Юристы и адвокаты по административному праву

Юридическая онлайн консультация по административным делам

Административная ответственность за курение табака на объектах железнодорожного транспорта

следует выделить Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», закрепивший в качестве основных направлений деятельности полиции предупреж­дение и пресечение административных правонарушений и обеспечение правопорядка в общественных местах; Фе­деральный закон «О железнодорожном транспорте в Рос­сийской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ, установивший запрет курения в вагонах и тамбурах поезда пригородного сообщения; Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего та­бачного дыма и последствий потребления табака», который непосредственно регулирует отношения, возникающие в сфе­ре охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма; КоАП РФ, наделивший органы внутренних дел правом рассмотрения дел об административных правона­рушениях, предусмотренных ст. 6.24 (в части административ­ных правонарушений, совершенных в общественных местах, в том числе на объектах транспортной инфраструктуры); При­каз МВД России от 30.08.2017 № 685 «О должностных лицах системы МВД России, уполномоченных составлять протоко­лы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание», наделивший должностных лиц строевых подразделений ППСП, подразделений охраны общественного порядка, подразделений по досмотру указан­ными полномочиями по административным правонаруше­ниям, предусмотренным ст. 6.24 КоАП РФ.

Особенности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, связанные с курением табака на объектах железнодорожного транспорта

Анализируя нормы упомянутого ранее ФЗ № 15, следует отметить, что «антитабачный закон» с целью предотвраще­ния воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека, установил запрет курения табака в следующих ме­стах: на отдельных территориях и в помещениях (предназна­ченных для оказания образовательных услуг, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитаци­онных и санаторно-курортных услуг, учреждений культуры, органов по делам молодежи, государственной власти и мест­ного самоуправления, а также на рабочих местах, в лифтах, в помещениях многоквартирных домов, на детских площад­ках и автозаправочных станциях), на отдельных объектах (на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения). Применительно к объектам железнодорожного транспорта ст. 12 ФЗ № 15 устанавливает запрет курения: в поездах дальнего следова­ния; на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообще­ния; в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорож­ных вокзалов; в помещениях железнодорожных вокзалов; на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении. Также законом установлен запрет на определенные способы реализации та­бачной продукции. Разумеется, невыполнение указанных за­претов влечет за собой административную ответственность, в данном случае, установленную ст.ст. 6.24, 6.25 КоАП РФ.

В целях предупреждения негативных последствий, связан­ных с табакокурением, законодательством предусмотрены сле­дующие меры: установление запрета курения табака на отдель­ных территориях, в помещениях и на объектах; пропаганда и информирование населения о вреде табакокурения и вредном воздействии окружающего табачного дыма; установление за­прета рекламы продажи табака; предупреждение и пресечение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изде­лиями; установление запрета продажи и потребления табач­ной продукции несовершеннолетними, а также запрета вовле­чения детей в процесс табакокурения; введен запрет на курение в расположенных на объектах транспортной инфраструктуры местах общественного питания, в магазинах и торговых залах, в том числе нестационарных торговых объектах; общежитиях и гостиницах, входящих в состав транспортной инфраструктуры; на перронах железнодорожных вокзалов и в поездах. Для обо­значения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, размещается знак о запрете курения, требования к порядку размещения которого установлены приказом Ми­нистерства здравоохранения Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № 214н.

В компетенцию органов внутренних дел по рассмотре­нию дел, связанных с нарушением антитабачного законо­дательства, в части установления запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением детских площадок (ч. 1), и за нарушение уста­новленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках (ч. 2) включены административные пра­вонарушения, предусмотренные ст. 6.24 КоАП (нарушение установленного федеральным законом запрета курения таба­ка на отдельных территориях, в помещениях и на объектах), за которые установлена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей (ч. 1), в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (ч. 2). По данным составам административных правонарушений составлять протоколы и рассматривать дело должностные лица органов внутрен­них дел на транспорте вправе только в том случае, если они совершены в общественных местах, непосредственно на объ­ектах железнодорожного транспорта.

Относительно административных правонарушений, со­вершенных на железнодорожном транспорте, дела рассма­тривают начальники линейных отделов (управлений) поли­ции на транспорте, их заместители, начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) по­лиции на транспорте, начальники линейных отделений (пун­ктов) полиции, начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, на­чальники линейных отделений (пунктов) полиции и другие сотрудники полиции, на которых возложен надзор за соблю­дением соответствующих правил. В соответствии с приказом МВД России от 30.08.2017 № 685 «О должностных лицах си­стемы МВД России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять ад­министративное задержание» в перечень должностных лиц органов внутренних дел на транспорте, уполномоченных составлять протоколы об административных правонаруше­ниях, предусмотренных КоАП РФ, включены: 1) по управле­ниям на транспорте Министерства внутренних дел Россий­ской Федерации по федеральным округам (п. 2 Перечня): начальник главного управления (управления); заместитель начальника главного управления (управления) - начальник полиции; должностные лица, имеющие специальные звания сотрудников полиции; начальник линейного управления; начальник линейного отдела (отделения); заместитель на­чальника линейного управления - начальник полиции; заме­ститель начальника линейного отдела - начальник полиции; заместители начальника полиции; начальник (заместитель начальника) линейного отдела (отделения) полиции; на­чальник линейного пункта полиции; оперуполномоченный; должностные лица подразделений охраны общественного порядка; должностные лица подразделений по делам несо­вершеннолетних; должностные лица подразделений по до­смотру; должностные лица подразделений по исполнению административного законодательства; должностные лица строевых подразделений ППСП; начальник (заместители начальника); помощник начальника изолятора - дежурный; дежурный; начальник спецчасти; командир взвода; замести­тель командира взвода изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых; должностные лица строевых подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых; должностные лица подразделений дознания; начальник дежурной части; начальник дежурной смены; старший оперативный дежурный; оперативный дежурный; помощник оперативного дежурного; дежурный.

Следует отметить, что при реализации требований Фе­дерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоро­вья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» возникает ряд проблем, связанных с разграничением объектов транспортной ин­фраструктуры. Эти проблемы обусловлены тем, что орга­ны внутренних дел (полиция) наделены административно­юрисдикционными полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.24, лишь в тех случаях, если они совершены в обще­ственных местах. Поскольку понятие «общественное место» так и осталось несформулированным законодательно, при привлечении правонарушителей к административной от­ветственности часто встает вопрос об определении террито­риальных границ объектов, курение на которых запрещено, например, соответствующих границ территории, прилегаю­щей к зданию вокзала. К сожалению, отсутствие четких гра­ниц нередко приводит к тому, что любой гражданин, в том числе по своим внутренним убеждениям, законопослушный, курящий на такой территории, не имея по сути умысла на совершение административного правонарушения, предус­мотренного ст. 6.24 КоАП РФ, фактически может стать субъ­ектом административного правонарушения.

Оценивая работы, в которых раскрывается термин «об­щественное место», необходимо отметить, что в большинстве исследований под данной категорией понимается место со­вместного публичного пользования, пребывания людей вне за­висимости от формы его собственности в целях удовлетворения различных жизненных интересов и потребностей, постоянно или временно доступное для нахождения неопределенного круга лиц. Данное определение в полной мере относится к во­просам определения общественного места при выявлении ад­министративных правонарушений, предусмотренных ст. 6.24 КоАП РФ, на объектах железнодорожного транспорта. Таким образом, курение в пассажирских поездах, в том числе курение в туалете, закрытом купе, в вагоне-ресторане, в тамбуре; равно как и случаи курения на пассажирских платформах, где про­изводится посадка-высадка пассажиров пассажирских поездов дальнего следования, и других местах на объектах транспорт­ной инфраструктуры, подпадающих под понятие обществен­ного места, образуют состав административного правонаруше­ния, предусмотренного ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ.

МАМЛЕЕВА Дилара Радиковна
кандидат юридических наук, доцент кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России

  • All
  • ДТП
  • адвокат
  • адвокатская деятельность
  • административная ответственность
  • административное законодательство
  • административное право
  • безопасность дорожного движения
  • гражданское право
  • договор возмездного оказания услуг
  • договор купли продажи недвижимости
  • договор на оказание юридических услуг
  • игорный бизнес
  • изъятие оружия
  • курортный сбор
  • лишение права управления
  • наружная реклама
  • пневматическое оружие
  • правила дорожного движения
  • правовое регулирование рекламы
  • право на получение квалифицированной юридической помощи
  • предоставление доступа к базам данных
  • рыболовство
  • семейно бытовое насилие
  • удостоверение нотариусом договора купли продажи недвижимости
  • юридическая помощь
  • юридические услуги
load more hold SHIFT key to load all load all
Правовые онлайн консультации юристов осуществляет проект при содействии ЕВРАЗИЙСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА (издается при содействии Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). Международный научный и научно-практический юридический журнал.).