Дисциплина водителей транспортных средств достигается, в том числе, и путем привлечения виновных лиц к административной ответственности. При этом в каждом случае должна быть обеспечена неотвратимость и справедливость наказания. В соответствии с ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ, в случае неисполнения правонарушителем наказания в виде штрафа, сотрудниками ИАЗ подразделений Госавтоинспекции изготавливается второй экземпляр постановления об административном правонарушении, который в течение 10 суток направляется почтовым отправлением или в виде электронного документа по информационно-телекоммуникационным сетям судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ.
По мнению А. И. Быкова, подобная процедура взыскания штрафа снижает мотивацию правонарушителя к добровольной уплате штрафа, кроме того отсутствие качественного взаимодействия подразделений Госавтоинспекции со службой судебных приставов, федерального казначейства, подтолкнуло законодателя в созданию дополнительных санкций в ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Организационно-правовые проблемы привлечения участников дорожного движения к административной ответственности за неуплату штрафа в установленный законом срок
Однако, как показывает практика, и этот инструмент воздействия на граждан по исполнению законодательства в части уплаты штрафов работает недостаточно эффективно в связи с возникающими сложностями в правоприменительной деятельности должностных лиц, уполномоченных возбуждать производство по данной статье. По этой причине деликтные деяния граждан остаются фактически безнаказанными, что позволяет им и в дальнейшем продолжать противоправное поведение, подвергая риску здоровье и безопасность других участников дорожного движения.
Так, ГИБДД МВД по Кабардино-Балкарской Республике, постоянно, в соответствии с действующими нормативноправовыми актами и распорядительными документами МВД России, проводит полномасштабную работу, направленную на исполнение гражданами наказаний в виде административного штрафа за нарушения в области дорожного движения.
При остановке транспортного средства, обращении граждан в экзаменнационно-регистрационные подразделения, подразделения по исполнению административного законодательства, каждый водитель проверяется на наличие неисполненных штрафов. Списки лиц, уклоняющихся от уплаты административного штрафа направляются участковым уполномоченным полиции, сотрудникам лицензионно-разрешительной системы. Периодически проводятся профилактические (рейдовые) мероприятия с привлечением средств массовой информации. В случае выявления фактов неуплаты административного штрафа в установленный законом срок, сотрудники полиции обязаны возбудить административное производство по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
И здесь правоохранителям следует соблюсти следующие условия:
- привлечь к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ в течение двух месяцев, с момента истечения срока добровольной уплаты штрафа. Это правило установлено статьей 4.5 КоАП РФ.
- обеспечить присутствие лица, в отношении которого возбуждено административное производство, так как в Постановлении Верховного Суда РФ от 16 апреля 2014 г. № 7-АД13-8 указано, что дело об административном правонарушении, где санкцией статьи предусмотрено наказание в виде административного ареста, рассматривается судьей в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В соответствии с требованиями ст. 28.8 и ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ, на сотрудника полиции, составившего протокол об административном правонарушении, возлагается обязанность обеспечения явки в суд водителя, неуплатившего административный штраф. В ином случае судья возвращает протокол в связи с неполнотой представленных материалов.
- доставить водителя, неисполнившего наказание в виде штрафа в судебный участок мирового судьи по месту жительства. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъясняет, что если административное правонарушение совершено в форме бездействия, местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие. Поскольку объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, характеризуется бездействием лица, на которое возложена обязанность по уплате административного штрафа, территориальная подсудность таких дел определяется местом, где должна быть выполнена соответствующая обязанность.
На практике выполнение этих условий представляется весьма сложным. Так, чтобы привлечь водителя, неуплатившего административный штраф за нарушение Правил дорожного движения РФ, выявленное в визуальном режиме, сотрудники ДПС должны остановить транспортное средство за какое-либо правонарушение(чтобы иметь возможность проверить его на наличие неуплаченных штрафов, по которым возможно возбудить дело по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ) в течение ограниченного срока - двух месяцев, или сам водитель должен обратиться в подразделение ГИБДД самостоятельно по какому-либо вопросу.
После составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, необходимо незамедлительно доставить лицо в судебный участок по месту жительства водителя. С учетом того, что зачастую место выявления правонарушения и место рассмотрения дела находятся на значительном расстоянии друг от друга, сложившаяся практика влечет существенное повышение затрат временного, материального и человеческого ресурсов.
Например, расстояние между г. Нальчиком и г. Тыр- ныаузом Эльбрусского района составляет 83 км. В случае установления факта в неуплаты штрафа в установленный законом срок лицом, зарегистрированным по месту жительства в г. Нальчике, инспекторам дорожно-патрульной службы Эльбруского района, в соответствии с требованиями действующего законодательства, необходимо доставить его в судебный участок г. Нальчика. На все процедуры инспекторами дорожно-патрульной службы затрачивается большая часть рабочего дня. В это время они не выполняют свои прямые функциональные обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения на маршруте патрулирования. Кроме того, если остановлен житель Кабардино-Балкарской Республики, зарегистрированный за пределами обслуживаемого района в вечернее время или житель другого региона, составление административного материала становится невозможным.
Если протокол об административном правонарушении составлен, лицо доставлено в суд, но судья по различным причинам не смог рассмотреть дело в текущие сутки, по истечении срока административного задержания, сотрудник полиции обязан отпустить гражданина без правовых последствий. В дальнейшем, в случае неявки виновного водителя в течение двух месяцев в суд, административное производство прекращается за истечением сроков давности, что окончательно освобождает недобросовестных водителей от ответственности. Так, в 2017 г. за истечением сроков давности по ст.20.25 КоАП РФ мировыми судьями судебных участков Кабардино-Балкарской Республики прекращено 667 административных дел.
Статистические данные по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ за 2015-2017 г.г. свидетельствуют о росте количества составленных протоколов и вынесенных судебных решений. Так в 2015 г. составлено 13303 протокола, в 2016 г. -15107, а за 2017 г. - 16593. Рассмотрено судами в 2015 г.- 8065 дел, в 2016 - 8773, в 2017 г. - 16593.
В связи с тем, что срок рассмотрения дела в суде по делам, возбужденным в 2017 г. не истек, проанализируем практику рассмотрения дел судами в 2015-2016 г.г. Так, за истекшие два года сотрудниками ГИБДД МВД по КБР составлено 28410 протоколов об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, из них, по состоянию на 1 января 2017 г., судьями рассмотрено 16838 дел. Это говорит о том, что 31,3 % административных производств по различным причинам не достигли конечного результата - привлечения к административной ответственности лиц, умышленно неуплативших административный штраф.
Неэффективность данной статьи, на наш взгляд, влияет и на общую исполняемость штрафов, которая по итогам 2017 г. в Кабардино-Балкарской Республике составила 45,1 % от общего количества постановлений, вынесенных сотрудниками Госавтоинспекции с наложением административного штрафа.
В связи с этим, полагаем необходимым, наделить полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, наравне с судьями, органы, уполномоченные возбуждать дела об административных правонарушениях данной категории, путем внесения соответствующих изменений в часть 1 и пункт 1 части 2 статьи 23.1 КоАП РФ.
В пользу данного решения свидетельствует и статистика. Из всех вынесенных мировыми судьями решений с назначением наказания по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ в 2017 году (8920), около 90 % (8005) назначается административный штраф и лишь в 5,3 % (396) назначается административный арест и 4,7 % (468) обязательные работы.
В данном случае правоприменителям на стадии возбуждения дела об административном производства, в соответствии с требованиями ст.26.1 КоАП РФ, необходимо тщательно изучить обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе и виновность лица. Если правонарушение по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ совершено по неосторожности (например, лицо не имело в данный период источника дохода, находилось за пределами РФ, надеялось на уплату административного штрафа собственником транспортного средства), сотрудник полиции вправе рассмотреть дело и вынести постановление с назначением штрафа. Кроме того, представляется возможным рассмотрение дела в органе внутренних дел в случае, когда невозможно незамедлительно доставить нарушителя к судье (в вечернее время суток, при остановке жителя иного региона). В случае, когда водитель умышленно не исполнял наказание в виде административного штрафа, наличии нескольких подобных фактов, сотрудник Госавтоинспекции вправе направить административное дело мировому судье для рассмотрении вопроса о назначении наказания в виде административного штрафа или обязательных работ. Представляется, что данная мера позволить повысить эффективность принимаемых мер по обеспечению безопасности дорожного движения, исключить факты уклонения от административной ответственности правонарушителей.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что механизм исполнения административного штрафа нуждается в скорейшем нормативно-правовом реформировании, позволяющем сотрудникам полиции беспрепятственно выполнять возложенные на них функции, так как сложности подобного характера порождают непреодолимые проблемы в работе, как мировых судей, так и сотрудников Госавтоинспекции.
ХАМИЗОВА Светлана Альбертовна
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, подполковник полиции