптимизации средств согласования уголов­но-правовых и административно-деликтных санкций можно путем расширения сферы административной преюдиции.

В силу чего, Федеральным законом «О внесении измене­ния в статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации» от 27.12.2018 N 519-ФЗ, ст. 282 УК РФ изложена в новой редак­ции, предусматривающей уголовное наказание за два само­стоятельных состава преступления, а именно:

  • действия, которые направлены на возбуждение нена­висти либо вражды, а также на унижение достоинства че­ловека либо группы лиц по признакам пола, расы, нацио­нальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, со­вершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуни­кационных сетей, включая сеть «Интернет», лицом после его привлечения к административной ответственности за анало­гичное деяние в течение одного года;
  • действия, которые направлены на возбуждение нена­висти либо вражды, а также на унижение достоинства че­ловека либо группы лиц по признакам пола, расы, нацио­нальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, со­вершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекомму­никационных сетей, включая сеть «Интернет»: а) с приме­нением насилия или с угрозой его применения; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) организо­ванной группой.

Таким образом, уголовно наказуемыми являются дей­ствия, направлены на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека, совершенные:

  • лицом после его привлечения к административной от­ветственности за аналогичное деяние в течение одного года (при этом, законодателем не указывается, что подразуме­вается под аналогичным деянием, поскольку ни УК РФ, ни КоАП РФ данное понятие не раскрывают), которые наказыва­ются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принуди­тельными работами на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет;
  • - с применением насилия или с угрозой его примене­ния; лицом с использованием своего служебного положе­ния; организованной группой, за которые, ч. 2 ст. 282 УК РФ уже предусмотрены более суровые меры ответственности, а именно: штраф в размере от трехсот тысяч до шестисот ты­сяч рублей или в размере заработной платы или иного до­хода осужденного за период от двух до трех лет, либо при­нудительные работы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо ли­шение свободы на срок от трех до шести лет.

Как видим, квалифицирующим признаком в первом случае является совершение лицом действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека в течение одного года после его привле­чения к административной ответственности за аналогичное деяние, т.е., в соответствии с требованиями ст. 4.6 КоАП РФ,. лицо, подлежит уголовному наказанию по одной ч. 1 ст. 282 УК РФ с административной преюдицией должно быть под­вергнуто административному наказанию до истечения одного года со дня вступления в законную силу постановления о на­значении административного наказания и до окончания ис­полнения данного постановления, при этом, деяние должно быть аналогичным, т.е. также быть направленным на возбуж­дение ненависти либо вражды, а также на унижение достоин­ства человека.

Так, Федеральным законом «О внесении изменений в Ко­декс Российской Федерации об административных правонару­шениях» от 27.12.2018 № 521-ФЗ, в КоАП РФ добавлена статья 20.3.1, предусматривающая административную ответствен­ность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно униже­ние человеческого достоинства. Так, действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение до­стоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к рели­гии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуника­ционных сетей, включая сеть «Интернет», если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -влекут наложение ад­министративного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до ста часов, или административный арест на срок до пятнадца­ти суток; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей. Необходимо отметить, что правом на возбуждение дел об административных правонарушениях рас­сматриваемой категории наделен прокурор. При этом в случа­ях, если после выявления административного правонарушения в области законодательства о противодействии экстремистской деятельности (в части административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3.1 КоАП РФ), осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, согласно ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ проводится административное расследование. Дела об адми­нистративных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.3.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями районных судов.

Таким образом, указанные изменения позволят устано­вить справедливые меры административной ответственности за совершение действий, незначительных по степени обще­ственной опасности и потому не могущих считаться уголовным преступлением, например, «репосты» новостей и сообщений в социальных сетях и других ресурсах «Интернета», а также, позволят снизить излишнюю неоправданную нагрузку на уго­ловно-исполнительную систему, экспертное и судейское со­общество Российской Федерации и повысить уровень доверия общества к российскому правосудию в целом.

БУЦ Сергей Борисович
преподаватель кафедры административного и финансового права Крымского филиала Российского государственного университета правосудия

ЕВСИКОВА Елена Витальевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Крымского филиала Российского государственного университета правосудия

ПОНОМАРЕВ Александр Валерьевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Крымского филиала Российского государственного университета правосудия

Правовые онлайн консультации юристов осуществляет проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.). 

© 2018-2020. Правовые онлайн консультации юристов. Все права защищены.
Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции.
Юридическая консультация и помощь по БЕСПЛАТНОМУ тел. Россия +8 (800) 700-99-56 (доб. 995)
Московская обл, г. Москва +7 (495) 980-97-90 (доб. 597)
Ленинградская обл, г. Санкт-Петербург +7 (812) 449-45-96 (доб. 560)
в режиме online - круглосуточно!