следует выделить Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», закрепивший в качестве основных направлений деятельности полиции предупреждение и пресечение административных правонарушений и обеспечение правопорядка в общественных местах; Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 № 17-ФЗ, установивший запрет курения в вагонах и тамбурах поезда пригородного сообщения; Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», который непосредственно регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма; КоАП РФ, наделивший органы внутренних дел правом рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах, в том числе на объектах транспортной инфраструктуры); Приказ МВД России от 30.08.2017 № 685 «О должностных лицах системы МВД России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание», наделивший должностных лиц строевых подразделений ППСП, подразделений охраны общественного порядка, подразделений по досмотру указанными полномочиями по административным правонарушениям, предусмотренным ст. 6.24 КоАП РФ.
Особенности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, связанные с курением табака на объектах железнодорожного транспорта
Анализируя нормы упомянутого ранее ФЗ № 15, следует отметить, что «антитабачный закон» с целью предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека, установил запрет курения табака в следующих местах: на отдельных территориях и в помещениях (предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, учреждений культуры, органов по делам молодежи, государственной власти и местного самоуправления, а также на рабочих местах, в лифтах, в помещениях многоквартирных домов, на детских площадках и автозаправочных станциях), на отдельных объектах (на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта городского и пригородного сообщения). Применительно к объектам железнодорожного транспорта ст. 12 ФЗ № 15 устанавливает запрет курения: в поездах дальнего следования; на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения; в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов; в помещениях железнодорожных вокзалов; на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении. Также законом установлен запрет на определенные способы реализации табачной продукции. Разумеется, невыполнение указанных запретов влечет за собой административную ответственность, в данном случае, установленную ст.ст. 6.24, 6.25 КоАП РФ.
В целях предупреждения негативных последствий, связанных с табакокурением, законодательством предусмотрены следующие меры: установление запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах; пропаганда и информирование населения о вреде табакокурения и вредном воздействии окружающего табачного дыма; установление запрета рекламы продажи табака; предупреждение и пресечение незаконной торговли табачной продукцией и табачными изделиями; установление запрета продажи и потребления табачной продукции несовершеннолетними, а также запрета вовлечения детей в процесс табакокурения; введен запрет на курение в расположенных на объектах транспортной инфраструктуры местах общественного питания, в магазинах и торговых залах, в том числе нестационарных торговых объектах; общежитиях и гостиницах, входящих в состав транспортной инфраструктуры; на перронах железнодорожных вокзалов и в поездах. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, размещается знак о запрете курения, требования к порядку размещения которого установлены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12 мая 2014 г. № 214н.
В компетенцию органов внутренних дел по рассмотрению дел, связанных с нарушением антитабачного законодательства, в части установления запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением детских площадок (ч. 1), и за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках (ч. 2) включены административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.24 КоАП (нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах), за которые установлена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей (ч. 1), в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (ч. 2). По данным составам административных правонарушений составлять протоколы и рассматривать дело должностные лица органов внутренних дел на транспорте вправе только в том случае, если они совершены в общественных местах, непосредственно на объектах железнодорожного транспорта.
Относительно административных правонарушений, совершенных на железнодорожном транспорте, дела рассматривают начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители, начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции, начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции и другие сотрудники полиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил. В соответствии с приказом МВД России от 30.08.2017 № 685 «О должностных лицах системы МВД России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание» в перечень должностных лиц органов внутренних дел на транспорте, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, включены: 1) по управлениям на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по федеральным округам (п. 2 Перечня): начальник главного управления (управления); заместитель начальника главного управления (управления) - начальник полиции; должностные лица, имеющие специальные звания сотрудников полиции; начальник линейного управления; начальник линейного отдела (отделения); заместитель начальника линейного управления - начальник полиции; заместитель начальника линейного отдела - начальник полиции; заместители начальника полиции; начальник (заместитель начальника) линейного отдела (отделения) полиции; начальник линейного пункта полиции; оперуполномоченный; должностные лица подразделений охраны общественного порядка; должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних; должностные лица подразделений по досмотру; должностные лица подразделений по исполнению административного законодательства; должностные лица строевых подразделений ППСП; начальник (заместители начальника); помощник начальника изолятора - дежурный; дежурный; начальник спецчасти; командир взвода; заместитель командира взвода изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых; должностные лица строевых подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых; должностные лица подразделений дознания; начальник дежурной части; начальник дежурной смены; старший оперативный дежурный; оперативный дежурный; помощник оперативного дежурного; дежурный.
Следует отметить, что при реализации требований Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» возникает ряд проблем, связанных с разграничением объектов транспортной инфраструктуры. Эти проблемы обусловлены тем, что органы внутренних дел (полиция) наделены административноюрисдикционными полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.24, лишь в тех случаях, если они совершены в общественных местах. Поскольку понятие «общественное место» так и осталось несформулированным законодательно, при привлечении правонарушителей к административной ответственности часто встает вопрос об определении территориальных границ объектов, курение на которых запрещено, например, соответствующих границ территории, прилегающей к зданию вокзала. К сожалению, отсутствие четких границ нередко приводит к тому, что любой гражданин, в том числе по своим внутренним убеждениям, законопослушный, курящий на такой территории, не имея по сути умысла на совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.24 КоАП РФ, фактически может стать субъектом административного правонарушения.
Оценивая работы, в которых раскрывается термин «общественное место», необходимо отметить, что в большинстве исследований под данной категорией понимается место совместного публичного пользования, пребывания людей вне зависимости от формы его собственности в целях удовлетворения различных жизненных интересов и потребностей, постоянно или временно доступное для нахождения неопределенного круга лиц. Данное определение в полной мере относится к вопросам определения общественного места при выявлении административных правонарушений, предусмотренных ст. 6.24 КоАП РФ, на объектах железнодорожного транспорта. Таким образом, курение в пассажирских поездах, в том числе курение в туалете, закрытом купе, в вагоне-ресторане, в тамбуре; равно как и случаи курения на пассажирских платформах, где производится посадка-высадка пассажиров пассажирских поездов дальнего следования, и других местах на объектах транспортной инфраструктуры, подпадающих под понятие общественного места, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ.
МАМЛЕЕВА Дилара Радиковна
кандидат юридических наук, доцент кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России